А. Психолого-поведенческая структура взаимовыручки
Взаимовыручку мы считаем частным случаем взаимопомощи индивидов и групп. Оказать помощь другому возможно и тогда, когда ему ничего не угрожает, он счастлив, удовлетворен и стремится к новым целям, причем с успехом. Взаимовыручка— это помощь человеку и группе, которые оказались в трудном положении, в беде. В крайних случаях выручить человека означает спасти его жизнь или жизнь его близких, помочь в достижении такой цели, приобретение которой необходимо для их существования и решения жизненно важных задач. Взаимовыручка может быть расчетливой, но может быть и бескорыстной, и в этих различных случаях соответствующее поведение людей
Этнические защитно—адаптивные комплексы
181
отвечает различным уровням их моральной зрелости, если судить об этом по шкале, предложенной Л. Кольбергом'.
Какие же процессы происходят в психике человека (или группы), когда он спешит на помощь другому. Существует целая область социальной психологии под названием "психология помощи"2, но мы здесь эту теорию пока использовать и представлять читателю не будем. Отметим, что, по нашему мнению, в психике такого человека могут иметь место по крайней мере следующие процессы: 1) восприятие и понимание ситуации жизни другого человека или группы, ясное осознание тех трудностей, угроз и лишений, которым он (они) подвергается; 2) сопереживание, эмпатия, мысленное принятие его (их) роли и переживание сходных чувств; 3) атрибуция другому ожидания помощи; 4) воспроизведение в сознании тех социальных и этнических норм, которые требуют спешить на помощь, оказать поддержку людям вообще, соплеменникам - в особенности; 5) ожидание осуждения и наказания в том случае, если он не придет на выручку тому, кто в ней нуждается; 6) воспроизведение в сознании представлений о родственных связях, если таковые имеются. Когда речь идет о таких разновидностях этносов, как роды, племена и племенные союзы, такие связи есть и они тоже играют значительную роль в создании внутренней мотивации оказания помощи; 7) представление и убеждение в том, что без его помощи люди окажутся в беде, могут подвергаться крайним формам лишений или даже погибнуть. Такое убеждение предотвращает диффузию ответственности,которая, как социально-психологическое явление, уже, без сомнения, существовала в самых ранних сообществах людей; 8) человек или группа, от которых другие ждут помощи, способны представить себе аналогичную ситуацию, в которой могут оказаться сами, воображая при этом, что было бы, если бы ни-
См.: Kohlberg L.Essays on moral development. Vol. 1: The philosophy of moral development. New York: Harper and Row, 1981; Kohlberg L.Essays on moral development. Vol. 2: The psychology of moral development. New York: Harper and Row, 1984.
См.: например: Latane В. and Darley J.The unresponsive bystander: Why doesn't he help? New York: Appleton-Century-Crofts, 1970; Krebs D. L.and Miller D. T.Altruism and Agresson. In: G. Lindzey and E. Aronson (eds.), Handbook of social psychology. 3rd ed., Vol. 2, pp. 1-71. New York: Random Hause, 1985.
180______________________________________________ Альберт Налчадмсян
у всех этносов. Но мы полагаем также, что этносы различаются по тому, какой из этих видов межэтнического сравнения у каждого из них преобладает.Так, если удастся обнаружить, что у этноса Э, преобладает нисходящее межэтническое сравнение, тогда как у Э2 _ восходящее, тогда мы будем располагать знанием, очень ценным для характеристики каждого из них. Такое знание позволит предвидеть наличие у этих этносов и других психических черт и тенденций поведения. Такое знание будет серьезным вкладом в этническую характерологию; 2) вторая проблема может быть сформулирована так: какое участие принимают этнические стереотипы в процессах межэтнического сравнения различных видов (нисходящего, восходящего и горизонтального)?
В целом мы видим, что социальное сравнение, особенно нисходящее межэтническое сравнение, является сложным защитно-адаптивным комплексом, включающим целый ряд защитных и других механизмов и этнопсихологических явлений, в том числе стереотипов.