Взаимовыручка — механизм этногенеза и этнозащитный комплекс
Как в повседневной жизни людей, так и в этничеких процессах, взаимовыручка играет защитную роль. Поэтому необходимо исследовать ряд аспектов этого явления, и именно в главе, посвященной этнозащитным комплексам.
А. Психолого-поведенческая структура взаимовыручки
Взаимовыручку мы считаем частным случаем взаимопомощи индивидов и групп. Оказать помощь другому возможно и тогда, когда ему ничего не угрожает, он счастлив, удовлетворен и стремится к новым целям, причем с успехом. Взаимовыручка— это помощь человеку и группе, которые оказались в трудном положении, в беде. В крайних случаях выручить человека означает спасти его жизнь или жизнь его близких, помочь в дости-, жении такой цели, приобретение которой необходимо для их [ существования и решения жизненно важных задач. Взаимовыручка может быть расчетливой, но может быть и бескорыстной, и в этих различных случаях соответствующее поведение людей
Этнические защитно—адаптивные комплексы
181
отвечает различным уровням их моральной зрелости, если судить об этом по шкале, предложенной Л. Кольбергом'.
Какие же процессы происходят в психике человека (или группы), когда он спешит на помощь другому. Существует це-лая область социальной психологии под названием "психология помощи "2, но мы здесь эту теорию пока использовать и представлять читателю не будем. Отметим, что, по нашему мнению, в психике такого человека могут иметь место по крайней мере следующие процессы: 1) восприятие и понимание ситуации жизни другого человека или группы, ясное осознание тех трудностей, угроз и лишений, которым он (они) подвергается; 2) сопереживание, эмпатия, мысленное принятие его (их) роли и переживание сходных чувств; 3) атрибуция другому ожидания помощи; 4) воспроизведение в сознании тех социальных и этнических норм, которые требуют спешить на помощь, оказать поддержку людям вообще, соплеменникам — в особенности; 5) ожидание осуждения и наказания в том случае, если он не придет на выручку тому, кто в ней нуждается; 6) воспроизведение в сознании представлений о родственных связях, если таковые имеются. Когда речь идет о таких разновидностях этносов, как роды, племена и племенные союзы, такие связи есть и они тоже играют значительную роль в создании внутренней мотивации оказания помощи; 7) представление и убеждение в том, что без его помощи люди окажутся в беде, могут подвергаться крайним формам лишений или даже погибнуть. Такое убеждение предотвращает диффузию ответственности,которая, как социально—психологическое явление, уже, без сомнения, существовала в самых ранних сообществах людей; 8) человек или группа, от которых другие ждут помощи, способны представить себе аналогичную ситуацию, в которой могут оказаться сами, воображая при этом, что было бы, если бы ни-
См.: Kohlberg L.Essays on moral development. Vol. I: The philosophy of moral development. New York: Harper and Row, 1981; Kohlberg L.Essays on moral development. Vol. 2: The psychology of moral development. New York: Harper and Row, 1984.
См.: например: Latane В. and Darley J.The unresponsive bystander: Why doesn't he help? New York: Appleton-Century-Crofts, 1970; Krebs D. L.and Miller D. T.Altruism and Agresson. In: G. Lindzey and E. Aronson (eds.), Handbook of social psychology. 3rd ed., Vol. 2, pp. 1-71. New York: Random Hause, 1985.
182
Альберт Налчаджян
кто не захотел их выручить. Чтобы в будущем получить помощь, сейчас следует показать пример такого альтруистического поведения.
Угроза подчинения, уничтожения и исчезновения всегда витала над головами племен и народов, и эта хроническая экзистенциальная фрустрация, по—видимому, способствовала развитию чувствительности к бедам других; 9) наконец, под воздействием всех этих внутренних процессов и мотивов, с учетом реальной ситуации, совершаются конкретные действия. Например, племя спешит на помощь другому племени, или идет войной на другой народ, чтобы наказать его за убийство своих послов.
Возможно, что мы приписываем древним, да и современным людям, этносам и их лидерам, слишком сложную психическую жизнь, но мы убеждены, что хотя бы часть этих процессов имеет место. Человек с давних времен был сложным психическим существом.