Методы оценки ФР (сигмальный, регрессии, центильный, комплексный)

Основные методы центильный, сигмальны шкалы регрессии комплексный   Дополнительные методы эмпирический метод метод Индекса  

Показатели:

1. соматометрические показатели (антропометрические) - это весоростовой показатель, , крепость телосложения, индекс массы тела (масса тела в кг:рост в м2). ( рост сидя,стоя, окружность груди, масса тела)

2. физиометрические показатели: становая сила (становым динамометром), ЖЕЛ (с помощью водяного или спиртого спирометра), мышечная сила рук (руку выправляет в сторону и максимально сжимает пружину ручного динамометра). (

3. соматоскопические показатели: степень полового созревания, состояние костной и мышечной систем, жироотложение (При малом (1) жироотложении кости плечевого пояса и ребра ясно контурируются; оттянутая на боковой стенке брюшной области складка кожи с подкожной жировой клетчаткой тонкая и создает впечатление отсутствия жировой прослойки. Жироотложение считается средним (2), если рельеф костей несколько сглажен, в кожной складке определяется небольшой толщины подкожный жировой слой. При большом (3) жироотложении костный рельеф сглажен, контуры тела округлые, кожные складки богато снабжены подкожной жировой клетчаткой. ) , состояние позвоночника и сводов стопы, грудной клетки и др.

Развитие волос на лобке (Pubis – P) Стадия 1 – единичные короткие – Р1 Стадия 2 – занимают ограниченное пространство, более густые, длинные – Р2 Стадия 3 – на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, густые – Р3 Стадия 4 – расположены на бедрах и вдоль белой линии живота – Р4 Развитие волос в подмышечной области (Axillaris – A) Стадия 1 – единичные – А1 Стадия 2 – занимают центральный участок впадины, более густые – А2 Стадия 3 – расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся – А3 Развитие молочной железы (Mammae – Ma) Стадия 1 – сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не выдается – Ma1 Стадия 2 – сосок и околососковый кружок выступают в виде конуса, молочная железа несколько приподнята – Ma2 Стадия 3 – сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа поднята на большом пространстве – Ma3 Стадия 4 – сосок поднимается над околососковым кружком, молочная железа сформирована – Ma3
Мутация голоса (Vois – V) * Стадия 1 – ломающийся – V1 * Стадия 2 – установившийся мужской – V2 Развитие кадыка (Zarings – L) Стадия 1 – не контурируется, но ясно выражен при пальпации – L1 Стадия 2 – выступает – L2 Оволосение лица (Facialis – F) * Стадия 1 – появление густого пушка над верхней губой – F1 * Стадия 2 – появление отдельных жестких волос на лице – F2 * Стадия 3 – наличие сформированных усов и бороды – F3


Метод сигмальных отклонений

Индивидуальные показатели сравнивают со значениями, взятыми из стандартов (М) и разницу d со знаком +/-.Делят на допустимое среднее квадратичное отклонение ( сигма), взятое из стандартов.

Формула: (фактическое-должное)/ сигма

среднее физическое развитие( 1-(-1)), ниже среднего (-1,1-(-2)) , низкое (-2 - (-3)) . Выше среднего(1-2), высокое (2-3 сигм)

Метод шкал регрессии

Совершенство этого метода от сигмальных, в том что есть независимый фактор (рост), и зависимые факторы (масса тела и огк). Определяют по табл исх рост и смотрят какому физ развитию соответств. Затем в этом же ряду смотрят массу и рост ( и определяют избыток и недостаток. Вычитают из должного-исх) и делят на сигму регрессии. И смотрят. Результаты как и в сигме

Центильный метод ( все сравнивают по коридорам)

Метод оценки физического развития детей по комплексной схеме

Комплексный метод Сравниваем по таблице из желтой методы. И к каждому показателю пишем : биологический возраст=паспортному.

В Заключении комплексного метода: Биологический возраст = паспортному, Физизическое развитие — гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное

82. проблемы гигиены детей и подростков.
1)гигиена обучения и воспитания; 2)гигиена труда подростков; 3)гигиена детских и подростковых учреждений; 4)гигиена физического воспитания; 5)изучение и коррекция состояния здоровья детей и подростков; 6) гигиенические основы питания детей и подростков.

83. Недостаточность питания алимент. маразм квашиоркор

Белково-калорическая недостаточность развивается обычно при общем голодании и сопровождается дефицитом белков, особенно полноценных, в сочетании с недостаточностью энергетических субстратов (жиров и углеводов). При длительном недостатке белка в питании замедляется рост и развитие, снижается масса тела, т.к. белок является основным пластическим материалом в организме. Кроме того, наблюдаются выраженные отеки, связанные со снижением онкотического давления плазмы. Выраженная белковая недостаточность может приводить к нарушению функции ЦНС (алиментарный маразм). Наблюдается нарушение образования холина в печени,следствием чего является жировая инфильтрация печени. Недостаток белка приводит к снижению защитных свойств организма, устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к охлаждению и инфекции. Недостаток белка также приводит к развитию патологических изменений в эндокринных железах (половые железы, гипофиз, надпочечники) и понижению их функциональной способности.
Калорическая недостаточность, связанная с недостатком в пище жиров и углеводов, приводит к энергетическому дефициту, который проявляется общей слабостью, сонливостью, снижением памяти, умственной и физической работоспособности, головной болью, снижением усвояемости белков, витаминов, ацидозом и др.
Квашиоркор (местное африканское название, означающее «золотой мальчик», «красный мальчик») -тяжелое расстройство питания у детей, преимущественно раннего возраста, обусловленное белковой недостаточностью.
Встречается преимущественно в странах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, но может наблюдаться и в развитых странах при неправильном вскармливании детей (вегетарианские диеты и др.), наследственных нарушениях обмена аминокислот. В начале заболевания ребенок становится беспокойным, затем -малоподвижным, апатичным, по долгу остается в застывшей позе.
Развивается гипотрофия, гипотония мышц и их атрофия, дистрофические изменения во внутренних органах. Характерна задержка роста, замедление или прекращение нарастания массы тела.
В случае прогрессирования заболевания появляются отеки, изменения волос (нарушения пигментации, исчезновение блеска, ломкость и выпадение), кожи (вначале на открытых местах отмечается гиперпигментация, появляются слоистые струпья, после отторжения которых образуются участки розового цвета -депигментации). Нередко наблюдается рвота, поносы, которые затем сменяются запорами. В крови выявляется гипопротеинемия, гипогликемия, гипокалиемия. Развивается иммунная недостаточность, в результате чего часто присоединяется вторичная инфекция. Нередко процесс приобретает генерализованный характер с развитием сепсиса.
Профилактика квашиоркора сводится к рациональному питанию детей раннего возраста, которое подразумевает естественное вскармливание на первом году жизни, своевременное и правильное введение прикорма, достаточное содержание в рационе молочных продуктов, богатых белком.

84. факторы, влияющие на здоровье детей и подростков

- правильное питание;
- достаточные физические нагрузки;
- максимальная продолжительность гуляния.
В своей профессиональной и общественной деятельности врач, помимо оказания медицинской помощи детям и подросткам, должен проводить профилактическую работу, направленную на охрану здоровья подрастающего поколения. Общеизвестна важная роль воспитания и обучения для сохранения здоровья детей и подростков. Доказано, что уже в детском возрасте развиваются, под влиянием не благоприятных факторов окружающей среды такие заболевания, как атеросклероз, сахарный диабет и особенно гипертоническая болезнь. Охрана здоровья детей и подростков включает проведение комплекса санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий. Разработка гигиенических рекомендаций и оздоровительных мероприятий в отношении организованных детских коллективов проводится с учетом морфологических, функциональных и психологических особенностей растущего организма. Таким образом, гигиена детей и подростков — возрастная гигиена. Для детского организма характерна высокая чувствительность и реактивность по сравнению со взрослым. Каждому периоду жизни ребенка в зависимости от степени морфофункциональной зрелости отдельных органов и систем свойствен особый уровень ответных физиологических реакций на воздействие отдельных факторов окружающей среды. Поэтому для детского и подросткового контингента, в отличие от взрослых, разрабатываются специальные гигиенические нормативы для каждой группы, которые меняются на различных возрастных этапах. При этом смена «норм» происходит неодновременно. В задачу гигиенического нормирования входит не только сохранение и укрепление здоровья, но и обеспечение благоприятного развития детей и подростков. Основными гигиеническими проблемами являются изучение здоровья и физического развития детей и подростков, гигиенических основ воспитательно-образовательной и учебно-производственной работы в детских и общеобразовательных учреждениях, гигиенических основ физического воспитания, гигиенических принципов планировки, строительства и оборудования детских учреждений, гигиенических основ питания детей и подростков и др. Под акселерацией физического развития понимают ускорение роста детей и подростков, а также наступления половой зрелости в более раннем возрасте. Профориентация решает вопросы по изучению потребности общества в специалистах различного профиля и их квалификации. В п/о приимают участие врачи, физиологи, педагоги, психологи. Задача профконсультации- рекомендовать для подростков одну из возможных профессий, которая бы отвечала состоянию здоровья.

85. Здоровый образ жизни в зависимости от возраста, режим труда и отдыха

В основу здорового образа жизни должны быть положены следующие требования:

- соблюдение режима труда (учебы), отдыха, сна на основе требований суточного биоритма

-двигательная активность

-закаливание

-рациональное питание

-умение снимать нервное напряжение

-отказ от вредных привычек.

Идеология медицины заключается в здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни- это профилактика всех болезней. Неотъемлемые части здоровья - это здоровье физическое, психическое, духовное.

Оптимальный режим труда и отдыха — важнейшее условие поддержания высокой работоспособности человека. Под режимом труда понимают порядок чередования и продолжительность периодов труда и отдыха. При введении на определенное время в течение трудового дня физиологически обоснованных перерывов и их рациональном использовании можно предотвратить и замедлить наступление утомления. Работоспособность человека изменяется и в течение суток. Максимальный ее уровень наблюдают с 9 до 20 ч, минимальный — с 2 до 4 часов утра. Время установления дополнительных (кроме обеденного) перерывов и их длительность зависят от характера работы. Чем она тяжелее и напряженнее, тем раньше после начала смены (или после обеденного перерыва) вводят регламентированный перерыв (или несколько перерывов). Продолжительность пауз различна и находится в прямой зависимости от тяжести и напряженности работ.сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

1) для работников в возрасте 13-14 лет или для работников, обязанных посещать школу, - 4 часа в день или 20 часов в неделю;

2) для работников в возрасте 15 лет, которые не обязаны посещать школу, - 6 часов в день или 30 часов в неделю;

3) для работников в возрасте 16-17 лет, которые не обязаны посещать школу, - 7 часов в день или 35 часов в неделю.

86. Значение воды и её примесей.

Методы оценки ФР (сигмальный, регрессии, центильный, комплексный) - student2.ru   Методы оценки ФР (сигмальный, регрессии, центильный, комплексный) - student2.ru
Методы оценки ФР (сигмальный, регрессии, центильный, комплексный) - student2.ru Методы оценки ФР (сигмальный, регрессии, центильный, комплексный) - student2.ru

ниже

87. )методы очистки воды(обесцвечивание, обеззараживание)

писала ниже.

88. Характеристика источников водоснабжения. Методы улучшения свойств воды.

тоже

89. физиологическое, сан-гиг.,хозяйственное значение воды, водопотребление, эпидемиологическое значение воды

90. Соли, макро-микроэлементы

2) Все минеральные вещества, присутствующие в нашем организме, можно условно разделить на макроэлементы и микроэлементы.Макроэлементы – минеральные вещества, содержащиеся в организме в, относительно, больших количествах, это: железо, кальций, натрий, фосфор, магний, калий, сера, хлор.Микроэлементы – минеральные вещества, содержащиеся в организме в, относительно, малых количествах, это: цинк, марганец, медь, фтор, хром, никель, кобальт и другие.

Со 5-8 мг/сут. Участвует в кроветворении (входит в со­став витамина В^)- Гемопоэтическое дей­ствие кобальта - только в присутствии меди. Недостаток кобальта - анемия, на-рушение тканевого дыхания Ягоды, пе­чень, яйца, капуста, морковь Zn 12-16 мг/сут. Входит в состав различных ферментов, участвует в кроветворении, оплодотворе- нии Мясо, пе­чень, грибы, бобовые, злаки. Мп мг/сут. Оказывает благоприятное действие на процессы оссификации (формирование костной ткани), кроветворение, рост и развитие (в том числе половое). При не­достатке - нарушение кроветворения, функций половых желез, ожирение пече­ни. Зерновые продукты -ржаной хлеб, греч­невая крупа и др. Sr Стронций входит в состав костной ткани. При избытке стронция возникает строн­циевый рахит (стронций замещает в кости ионы Са - нарушение процессов минера­лизации - остеопорозы, остеохондрозы и тд.) Недостаток стронция сказывается на функции нервной системы. до 200 мкг/сут При недостатке йода в детском возрасте развивается кретинизм (недостаточное развитие щитовидной железы - нарушение физического и умственного развития). Эндемический зоб - компенсаторное раз­растание щитовидной железы в основном за счет соединительной ткани. С профи­лактической целью применяют йодирова­ние воды. Морская рыба, моло­ко, яйца, масло, мор­ская капус­та. Участвует в процессах развития зубов и костей, формировании дентина, эмали, оказывает противокариозное действие. При недостатке - кариес, при избытке -флюороз. В основном поступает с водой Вг 50-100 мг/сут. 1. Образование инсулина (при недостатке - нехватка инсулина) 2. Участвует в образовании нуклеиновых кислот. 3. Участвует в деятельности щитовидной железы. 4. Благоприятно действует на половые железы Участвует в процессах высшей нервной деятельности Se Благоприятное действие на миокард; явля­ется антиокислителем; необходим для функционирования глютатиона. Морские продукты Для развития и созревания зубов, а также профилактики кариеса имеют значение такие микроэлементы как фтор, молибден, ванадий, медь, железо, никель, марганец, цинк и др. Основное значение имеет фтор, который участвует в образовании фторапатитов, отличающихся повышенной устойчивостью к растворению в ротовой жидкости и осо­бенно в кислой среде. Доказано, что фтор обладает антикариозным действием. Большинство современных зубных паст в качестве активного компонента содержат соединения фтора. Натрий - данное минеральное вещество чрезвычайно важно для поддержания постоянного объема жидкости в нашем организме. Он транспортирует аминокислоты и другие элементы в клетки. Калий - данное минеральное вещество принимает участие в регулировке сердечнососудистой и других систем. Калий важен для сократительной функции наших мышц. Магний - данное минеральное вещество принимает участие в образовании энергии из глюкозы, улучшает работу нервной и мышечной систем. Также магний важен для правильного обмена витамина C, кальция, фосфора, натрия, калия. Кальций – данное минеральное вещество является важнейшей составляющей костной ткани. Кальций необходим для сокращения мышц, активирует гормоны и ферменты, вместе с калием повышает выработку белка в мышцах. 70% кальция поступает в наш организм с молочными продуктами. Фосфор - данное минеральное вещество, вместе с кальцием, является важнейшей составляющей костной ткани. Фосфор чрезвычайно важен для формирования молекул АТФ в организме, без которых наши мышцы не будут работать. Медь - данное минеральное вещество принимает участие в окислении и выработке молекул АТФ в организме, без которых наши мышцы не будут

работать. Медь необходима для образования гемоглобина, коллагена и других белков, участвует в усвоении витамина C. Цинк - данное минеральное вещество чрезвычайно важно для нормального роста, развития половой системы, формирования нормального обоняния и вкуса, кроветворения. Цинк принимает участие в сокращении мышц и образовании белка, является активатором некоторых гормонов. Также цинк способствует распаду жиров и является незаменимым в обмене веществ. Цинк принимает участие в регулировании уровня тестостерона. Железо - данное минеральное вещество является неотъемлемой составляющей крови и входит в состав гемоглобина, основная его роль – транспорт кислорода к мышцам и в организме в целом. От содержания железа напрямую зависит работоспособность человека, что особенно важно при занятии бодибилдингом. Таким образом, спортсменам требуется, минимум, в два раза больше железа, нежели обычным людям. Марганец - данное минеральное вещество чрезвычайно важно для нормального роста, репродуктивной функции. Марганец предотвращает отложение жиров в организме. Кобальт - данное минеральное вещество хорошо стимулирует кроветворение, способствует усвоению железа. Кобальт – основной источник формирования витамина B12 в организме. Хлор - данное минеральное вещество поддерживает кислотно-щелочной и электролитный баланс. Бор - данное минеральное вещество важно для роста организма. Бор влияет на обмен кальция, магния и калия. Йод - данное минеральное вещество чрезвычайно важно для правильного функционирования щитовидной железы. Интенсивные нагрузки в бодибилдинге и других видах спорта должны сопровождаться повышенным потреблением йода – 100-120 мг. Фтор - данное минеральное вещество необходимо для нормального формирования скелетной ткани. Молибден - данное минеральное вещество важно для правильной работы нервной системы.

91. Круговорот микроэлементов в биосфере. Эндемические заболевания и их профилактика. Методы оценки обеспеченности микроэлементами организма

Фосфор – один из наиболее важных биогенных элементов. Он входит в состав нуклеиновых кислот, фосфолипидов клеточных мембран, АТФ[*], ферментов, костной ткани, дентина. Основные звенья круговорота фосфора:
1) в биотический круговорот фосфор поступает в процессе разложения организмов и постепенно переходит в фосфаты. Основной путь круговорота – превращение нерастворимых солей фосфорной кислоты (H3PO4) в растворимые;
2) большая часть фосфора быстро и прочно связывается с металлами почвы, особенно с Fe и Al;
3) бактерии и особенно микоризообразующие грибы способны растворять фосфаты своими органическими кислотами. Живя в симбиозе с растениями, они делают фосфаты съедобными для них;
4) биосферный фосфор медленно вымывается с континентов в океан. Механизмы возвращения фосфора в круговорот в природе недостаточно эффективны и не возмещают его потерь. Вынос фосфатов на сушу осуществляется в основном с рыбой (около 60 тыс. т. в год). Морские птицы также участвуют в возвращении фосфора в круговорот. Однако перенос фосфора и других веществ из моря на сушу птицами сейчас происходит не столь интенсивно, как в прошлом;

Эндемический зоб – компенсаторное увеличение щитовидной железы. Это ярко проявляется в местах (провинциях) с одновременным недостатком йода и кобальта. В провинциях бедных фтором распространен эндемический кариес зубов и у животных и у человека (пример – содержание фтора в питьевой воде в крупных городах Беларуси) от 0,1 до 0,3 мг/л.
Искусственные биогеохимические провинции. В настоящее время, кроме естественных эндемических почвенных регионов, появились искусственные биогеохимические районы и провинции. Их появление связано с поступлением в почву промышленных выбросов (дымовые выбросы заводов, сбросы сточных вод и твердых отходов).
Фабричная пыль, оседая на поверхности земли, покрывает ее все более толстым слоем, что наблюдается в крупных промышленных районах. Чаще всего оседают частицы, содержащие активные химические вещества. Под их действием в почве происходят реакции, совершенно изменяющие ее состав.
Так, выбросы продуктов сгорания каменного угольного угля с большим содержанием SO2 (диоксид серы) приводит к образованию в почве серной кислоты (H2SO4).
Поступление в почву ртути даже в незначительных количествах оказывает большое влияние на ее биологические свойства. Повышенное содержание ртути в почве оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека: наблюдается увеличение частоты заболеваний нервной и эндокринной систем.
Свинец при попадании в почву угнетает деятельность микроорганизмов-антагонистов кишечной и дизентерийной палочек, удлиняет сроки самоочищения почвы, а у людей, проживающих в этих районах наблюдаются патологические изменения со стороны кроветворной системы, органов внутренней секреции, а также отмечается учащение случаев злокачественных новообразований.
Искусственные геохимические провинции с повышенным содержанием канцерогенных веществ в почве наблюдаются вблизи ТЭЦ, аэродромов, вблизи автомагистралей и в районах лесных пожаров.
В искусственных биогеохимических районах, как правило, отмечается повышение уровня заболеваемости, врожденные уродства детей и аномалии развития, нарушение физического и психического развития детей. Помимо отдаленных последствий, в искусственных геохимических провинциях наблюдаются случаи не только хронических, но и острых отравлений, особенно при проведении сельскохозяйственных работ.
Методы определения обеспеченности организма витаминами и минералами можно, условно, разделить на инвазивные (с нарушением целостности органов и тканей) и неинвазивные (без повреждения целостности организма).
К инвазивным методам относятся биохимические методы определения микронутриетов в сыворотке крови, органах и тканях организма. Достоинство этих методов – достаточно точное количественное определение содержания витаминов и микроэлементов; недостаток – высокая стоимость, необходимость наличия специализированного оборудования.
Неинвазивные методы можно разделить на:
-косвенные (определение микроэлементов в моче и других биосубстратах организма, пример – определение микронутриентов по волосам и ногтям; содержание йода в моче – йодурия);
-расчетные (определение обеспеченности организма витаминами и минералами по фактическому рациону питания)
-экспресс-методы (определение рисков развития дефицитов витаминов и микроэлементов путем тестирования человека с помощью специальных анкет-опросников, описывающих факторы риска, симптомы, жалобы (признаки), которые пациенту следует оценить применительно к своему здоровью и личному опыту).

92. . Оценка готовности детей к школе. Физическое развитие и т.д. Особенности обучения в 1 классе.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Итак, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и выполнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития, так называемой школьной зрелости.
Выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские и психолого-педагогические.
Медицинские критерии: 1. Уровень физического развития. 2. Уровень биологического развития. 3. Состояние здоровья. Психолого-педагогические критерии: 1. Степень психосоциальной зрелости. 2. Уровень умственной работоспособности. 3. Чистота звуко произношения. 4. Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тестам Керна-Ирасека и Векслера. 5. Уровень восприятия, памяти, мышления.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.
При построении режима дня для учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течении дня имеет 2 подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: 8-12 ч. и в 16-18 ч. 1-й подъем гораздо выше и продолжительнее 2-го.
Компоненты режима дня для детей младшего школьного возраста:
1. Учебные занятия в школе и дома . Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние задания должны проводиться во время подъема работоспособности (или после обеда и достаточного отдыха). Продолжительность: в 1-м классе – 1 ч. 2-м – 1,5 ч. 3-4-м – 2 ч.
2. Отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе. Лучше всего отдыхать на свежем воздухе (активация обменных процессов, благотворное влияние на рост и развитие). Время пребывания на свежем воздухе для детей младшего школьного возраста должно составлять не менее 3-3,5 ч.
3. Регулярное и достаточное питание
4. Гигиенически полноценный сон
5. Время для свободных занятий по собственному выбору ребенка (спортивные, творческие секции)
6. Время для самообслуживания и гигиенических процедур. Должно составлять для школьников младшего школьного возраста 1-1,5 ч. Лучше всего этот период определить во время спада физиологических функций. Не рекомендуется участие школьников более чем в 2-х кружках. Продолжительность общественно полезного труда не должна единовременно превышать для учащихся 1-4 классов 30 минут

93. гигиена учебных занятии в школе..утомление.переутомление

Утомление - это физиологический процесс, характеризующийся понижением работоспособности, обусловленный выполнением интенсивной или продолжительной работы. Утомление — сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и распространяющийся на все системы организма. О ведущей роли ЦНС в развитии утомления свидетельствуют факты благоприятного воздействия на работоспособность эмоционального подъема.

Функция - охранительная!

Признаки:

Субъективные : жалобы на усталость

Объективные : изменение в поведение детей: рассеянность, ослабление внутреннего торможения, раздражительность, неадекватные реакции.

Функциональные: изменение частоты пульса, давления, температуры.

Утомление - обратимый процесс.

Отдых должен быть достаточным по продолжительности.

Периоды отдыха:

1. Фаза восстановления функций

2. Фаза упрочнения восстановленного уровня.

В целях профилактики утомления и сохранения высокой производительности труда необходима ритмичность в работе. Ритмичный труд позволяет рационально расходовать нервную и мышечную энергию. Для поддержания высокой работоспособности и предупреждения утомления работающих следует рационально чередовать работу и перерывы. В целях снижения интенсивности физической работы и облегчения труда во всех отраслях народного хозяйства находит широкое внедрение механизация трудоемких работ, переход к автоматизированным технологическим процессам

Усталость - субъективное выражение (ощущение) наступающего утомления.

Переутомление - патологическое состояние, наступающее в тех случаях, когда при тяжёлой или длительной работе организм систематически недостаточно отдыхает и его работоспособность не восстанавливается. Признаки:

1. Снижение эффективности деятельности (успеваемости).

2. Нервно-психические расстройства( чувство страха, нервозность, ). И

3. Стойкое изменение вегетативных функций ( аритмия, ВСД ).

4. Снижение сопротивляемости организма.

Эти признаки стойкие не исчезают после сна и длительного отдыха.

При переутомлении в состоянии ЦНС обнаруживаются явления перевозбуждения, в результате чего отмечается плохое самочувствие, повышенная раздражительность, бессонница. Переутомление может привести к неврозам, обострению серд.-сосуд. заболеваний, гипертонической, язвенной болезни. Снижаются защитные силы организма, что ведет не только к снижению работоспособности; но и росту общей и профессиональной заболеваемости.

Чтобы деятельность не приводила к переутомлению, она должна нормироваться

Профилактика переутомления:

1. Тренировка организма.

2. Регламентация рабочего времени.

3. Механизация и автоматизация производственных процессов.

4. Рационализация оборудования и рабочих приёмов.

5. Техническая эстетика.

6. Режим труда и отдыха.

7. нормализация сна и питания.

94. . Принципы построения урока, учебного дня, недели.

было

95. .гигиенические показатели качества воды.виды водоснабжения и их гигиеническая характеристика

Физиологическое, гигиеническое, эпидемиологическое значение воды. Вода играет важнейшую роль в жизни человека, удовлетворяя его физиологические, гигиенические и хозяйственные потребности.Физиологическое значение воды.Человек примерно на две трети состоит из воды, которая в основном распределяется между клеточным содержимым, межклеточной жидкостью, кровью, лимфой, различными секретами желез и др.Вода играет исключительно важную роль в организме человека:

-Является средой, в которой протекают все физико-химические процессы.

-Участвует в процессах окисления, гидролиза и др.
-Необходима для растворения различных веществ в организме.
-Выполняет транспортную, выделительную функцию.
-Участвует в терморегуляции.
При обычной температуре и влажности воздуха суточный водный баланс здорового взрослого человека составляет примерно 2,2-2,8 л. Выделение воды осуществляется следующими путями: с мочой -1,5 л, с потом -400-600 мл, с выдыхаемым воздухом -350-400 мл, с калом -100-150 мл .
Эти потери воды компенсируются: человек в сутки выпивает примерно 1,5 л воды, получает с пищей -600-900 мл, в результате окислительных процессов в организме в сутки образуется 300-400 мл воды.
Естественно, что суточный объем потребления и выделения воды может достаточно широко варьировать в зависимости от температуры окружающей среды, от интенсивности физической работы, привычек конкретного человека и тд.Потребность в воде субъективно выражается в чувстве жажды, которое возникает при недостаточном поступлении воды в организм.
Гигиеническое значение воды. Кроме удовлетворения физиологической потребности вода нужна человеку для санитарно-гигиенических, бытовых нужд. С этой точки зрения вода необходима для:
1)Личной гигиены человека (поддержания чистоты тела, одежды и тд).
2) Приготовления пищи.
3) Поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, особенно в лечебных учреждениях.
4) Централизованного отопления.
5) Поливки улиц и зеленых насаждений.
6) Организации массовых оздоровительных мероприятий (плавательных бассейнов). Кроме того необходимо отметить, что вода в большом количестве потребляется в промышленности.
Эпидемиологическое значение воды.
Вода играет большую роль в распространении инфекционных заболеваний, то есть может быть опасной в эпидемическом отношении. Водный путь передачи наиболее характерен для следующих заболеваний:
I. Бактериальные инфекции.
1) Антропонозные заболевания: холера, брюшной тиф, паратифы, дизентерия, колиэнтериты
2) Зоонозные заболевания:бруцеллез, туляремия, лептоспироз, некоторые формы туберкулеза.
II. Вирусные инфекции: инфекционный гепатит, полиомиелит, аденовирусная инфекция.
III. Паразитарные заболевания.
1) Плоские черви. Класс сосальщики.
1. Фасциолез (печеночный сосальщик). Заражение при употреблении сырой зараженной воды или овощей, помытый такой водой.
2. Шистосомозы (шистозомы или кровяные сосальщики). Паразиты активно проникают чеез кожу во время купания или работы в воде. распространены в жарких странах.
2) Круглые черви.
1. Геогельминтозы: аскаридоз (аскариды), энтеробиоз (острицы), трихоцефалез (власоглав), анкилостомоз (кривоголовка), некатороз (некатор),.
2. Биогельминтозы: дракункулез (ришта)
3) Простейшие: лямблиоз (лямблии) и др.
Надо отметить, что передача инфекции через воду возможна при
1) Использовании для питья неочищенной речной воды
2) Нарушениях в обработке воды на водопроводных станциях
3) Загрязнении используемых для питья подземных вод из-за неправильной организации выгребов-забора воды из колодцев загрязненными ведрами

1) Характеристика источников водоснабжения. Методы улучшения свойств воды. улучшение качества воды.Фторирование, деторирование,опреснение, умягчение, обезжелезивание. 1 –Открытыеисточники (озера, реки, океаны). Поверхностные водоемы легко загрязняются. Основными источниками их загрязнения являются бытовые, промышленные и сельско-хозяйственные воды, ливневые воды, водный транспорт и др. 2 –Закрытыеисточники: а–Грунтовые–неимеютсплошнойкровлиизводонепроницаемыхпород, чтонеобеспечиваетихнадежнуюзащитуотзагрязнения. Для грунтовых вод характерны отсутствие напора, возможность их загрязнения бытовыми, сельскохозяйственными и промышленными отходами, существенные колебания физических свойств, химического состава и бактериальной обсемененности; б –Межпластовые–защищенные водоупорной кровлей, и подразделяются на ненапорные и напорные. Глубинные геологические структуры, контактирующие с межпластовыми водами, являются ведущим фактором в формировании химического состава и свойств подземных вод. По мере продвижения и

фильтрации воды в водоносном горизонте она освобождается от взвешенных частиц и микроорганизмов, контактируя с водовмещающими породами, вода обогащается минеральными веществами.Указанные процессы в сочетании с защищенностью водоносных пластов обеспечивают высокое качество подземных вод: хорошие физические и органолептические свойства, практически полное отсутствие бактерий.

3 способа (этапа) очистки (осветления и обесцвечивания) воды в стационарных условиях: 1 – Отстаивание. 2 –Коагуляция. В качестве коагулянтов наиболее широко на водопроводных станциях применяют сульфат алюминия, который в воде гидролизуется и

вступает в реакцию с двууглекислыми солями кальция и магния, которые образуют жесткость воды. Образуется гидрат окиси алюминия, который образует в воде коллоидный раствор, хлопьевидные частицы которого сорбируют расворенные в воде вещества а затем осаждаются. 3 – Фильтрация – освобождение воды от взвешенных

веществ. Сущность фильтрации состоит в пропускании воды через мелкопористый материал, на котором задерживаются взвешенные частицы. В полевых условиях для очистки воды применяются табельные средства (тканево-угольный фильтр, автомобильная фильтровальная станция, передвижная опреснительная установка) и импровизированные фильтры (береговой колодец, фильтр-бочка).

Обеззараживание (дезинфекция) воды - это комплекс гигиенических

мероприятий, обеспечивающих уничтожение в воде патогенных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности. Обеззараживание проводится вслед за очисткой воды и является заключительным этапом обработки воды на водопроводных станциях. Обеззараживание воды, обеспечивающее эпидемиологическую безопасность, осуществляется следующими методами: 1. Хлорированием. 2. Озонированием. 3. Ультрафиолетовым облучением. 4. Облучением гамма - лучами. 5. Йодированием /на небольших водопроводных станциях. 6. Серебрением. 7. Ультразвуком. 8. Токами СВЧ. Из перечисленных методов широко ис

Наши рекомендации