Комплексный характер этнической регрессии
Механизм психической регрессиичеловека имеет фундаментальное значение для понимания многих сторон жизни личности и общества1.
Мы только что видели, что данный многофункциональный механизм психической жизни человека участвует также в процессе этнической защиты, в частности, в связи с проявлениями номадизма.
Чтобы в дальнейшем раскрыть объяснительный потенциал регрессии в этнопсихологии, следует иметь в виду комплексный характер регрессиикак на личностном, так и на этническом уровнях. Мы имеем в виду то, что ни одна детская или уже преодоленная в онтогенезе черта личности при регрессии не возвращается одна, в изоляции от других черт и способностей: при временной психической регрессии личности совместно и взаимосвязанно воспроизводятся многие черты, составляющие ин-
Подробнее различные проявления регрессии и ее разновидности рассматриваются в следующих трудах: FreudA. Das lch und die Abwehrmechanismen. London, 1946; Налчаджян А. А.Социально—психическая адаптация личности, гл. 3 и др.
Этнозащитные механизмы и процессы
171
фантильный комплекс.В него входят различные мысли, способности, действия и переживания. Очень впечатляющим доказательством этого утверждения является хорошо знакомый психиатрам пуэрилизм— устойчивая регрессия человека к определенному детскому возрасту с его привычками, интересами, эмоциональностью, отсутствием чувства социальной ответственности и т.п. '.
Мы здесь предлагаем гипотезу, согласно которой этническая регрессиятоже имеет комплексный характер. Номадизм — один из примеров комплексной этнической регрессии, когда у целого этноса или значительной его части вновь возникает древняя тенденция к переселению в другие края. Тут и мотивы перемены места жительства (в значительной мере в виде полусознательных или совсем бессознательных тенденций), и сознательная мотивировка, и действия, подготовительные и реально но-мадические, и соответствующие переживания, например, тревога перед неопределенностью.
Другим примером комплексной этнической регрессии является восстановление религиозного фундаментализма в какой—либо стране в качестве реакции на воздействие чужих культур, как это имело место в Иране.
Здесь мы видим одновременно как воспроизведение определенной идеологии, так и норм и шаблонов поведения, определенных взаимоотношений людей, переживания, формы и способы лидерства и харизмы и т.п. Когда фундаментализм начинает не удовлетворять какие—либо потребности множества людей, начинается новая волна модернизации, борьба между политическими и религиозными течениями и т.п.
Прогресс,как противоположность регресса, тоже является комплексным явлением. Он может носить характер отказа от целого культурного комплекса и восприятия (принятия, заимствования или создания) нового комплекса. Примеров этого немало: переход от язычества к христианской культуре, переход от феодализма к капитализму и т.п.
См.: Compehensive Textbook of Psychiatry. Ed. by Harold J. Kaplan and Benjamin J- Sadok. 5th ed., Vol. 2, Williams and Wilkins, Baltimore a. o., 1989, Ch. 46.
S72___________________________________________ Альберт Налчаджян
Национальное возрождение, ренессанс— более сложное явление. Оно во многом является культурно—психологическим регрессомк старым символам, культуре, шаблонам поведения, мировосприятия, представлениям о человеке и его возможностях и т.п. Но ренессанс есть также инновация— создание и добавление в культуре новых элементов,порой весьма значительных. Каждый раз, когда кто-либо выступает с лозунгом "Назад к истокам", речь идет не просто о полном отказе от всего того, что добыто после "истоков", а более полном использовании наследства прошлого. "Назад, к Фрейду" — провозгласили некоторые современные психоаналитики, что надо понимать именно в этом смысле. "Назад, к Аристотелю" — с таким призывом выступил один из современных политологов Г. Алмонд, но это не следует понимать, как верно заметил А. М. Салмин, как "абсурдное стремление вернуться к античному мыслителю от современности, а всего лишь противопоставление комплексного и сравнительного подхода к политике, ассоциирующегося с именем автора "Политики", подходам тех, кто во все времена воспринимал власть по преимуществу нормативно и институционально'".
Таким образом, национальный ренессанс - сложный сплав старого и нового, регрессии и прогрессии, традиционизма и новаторства. Это очень интересный культурно—психологический комплекс. Мы считаем, что анализ с этих позиций ренес-сансов разных народов (итальянского, армянского2 и др.) представляет значительный интерес как для культурологии вообще, так и для этнопсихологии.
Литература
1. Бромлей Ю. В.Этнос и этнография. М., 1973.
2. Бромлей Ю. В.Очерки теории этноса. М., 1985.
3. Бэрон Р., РичардсонД. Агрессия. "Питер", Санкт-Петербург. 1997.
4. ГумилевЛ. Н.Древняя Русь и Великая Степь. М., "Мысль", 1989.
5. ЕремеевД. Е.Этногенез турок. М., "Наука", 1971.
1 СалминА. М. Предисловие к книге: Лейпхарт А. Демократия в многосостав-
ных обществах. Сравнительное исследование. "Аспект Пресс", Москва, 1997, с. 14-15.
2 См.: Чалоян В. К.Армянский ренессанс. Ереван. 1964.
Этнозащитные механизмы и процессы
173
6. Изард К.Эмоции человека. М., Изд-во МГУ, 1980.
7. КиракосянДж. С. Младотурки перед судом истории. Изд—во "Айа-
стан", Ереван, 1986.
8. Мосесова И.Армяне в Баку: бытие и исход. Ереван, "Айастан",
1998.
9. Налчаджян А. А. Личность, психическая адаптация и творчество.
Ереван, "Луйс", 1980.
10. НалчаджянА. А. Социально—психическая адаптация личности.
Изд—во АН Армении, Ереван, 1988.
11. Манфред А. 3.Наполеон Бонапарт. М., 1971.
12. Мюнниш БеридтЕвропейцы ли турки? Ереван, 1991.
13. Тарле Е. В.Наполеон. Соч., т. 7, М., 1959.
14. Фрейд3. Толкование сновидений. М., 1913.
15. Фрейд3. Введение в психоанализ. Лекции. М., "Наука", 1989, ч. 2.
16. Фрейд 3.0 психоанализе. М., 1913.
17. Фромм ЭрихАнатомия человеческой деструктивное™. Изд—во
"Act", Москва, 1998.
18. Щепаньски Ян.Элементарные понятия социологии. М., 1969.
19. AllportG. The Nature of Prejudice. New York, 1958.
20. Aronson K.The Social Animal. W. H. Freeman and Co., New York,
1995.
21. Bern D. J,.Self—perception theory. In: Berkowitz L.(Ed.), Advances in
experimental social psychology. Vol. VI, New York: Academic Press,
1972.
22. Brown R.Social Psychology. 2nd ed., Free Press, New York, 1986.
23. FreudA. Das Ich und die Abwehrmechanismen. London, 1946.
24. Fromm F.The Anatomy of Human Destructiveness. H. Holt and Co.,
New York, 1992.
25. EriksonE. H.Identity: Youth and Crisis. New York, 1968.
26. EriksonE. H.Childhood and Society. 2nd ed., New York, 1982.
27. Festinger L.A theory of cognitive dissonance. Stanford (Calif.), 1967.
28. GordonM. M.Assimilation in American Life. New York, Oxford Univ.
Press, 1964.
29. Horowitz D. L.Ethnic. Groups in Conflict. Univ. of California Press.
Berkley a. o., 1985.
30. Jones E. E., Kanouse D. E., Kelley H. H., Nisbett R. E., Valinse S., and
Weiner B. (Eds.)-Attribution: Perceiving the causes of behavior.
Morristown (N. J.): General Learning Press, 1972.
174 Альберт Налчадмсян
31. Middlebrook P.N. Social Psychology and Modern Life. New York a. o.,
1980.
32. NisbettR. E. and RossL. Human influence: Strategies and
Shortcomings of social Judgment. Englewood Cliffs (N. J.),
Prentice-Hall, 1984.
33. Rathus S. A,Psychology. 3rd. ed., New York a. o., 1984.
34. RossL. The intuitive psychologist and his shortcomings. In: L.
Berkowitz (Ed.).Advances in experimental social psychology. Vol. 10,
New York, Academic Press, 1977.
35. Ryan, William.Blaming the Victim. Rev. ed., New York,, Random
House, 1976.
36. Shibutani T. and К. М. KwanEthnic Stratification: A Comparative
Approach. Macmillan Co., New York, 1965.
37. Wait R. G.L. The Psychopathic God: Adolf Hitler. De Capo Press, New
York, 1993.
38. Weiner B.An attributional theory of motivation and emotion. New
York: Springer Verlag, 1986.
Этнические защитно—адаптивные комплексы
175
Глава 4. Этнические защитно-адаптивные комплексы
§ 4.1. Постановка задачи
З |
ащитно—адаптивные комплексы— устойчивые комбинации этнозащитных механизмов. Они сохраняются в культуре этноса (этнической памяти) или в памяти этнофоров и, актуализируясь в проблемных ситуациях, способствуют самозащите и адаптации этноса. Когда защитный комплекс сочетается с установкой его использования в повторяющихся типичных ситуациях, мы говорим уже об адаптивной стратегии.Основные адаптивные стратегии нами уже рассмотрены (см. в гл. 1).
Уже при рассмотрении работы отдельных защитных механизмов мы видели, что они редко выступают отдельно. Проблемные ситуации, конфликты и фрустрации обычно сложны и простые адаптивные реакции не всегда эффективны. Поэтому, например, агрессия может сочетаться с регрессией или проекцией, атрибуция - с рационализацией и т.п.
Но нас интересуют здесь не столько эпизодические, мимолетные сочетания защитных механизмов, которые, играя свою роль в данной ситуации, затем распадаются, а те из них, которые, оказавшись эффективными, закрепляются в памяти людей и в культуре (традициях, ритуалах и т.п.) и, вновь и вновь воспроизводясь, обеспечивают защиту и адаптацию этноса в сходных проблемных ситуациях. Более того, мы считаем, что такие комбинации становятся устойчивыми блоками этнического характераи поэтому их раскрытие и описание может стать вкладом в этническую характерологию.
Этнозащитные комплексы принимают вид сложных социальных действий, некоторые из которых мы рассмотрим ниже. Отметим, что такая работа, насколько нам известно, здесь проводится впервые.
176______________________________________________ Альберт Налчадмсян
§ 4.2. Нисходящее социальное сравнение — комплексная
самозащита
А. Социальное сравнение
Как известно, Леон Фестингер, еще до создания своей знаменитой теории когнитивного диссонанса, с основными положениями которой мы уже знакомы, предложил еще одну концепцию, а именно: "теорию социального сравнения'". Согласно этой теории, одним из способов самопознания людей является сравнение себя с другими людьми, т.е. социальное сравнение.Но, кроме этого общего утверждения, которое нам хорошо известно из повседневной жизни, Л. Фестингер предложил ряд более специальных утверждений. Одно из них следующее: большинство людей сравнивает себя или со сходными, похожими людьми (сходными по достижениям, способностям, чертам характера и т.п.), или с теми, кто несколько превосходит их.Желая стать лучше, чем мы есть, и добиваться новых успехов, в качестве объектов сравнениямы выбираем тех, кто идет чуть впереди нас.То, что для нас является ближайшей целью, для них уже — достигнутый результат, завоеванная позиция.
Почему люди не сравнивают себя (или весьма редко сравнивают) с теми, кто ушел далеко вперед? Да потому, что это опасно для психики человека! Поскольку результат сравнения совсем не в нашу пользу, мы можем переживать фрустрацию и чувство собственной неполноценности. Многие не любят выдающихся людей именно по этой причине.
Правда, можно предположить, что люди чаще, чем это представляется при поверхностном подходе, сравнивают себя с теми, кто уже добился больших успехов, но тут имеют место по крайней мере следующие процессы: 1) как только индивид А, имеющий скромные успехи и способности, сравнивает себя с индивидом Б, у которого несравненно больше успехов и кто обладает выдающимися способностями, у него (А) сразу же срабатывают механизмы вытеснения, подавленияи рационализации,и с их помощью он быстро избавляется от этих неприятных психических содержаний; 2) происходит переход на более
Festinger L. A. Theory of social comparison processes. "Human Relation", 1954, 7, pp. 117-140.
Этнические защитно—адаптивные комплексы
177
низкий уровень социального сравнения и психическое равновесие частично восстанавливается; 3) если же человек еще молод и чувствует, что способен на большие успехи, сравнивая себя с такими людьми (Б), он может использовать свои знания о них для создания (или воссоздания и совершенствования) своего идеального я-образа.
Данный вариант социального сравнения можно назвать восходящим (или направленным вверх) социальным сравнением.Оно или фрустрирует и подавляет личность, или же способствует ее развитию, в частности, в смысле формирования ее идеального я и соответствующей "дальнобойной мотивации". В последнем случае индивид А должен иметь хотя бы частичную позитивную идентификацию с Б.
Наряду с общей тенденцией умеренно восходящего социального сравнения встречаются случаи, когда люди сравнивают свои личные черты и достижения с теми, кто отстал от них, имеет более слабые способности, менее значимые успехи, заметные недостатки и т.п. Эта разновидность сопоставления себя с другими стала предметом психологических исследований и получила название нисходящего социального сравнения.В повседневной жизни это явление встречается достаточно часто. Так, родитель или педагог делают замечание школьнику, что он плохо учил урок, а он "оправдывается" тем, что кто—то из его одноклассников учит уроки еще хуже. В жизни взрослых людей нисходящее социальное сравнение - тоже часто наблюдаемое явление. "Бывает и похуже" - вот логика такого сравнения и самооправдания.
Но это означает, что нисходящее социальное сравнение имеет защитную функцию1.Оно утешает нас, поскольку мы видим, что "Если я плохой, то есть люди похуже меня". Но следует заметить, что хотя люди очень часто сравнивают себя с теми, положение которых ниже своего, тем не менее им очень неприятно сравнивать себя с людьми с очень низким социальным статусом:с попрошайками, ворами, хулиганами, клошарами, безработными, проститутками или сутенерами и т.п. Тут, по-ви-Димому, можно говорить о существовании какого—то по-
См.: Wills,Т. A., Downward comparison principles in social psychology,-"Psychological Bulletin", 1981, 90, pp. 245-271.
178
Альберт Налчаджян
рога нисходящего сравнения,ниже которого человек не хотел бы спустить "планку" (критерии) своего социального сравнения. Это очень интересное явление, оно имеет этнокультурные различия и требует новых исследований.
Вывод о том, что нисходящее социальное сравнение имеет защитную мотивацию (и, добавим, является специфическим и сложным защитным механизмом личности и социальных групп), подсказывает нам, что люди не всегда сравнивают себя с другими с целью объективного самопознания.Мы сравниваем себя с другими очень часто для того, чтобы оценить свою личность и достижения, сформировать самооценку. Когда, осуществляя социальное сравнение, мы убеждаемся, что мы такие же хорошие, как другие (стоящие на более высокой позиции), или лучше тех, кто находится внизу, то такие сравнения служат для формирования нашей положительной самооценки.
Нисходящее социальное сравнение, имея подобную самозащитную тенденцию, нередко становится очень активным, вредным и агрессивным.Некоторые, осуществляя такое сравнение и имея подобную самозащитную тенденцию, стремятся нанести прямой вред другим, вмешиваться в их дела и лишь после этого сравнивать себя с ними: все это делается для того, чтобы чувствовать свое превосходство.
Наоборот, восходящее социальное сравнение, как мы только что видели в связи с проблемой идеального я—образа, может создать сильную мотивацию самосовершенствования.Если, например, я чувствую, что не такой хороший мастер своего дела, как кто—то из моих коллег, и если я считаю, что такое мастерство мне нужно для того, чтобы я положительно оценил себя, тогда я могу приложить дополнительные усилия для того, чтобы стать мастером своего дела. Но если соответствующая деятельность для меня не является важной и интересной, тогда у меня подобная мотивация не возникает.
Таким образом, стремление сравнивать себя с другими и иметь положительную самооценку иногда может привести к самосовершенствованию, но в других случаях — к агрессивным, разрушительным действиям, целью которых является нанесение вреда другим людям.
Этнические защитно—адаптивные комплексы
179
Б. Этническое нисходящее сравнение
В области этнопсихологии описанные явления должны исследоваться по крайней мере в следующих аспектах: 1) сравнивают ли этносы себя с другими этносами, и если сравнивают, то как это происходит? 2) наблюдаются ли два описанных вида социального сравнения (которые здесь должны быть названы видами межэтнического сравнения)? Издесь мы, кстати, отметим, что как на индивидуальном, так и на групповом и этническом уровнях наблюдаются три вида сравнения: восходящее, "горизонтальное" и нисходящее социальное и межэтническое сравнение. Для краткости обозначим межэтническое сравнение как МС; 3) наконец, важным аспектом проблемы межэтнического сравнения является следующий: есть ли этнические различия в этих процессах, т.е., одинаково ли сравнивают себя с другими этносами русские, немцы, французы, китайцы и другие народы? Конечно, по критериям, которые берутся в качестве основ для сравнения, различия неминуемы: у каждого этноса своя история, культура, статус среди других этнических групп и различные уровни достижений. Но для нас здесь важно другое: есть ли различия в психологических механизмах сравнения,в защитных процессах, в тех фрустрациях, которые при этом переживаются этнофорами, их подгруппами и всем этносом в целом?
Чтобы наш подход стал более понятным, сформулируем проблему более частного порядка: возможно ли, что при высоком уровне внутриэтнической агрессии нисходящее социальное сравнение, желание наносить вред другим и этим путем обеспечить себе более высокую самооценку, сильнее выражены У одних этносов и слабее - у других? Это очень интересная проблема, и связана она с целым рядом других этнопсихологических проблем.
Для развития предложенной выше концепции межэтнического сравнения следует собрать исторические, сравнительно-культурные и другие факты и подвергнуть их анализу. Это задача будущего. Но мы предлагаем здесь две проблемы из числа многих возможных, которые весьма интересны и должны исследоваться в первую очередь: 1) все три разновидности межэтнического сравнения, по нашему мнению, есть в принципе
180________________________________________ Альберт Налчаджян
у всех этносов. Но мы полагаем также, что этносы различаются по тому, какой из этих видов межэтнического сравнения у каждого из них преобладает.Так, если удастся обнаружить, что у этноса Э, преобладает нисходящее межэтническое сравнение,
тогда как у Э2 _ восходящее, тогда мы будем располагать знанием, очень ценным для характеристики каждого из них. Такое знание позволит предвидеть наличие у этих этносов и других психических черт и тенденций поведения. Такое знание будет серьезным вкладом в этническую характерологию; 2) вторая проблема может быть сформулирована так: какое участие принимают этнические стереотипы в процессах межэтнического сравнения различных видов (нисходящего, восходящего и горизонтального)?
В целом мы видим, что социальное сравнение, особенно нисходящее межэтническое сравнение, является сложным защитно-адаптивным комплексом, включающим целый ряд защитных и других механизмов и этнопсихологических явлений, в том числе стереотипов.