Б. Страх перед исчезновением
Перед многими относительно немногочисленными этносами в ходе соперничества с более могущественными и "передовыми" нациями очень конкретно и ощутимо встает проблема существования.Эти этносы стоят перед возможностью ассимиляции или истребления, т.е. исчезновения. Иногда они драматизируют существующую опасность и их поведение в значительной мере принимает самозащитный характер. Каким образом сохранить себя и не исчезнуть с исторической арены? — Вот вопрос, явно или подспудно беспокоящий их и свидетельствующий об их экзистенциальной фрустрированности.
О реальности страха существования говорят многочисленные свидетельства исследователей, печати и других источников'. Многие этносы Азии, находясь перед угрозой исчезновения, говорили исследователям, что не хотели бы разделить участь краснокожих индейцев. Сикхи стремились к независимости, поскольку считали, что иначе исчезнут как нация. Лидеры этносов придают особое значение обладанию собственной землей как условием существования. Причем одинаково страшны для этносов как физическое истребление, так и полная ассимиляция. Поэтому считается важным сохранение народом своей индивидуальности, своей этничности, культуры и самосознания. Как только ощущается угроза этнической я-концепции, начинается борьба против представляющих опасность этносов и наций. Справедливо считается, что отсутствие сильной этнической культуры делает этнос уязвимым перед чужим влиянием. Перед нашими глазами, в XX веке, те на-
1 См.: Gordon, В. К.,The Dimensions of Conflict in Southeast Asia. Englewood Clifford (N. J.): Prentice-Hall, 1966; Weiner M.,Sons of the Soil; Horowitz D. L.,Op. cit., pp. 176-178.
72________________________________________ Альберт Напчаджян
роды, которые отказались от своей традиционной культуры, исчезли с лица земли.
Такова судьба многих этносов, живших на островах южных морей. Даже канадцы французского происхождения, плотно населяющие Квебек, переживают страх перед языковой ассимиляцией. То же самое касается басков, живущих на севере Испании.
Страх перед исчезновением часто имеет реальные территориальные и демографические причины. Если сравнительно небольшой по численности народ окружен морем чужих этносов, то страх перед возможным исчезновением имеет самые реальные предпосылки и вовсе не является иррациональным.
Любопытно, что страх перед гибелью в ходе соперничества этносов переживают и те из них, кто имеет высокие темпы естественного роста. Правда, здесь возникает проблема: возможно, что именно страх перед исчезновением и заставляет этнос быстрее размножаться. Например, известно, что сикхи за последние несколько десятилетий имеют скорость размножения, превышающую средние показатели Индии. Есть и целый ряд других сходных фактов.
Подобные данные показывают, что страх перед уничтожением, ассимиляцией и подчинением оказывает глубочайшее влияние на всю жизнедеятельность и мировосприятие этнических групп. Подобные страхи и тревоги постороннему наблюдателю могут показаться чрезмерными и иррациональными. Но они есть и оттеняют все взаимосвязи подобных этнических групп.
Почему, по каким причинам возникают такие страхи и тревоги? Опираясь на современную психологию эмоций и психоанализ, Д. Горовиц предлагает несколько объяснений. Следует, прежде всего, провести различие между страхом и тревогой. Страх имеет известную осознаваемую причину, тогда как тревога является переживанием без видимой и осознаваемой причины. Тревога личности выражает ожидание неприятных, даже опасных событий в будущем. Тревога и страх иррациональны в том случае, когда чрезмерны, т.е. не соответствуют уровню наличной или ожидаемой опасности. Слабая угроза может оцениваться как сильная, порождая неадекватно сильную эмоциональную реакцию в виде страха или тревоги. Исходя из этого предлагаются следующие объяснения:
Адаптивные процессы и стратегии___________________________ 73
1) Страх перед субординацией является непременным атри
бутом жизни в неранжированных обществах. В таких общест
вах всегда присутствуют неопределенность и дискомфорт. Это,
по—видимому, объясняется тем, что в неранжированных обще
ствах всегда есть потенциальная возможность превращения в
общество этнически ранжированного типа. Ясно, что относи
тельно слабые этносы будут переживать тревогу перед такой
возможностью.
2) Страх перед исчезновением или "затоплением" налицо в
этнически строго ранжированных обществах, в которых ниже
стоящим этносам предъявляются крайне непривлекательные
требования, например требование отказаться от своего нацио
нального языка, как это имеет место в Турции, где представи
тели доминирующего этноса требуют от курдов отказаться от
своего языка, этничности и стать турками.
3) Ожидание опасности существованию своего этноса вы
зывает у его членов агрессивность, враждебные и чрезмерные
требования к вышестоящим или к правительству. Примером
может служить требование сингальцев считать, будто в их
стране (Шри-Ланке) существуют только они — сингальцы.
Существование в обществе двух или более этнических субоб
ществ - ситуация, полная напряжения, и в подобных случаях
появляются требования превратить общество в гомогенное.
Так, в Турции осуществляется политика создания единой ту
рецкой нации, в которой курдам отведено место "горных ту
рок". Для создания этнически гомогенного общества и госу
дарства используются такие средства, как ассимиляция, вы
сылка и даже уничтожение.