Б. Идентификация, когнитивный диссонанс и отчуждение

По итогам значительной части социально—психологических экспериментов, проведенных Эллиотом Аронсоном и другими, мы знаем, что чем с большими трудностями связано членство индивида в группе (ритуалы инициации и другие преграды), тем выше оценивает индивид значимость для себя группы и ее Деятельности. А когда мы без труда становимся членами соци­альной группы, то наши оценки бывают невысокими. Эта за­кономерность считается установленной1.

Эту закономерность, а также наши знания о когнитивном Диссонансе, можно использовать для исследования ряда про-

Б. Идентификация, когнитивный диссонанс и отчуждение - student2.ru См.: AronsonE. The social animal. W. H. Freeman and Co., New York, Seventh Edition, 1995, pp. 213-215; 419-422.

190

Альберт Налчаджян

Б. Идентификация, когнитивный диссонанс и отчуждение - student2.ru блем этнопсихологии. Дело в том, что каждый индивид (с не­многими исключениями) становится членом своего этноса не­зависимо от своей воли, по рождению, без приложения усилий и преодоления трудностей. А поскольку это так, то в случае эт­нического членства упомянутая закономерность здесь действо­вать не будет. Наоборот, может иметь место тенденция недооцен­ки своего этноса и его значения в своей жизнедеятельности.Правда, есть целый ряд конъюнктивных механизмов: связь с предками и родителями, первые импринтинги на образы роди­ны и т.п., но мы не должны недооценивать тот факт, что каж­дый из нас становится членом своего этноса без приложения каких—либо усилий. Усилия нередко требуются для того, чтобы остаться членом этноса,но это уже другой вопрос.

Если это так, то этническая социализация индивидов и обеспечение их психологической идентификации с этносом — не такие уж легкие задачи, как может показаться с первого взгляда. Для достижения этой цели как индивид, так и агенты этнической социализации (индивиды и группы) должны пре­одолеть тенденцию недооценки того, что легко приобретается.Эта тенденция — центробежная сила и в определенных усло­виях может дать о себе знать с отрицательными для этноса по­следствиями. Два таких случая мы можем отметить сразу же: а) когда данная этническая группа завоевана со стороны более мощных врагов, подавлена и дискредитирована; б) когда она еще не достигла заметных успехов в области культуры, науки и технологий.

Доказать эти утверждения нетрудно. Как только нация по­падает в зависимость от завоевателя и условия жизни становят­ся трудными и унизительными, начинается исход населения, эмиграция. XX век богат такими событиями и исторических фактов очень много. Достаточно ознакомиться только с данны­ми о перемещении народов бывшего СССР начиная с конца 80—х годов, чтобы убедиться в этом.

И когда кто—либо, покинувший свою родину, с большими трудностями получает гражданство другой страны, то его иден­тификация с этой страной и ее народом может стать более глу­бокой, чем его психологические и иные связи с прежней роди­ной. Это явление неофитов:такие люди значительно более пре­даны новой группе, чем ее старые члены.

Этнические защитно—адаптивные комплексы

191

Б. Идентификация, когнитивный диссонанс и отчуждение - student2.ru Проблема эта не только познавательная, но и практическая и весьма актуальна для Армении и армянской диаспоры, по­скольку в течение почти 10 лет из Армении в страны Европы, США, Россию и другие регионы мира уехало, по официальным данным, около 800 тысяч человек. Они потеряли то, что ими было приобретено без приложения усилий. Часть этих людей утверждает, что вернется, но приводимые ими аргументы пока­зывают, что они плохо представляют себе те психологические изменения, которые произойдут в них в новой этносоциальной среде.

Знание механизмов идентификации, когнитивного диссо­нанса и тех адаптивных процессов, которые следуют за ними, позволяет нам понять ряд процессов, которые имеют место до ухода индивида из своего этноса и родины, непосредственно перед уходом, сразу после появления в новой среде, а также в последующие месяцы и годы. Это процессы ассимиляции в но­вой этоносоциальной среде, сопровождающиеся углублением отчуждения от своего этноса. Закономерности и этапы ассими­ляции нами подробно рассмотрены в отдельной книге1, мате­риал которой полностью следует иметь в виду и при обсужде­нии проблем этнической самозащиты. Ряд вопросов, связан­ных с этнической самозащитой маргинальных людей и этниче­ских групп мы исследуем в следующем параграфе.

Наши рекомендации