Б. Изменения стереотипов во времени
Хотя стереотипы о различных этнических, расовых и религиозных группах неизбежны, они под воздействием различных факторов с течением времени претерпевают изменения.
В 1933 году психологи Кап и Брейли провели первое значительное эмпирическоеисследование стереотипов. Они составили обширный список черт и затем просили студентов Прин-стонского университета выбрать из них самые подходящие для десяти этнических групп (американцы, евреи, итальянцы, японцы, немцы и другие). Эта процедура исследования была повторена в 1951 году Джильбертом и в 1967 году Карлинзом с сотрудниками. Оказалось, что некоторые основные стереотипы сохраняются из года в год, но другие меняются. Кроме того, изменяется процент опрошенных лиц, приписывающих этносам данную черту'.
Например, характеризуя евреев, испытуемые всех трех названных исследователей указали на острый ум, но если в 1933 году и в 1951 тоже, это качество было указано одинаково часто (около 79% опрошенных), то в 1967 году так ответили только 49% опрошенных. Или, если во время первых двух обследований, характеризуя японцев, приписывали им лукавость (хитрость), то во время опроса 1967 года эта черта уже отсутствова-
Brown R., Op. cit., pp. 580-590.
Этнозшцшпные механизмы и процессы________________________ 143
ла. Со временем более умеренной стала отрицательная характеристика негров. Исчезла, например, приписываемая им черта "невежественные".
Таким образом, этнические стереотипы со временем меняются. Надо учесть, что стереотипы частично отражают реальность, частично же являются атрибуциями, поэтому при их рассмотрении всегда надо иметь в виду основные ошибки атрибуции. С течением времени обнаруживаются колебания в уровне единодушия атрибуции черт разным этносам. Наблюдаются периоды большего или меньшего единодушия. Есть периоды усиления самокритики, есть также периоды, когда представители исследуемого этноса превозносят себя. Причины подобных изменений не совсем ясны. Считается, что убеждающая коммуникация (т.е. пропаганда) не в силах ликвидировать стереотипы, но может смягчить этноцентризм и антагонизм между группами.
Однако серьезных изменений установок и убеждений, по—видимому, не происходит. Об этом свидетельствует, например, следующий опыт: испытуемых просят высказать свое мнение о белых американцах и неграх (афро-американцах), но в первом случае - в обычных условиях, а во втором — в присутствии работающего детектора лжи. Во второй ситуации белых охарактеризовали более положительно, а негров - более отрицательно, чем в ситуации, где не было этого прибора. Этот результат означает, что, боясь разоблачения, испытуемые во втором случае более искренне выразили свое мнение.
Этнические стереотипы меняются под воздействием политических событий и ситуаций. Стереотипы в определенной мере следуют за политическими событиями и являются их рацио-нализациями и интеллектуализациями.Достаточно, например, вспомнить, какие стереотипы были в ходу в СССР об американцах и в США - о русских. Некоторые американские политики называли СССР "империей зла". В настоящее время ситуация заметно изменилась.
В некоторых случаях влияние исторических событий на этнические стереотипы весьма значительны. Например, если до Второй мировой войны (в 1933 году) во время упомянутого выше принстонского исследования японцев считали умными, продуктивными и прогрессивными, то после войны, в 1951 го-
считали артистичными, религиозными, продуктивными, дружелюбными и прогрессивными, то после 1960 года их охарактеризовали уже в качестве агрессивных, опасных, вороватых, эгоистичных, любящих войну и... артистичных1. Так интеллектуал изируется политика.
Описательная часть стереотипов нередко заключает в себе объективную информацию. Именно этот блок стереотипов и наиболее устойчив. Вот почему после временных изменений стереотипы нередко возвращаются к своим прежним формам. Это довольно устойчивые образования.