В. Этническая неполноценность и патологическая самосублимация
Мы сказали, и это можно доказать многими фактами, что самосублимация этносов может принимать патологический характер.Патологическая самосублимация - сложный защитно—адаптивный процесс и комплекс.Вкратце отметим только основные признаки этого комплекса. 1) Крайнее искажение исторической и актуальной реальностии, что еще более характерно, вера в эту мифическую"реальность".Это не только искажение исторических данных, взаимоотношений народов, игнорирование существования целых этносов и их государств, которые существовали в прошлом. Это присвоение чужой культуры,вроде того, что в настоящее время делают азербайджанцы: они объявляют своими, турецкими и мусульманскими, даже христиан-
Erikson E. H.Indentity: Youth and Crisis. New York, 1968; его же: Childhood and Society. 2nd ed., New York, 1982.
Этнозащитные механизмы и процессы
ские храмы армян Арцаха (Карабаха) в надежде, что найдутся невежды, которые поверят этому. Они объявляют своими, азербайджанцами, ряд средневековых армянских и персидских историков, поэтов и других деятелей. 2) Присвоение культуры и ее деятелей, как разновидность патологической самосублимации — это этническое воровство,а склонность к такому поведению является, по всей видимости, чертой национального характера. Некоторые историки назвали данную тенденцию и поведение "принципом присвоения"1. 3) Другим способом сублимация собственной истории — это вытеснение, подавление и "забывание" определенных отрезков своего пути, тех, которые являются позорными и дискредитирующими этнос, тем более если он стремится выглядеть передовым. Это тоже очень распространенный прием самосублимации еще не зрелых этносов. 4) Патологическое, безудержное восхваление своего прошлого,что свойственно народам, сравнительно недавно появившимися на исторической арене и поэтому фрустрированным и обиженным. Эти народы остро чувствуют свою отсталость. Говоря языком психологии личности, что здесь весьма уместно, у этих народов между реальным "я" и его достижениями и идеальным этническим "я" существует большая разница: это конфликтующие образования, между которыми существует огромное пространство, и эту брешь стремятся заполнить как можно быстрее, чтобы выглядеть современными. Но культура не создается в одночасье: она является результатом огромного творческого труда многих поколений и не всем народам история предоставила шанс иметь заметные достижения. Об этом, имея в виду турок, писал историк Берндт МюннишЛ
Когда восхваляют то, что недостойно восхваления, тут нельзя не усмотреть патологии в ценностных ориентациях, болезни самовлюбленности и потери чувства реальности. Когда личность теряет грань между реальным миром и образами своего воображения, мы ее объявляем психически больной. А ведь этническое самовосхваление тоже "дело рук" не каких—то абстрактных существ, а вполне конкретных людей, даже "ученых".
См.: Мурадян П.История - память поколений. Проблемы истории Нагорно-; го Карабаха. Ереван, "Айастан", 1980. См.: Мюиниш Берндт.Европейцы ли турки? Ер, 1991 с. 24-25.
156
Альберт Налчаджян
5) Патологическая самосублимацияосуществляется с помощью патологизированных механизмов атрибуции и проекции. На основе доведенного до уровня ничего чужого не терпящего национализма, крайний этноцентризм таких этнических групп порождает исключительно отрицательные стереотипы о соперниках, а автостереотипы — только положительные. Это есть приписывание (атрибуция), в частности — патологическая проективная атрибуция,которая, как мы уже знаем, позволяет не только видеть собственные недостатки в другом, но даже чувствовать себя свободным от них. Появляется какое—то стерильное нереальное представление о себе как о существе, достойном только любви. "Мы счастливы, что турки" — большой плакат с такой надписью стоит на границе между греческой и оккупированной турками частями Кипра. "Счастливая нация" — так называется одна из популярных американских песен. Комментарии, как говорится, излишни.
В процессе самосублимапии этносы невольно, или, может быть, осознанно, пользуются основной ошибкой атрибуции.Даже не зная о существовании теории атрибуции, историки и этнологи по существу, на примерах, говорят о работе механизмов каузальной атрибуции, атрибуции свойств и установок и об основной ошибке атрибуции. Так, Л. Н. Гумилев, говоря о том, что при работе над книгой о древних тюрках пользовался китайскими источниками, затем добавляет: "Но еще более опасным является исторический метод китайских летописцев — элементарный волюнтаризм. С их точки зрения, победы над тюрками нечего было и объяснить: естественно, что китайцы должны всегда и везде побеждать. А как быть с поражениями? Тут виноватыми оказывались иногда морозы и дожди, а чаше всего полководцы и императоры, о каждом из которых всегда можно было сказать что—либо компрометирующее".
Это именно то, что уже известно из психологии атрибуции: человек приписывает свои успехи собственным положительным чертам, а неудачи — "объективным обстоятельствам". При оценке же врага и его действий тенденция эта переворачивается: его успехи — результат случайных и благоприятных обстоятельств, а поражения — следствие его личных недостатков.
Китайские летописцы здорово владели этим механизмом, что свидетельствует о том, что эти закономерности психики хо-
Этнозащшпные механизмы и процессы
157
рошо работают и на этническом уровне. В той мере, в какой личность идентифицирует себя со своим этносом, в той же мере она успехи своего этноса приписывает его положительным чертам, а неудачи и поражения — внешним обстоятельствам. Мы уже немало знаем о том, как выражаются на этническом уровне возникающие при неудачах когнитивный диссонанс, внутренняя и внешняя атрибуция, самооправдание и другие защитно—адаптивные механизмы, которые участвуют в процессе сублимации своего этноса, его истории и культуры. Эти идеи в дальнейшем следует конкретизировать при описании психологических "портретов" разных народов.
6) Мы, таким образом, естественным ходом наших рассуж
дений приблизились к еще одному важному качеству патологи
чески сублимирующих людей — это их нарциссизм1,самовлюб
ленность. Нарциссизм сам по себе является очень интересным
и сложным психическим образованием. Это тот случай, когда
вся история любви человека, все его либидо, обращается на са
мого себя. Но опасность нарциссизма состоит не в том, что в
каждом этносе есть отдельные люди с таким комплексом. Два
обстоятельства заставляют нас обратить на это явление при
стальное внимание: 1) нарциссизм может стать этническим ка
чеством; 2) нарциссизм индивида или группы сочетается с
сильной внешней агрессивностью. У нарцистической личности
очень низкий порог толерантности(терпимости) к фрустрациям:
как только ее потребности не удовлетворяются, она приходит в
гневливое состояние и готова совершить агрессивные действия.
Такими внешне—агрессивными нарциссами были Гитлер, Ста
лин и другие диктаторы, у которых нарциссизм оочетался с па
ранойей. Агрессивность нарцисстической личности может под
ниматься до уровня садизма,в том числе сексуального2.
7) Наконец, у людей и групп, осуществляющих патологиче
скую сублимацию, имеется болезненная страсть выглядеть ци
вилизованными, "европейцами". С этой целью они создают ра-
Современное предсташгение о нарциссизме см. Fromm E.,The Anatomy of
Human Destructuveness. Henry Holt and Co., New York, 1992. Связь нарциссизма с агрессивностью хорошо исследована на примере ряда
политических лидеров, среди которых много нардистов. См.: FrommЕ., Ор.
cit, (Есть уже русский перевод книги: Фромм Эрих.Анатомия человеческой
деструктивное™. Изд-во "Act", Москва, 1998).
158
Альберт Налчаджян
совые теории о своем арийском происхождении. Происходит поверхностная идентификация с теми, кому хочется уподобляться, наблюдается подражание внешнему поведению. Странным образом у таких людей и этносов сочетаются нарциссизм и поклонение перед чужими — более сильными и цивилизованными. Поэтому мы считаем, что это по существу маргинальные этносы,которые по логике механизма образования обратной реакции не только ассимилируются, но и сопротивляются этому процессу описанным иррациональным способом.
В истории этносов примеров патологической самосублимации немало. Вот один из них: народ инков, живущий в Перу, считал себя избранником Сына Солнца. Инки верили, что живут для осуществления великой миссии: возвышения остальных народов (индейцев) с уровня полулюдей. Совершая свои походы и создавая империю, они всячески стремились вытравить из сознания подвластных народов всякие воспоминания об их былом величии. Победители начали по—новому писать историю, пересмотрели прошлое. Местные традиции искоренялись, было стерто все, что было древнее традиций самих инков. Император Пачакути создал официальную историю инков, уничтожив все, что не было связано с историей династии инков.
Следствием такой тенденциозности явилось то, что создалось ложное представление, будто носителями цивилизации были только инки: они представили себя в роли носителей цивилизации, до прихода которых в Южной Америке будто бы была абсолютная культурная пустота. И действительно, в настоящее время о доинкской истории Америки не осталось ни одного письменного свидетельства и исследователи только путем археологических раскопок стремятся получить о ней какие—либо сведения1. Вот вам и реальный пример криминальной патологической самосублимации этноса, приведшей к плачевным для цивилизации результатам.