Маргинальность и комплексное использование защитных механизмов
А. Маргинальная ситуация
В другой работе' мы подробно исследовали "маргинальную ситуацию", в которой оказываются индивиды и группы,— представители национальных меньшинств,- живущих в больших полиэтнических ранжированных обществах. Для того, чтобы способы защитной адаптации и наши новые идеи стали более понятными, вновь вкратце опишем эту ситуацию. Основные идеи о маргинальное™ обобещены и изложены много лет назад Стоунквистом2.
Маргинальность — это особый статус, позиция личности или группы в обществе. Это промежуточное положениемежду двумя группами и их культурами. Индивид, принадлежащий к этническому меньшинству Эм, одновременно желает быть
членом доминирующего этноса Эд. На "предмаргинальной стадии", согласно Стоунквисту, человек усваивает культуру господствующей группы без четкого осознания того, что он не принадлежит этой группе (и ее культуре). Конфликт культур воспринимается еще очень смутно, в виде стремления к ассимиляции. На данной ("предмаргинальной") стадии противоречия и фрустрации, конечно, есть, но они, по—видимому, не так остры и человек пока еще не осознает себя в качестве маргинального. Считается, что когда межгрупповые (межкультурные) конфликты переживаются четко и остро, наступает поворотный период в жизни личности: она переживает психологический шок, поскольку господствующая группа, ее культурный мир, ее отвергают, хотя она сама стремится идентифицироваться с ней.
^ Налчаджян А. А.Этнопсихология-, введение в науку. Ер. 2000.
' см.: Stonequist Е. V.,The Marginal Man. New York, Scribners, 1937. Chapter 6.
194
Альберт Налчаджян
Механизм идентификации с конфликтующими группами имеет особое значение для перехода индивида из "предмарги-н&чьной" стадии в маргинальную. Именно так следует понимать следующее утверждение Стоунквиста: "Индивидуум не становится маргинальной личностью до тех пор, пока он не воспринимает групповые конфликты как личную проблему'".
В такой ситуации., когда эталонная группа отвергает притязания личности стать ее членом, личность переживает дезориентацию и дезорганизацию. Здесь, по—видимому, мы можем говорить уже об экзистенциальной фрустрации социальной смертитаких людей, имея в виду, что человек теряет часть своих социальных связей или перспективу иметь такие связи в новой эталонной группе2.
Маргинальная личность, таким образом, оказывается в кризисной ситуации. "В результате этих кризисных переживаний,- отметил Стоунквист,— индивид чувствует себя отчужденным от обеих культур, которыми был затронут. Он способен смотреть на себя уже с двух точек зрения, а так как эти точки зрения вступают между собой в конфликт, то этот конфликт отражается в психике индивидуума, становящегося дуальной личностью, т.е. обладающей "двойственным сознанием"3.
Это означает также, что маргинальная личность на стадии кризиса переживает расщепление своей я—концепции: она несет в себе два этнических—я в одной психике. Возникает вопрос, который мы здесь можем только ставить, оставляя его без ответа: есть ли данные о том, что среди этнических маргиналов больше деперсонализированных тлизофреников и "множественных" лиц?
Маргинальный человек находится в "точке" столкновения двух референтных групп. Стоунквист выражается образно: он как бы помещен между двух зеркал одновременно, дающих крайне различающиеся друг от друга изображения этого индивида. "Противоречивость получающихся образов,— писал он,-" способствует возникновению психических конфликтов, дуального самосознания. Эта двойственность установок и восприя-
1 Стоунквист, Указ. соч., с. 100.
2 О социальной смерти см.: Налчаджян А. А. Загадка смерти. Очерки психоло-
гической танатологии Е., Изд-во "Огебан", 2000, гл. 1. ' Стоунквист, Указ. соч., с. 101.
Этнические защитно—адаптивные комплексы-
195
тий характеризует суть маргинального человека. Она объясняет неустойчивость и противоречивость его мнений и действий, психическую неуравновешенность'". Это самые важные, ведущие черты маргинальной личности.