Б. Страх перед исчезновением

Перед многими относительно немногочисленными этноса­ми в ходе соперничества с более могущественными и "передо­выми" нациями очень конкретно и ощутимо встает проблема существования.Эти этносы стоят перед возможностью ассими­ляции или истребления, т.е. исчезновения. Иногда они драма­тизируют существующую опасность и их поведение в значи­тельной мере принимает самозащитный характер. Каким обра­зом сохранить себя и не исчезнуть с исторической арены? — Вот вопрос, явно или подспудно беспокоящий их и свидетель­ствующий об их экзистенциальной фрустрированности.

О реальности страха существования говорят многочислен­ные свидетельства исследователей, печати и других источни­ков'. Многие этносы Азии, находясь перед угрозой исчезнове­ния, говорили исследователям, что не хотели бы разделить участь краснокожих индейцев. Сикхи стремились к независи­мости, поскольку считали, что иначе исчезнут как нация. Ли­деры этносов придают особое значение обладанию собствен­ной землей как условием существования. Причем одинаково страшны для этносов как физическое истребление, так и пол­ная ассимиляция. Поэтому считается важным сохранение на­родом своей индивидуальности, своей этничности, культуры и самосознания. Как только ощущается угроза этнической я-концепции, начинается борьба против представляющих опасность этносов и наций. Справедливо считается, что отсут­ствие сильной этнической культуры делает этнос уязвимым пе­ред чужим влиянием. Перед нашими глазами, в XX веке, те на-

Б. Страх перед исчезновением - student2.ru 1 См.: Gordon, В. К.,The Dimensions of Conflict in Southeast Asia. Englewood Clifford (N. J.): Prentice-Hall, 1966; Weiner M.,Sons of the Soil; Horowitz D. L.,Op. cit., pp. 176-178.

Б. Страх перед исчезновением - student2.ru 72________________________________________ Альберт Напчаджян

роды, которые отказались от своей традиционной культуры, исчезли с лица земли.

Такова судьба многих этносов, живших на островах южных морей. Даже канадцы французского происхождения, плотно населяющие Квебек, переживают страх перед языковой асси­миляцией. То же самое касается басков, живущих на севере Испании.

Страх перед исчезновением часто имеет реальные террито­риальные и демографические причины. Если сравнительно не­большой по численности народ окружен морем чужих этносов, то страх перед возможным исчезновением имеет самые реаль­ные предпосылки и вовсе не является иррациональным.

Любопытно, что страх перед гибелью в ходе соперничества этносов переживают и те из них, кто имеет высокие темпы ес­тественного роста. Правда, здесь возникает проблема: возмож­но, что именно страх перед исчезновением и заставляет этнос быстрее размножаться. Например, известно, что сикхи за по­следние несколько десятилетий имеют скорость размножения, превышающую средние показатели Индии. Есть и целый ряд других сходных фактов.

Подобные данные показывают, что страх перед уничтожени­ем, ассимиляцией и подчинением оказывает глубочайшее вли­яние на всю жизнедеятельность и мировосприятие этнических групп. Подобные страхи и тревоги постороннему наблюдателю могут показаться чрезмерными и иррациональными. Но они есть и оттеняют все взаимосвязи подобных этнических групп.

Почему, по каким причинам возникают такие страхи и тре­воги? Опираясь на современную психологию эмоций и психо­анализ, Д. Горовиц предлагает несколько объяснений. Следует, прежде всего, провести различие между страхом и тревогой. Страх имеет известную осознаваемую причину, тогда как тре­вога является переживанием без видимой и осознаваемой при­чины. Тревога личности выражает ожидание неприятных, даже опасных событий в будущем. Тревога и страх иррациональны в том случае, когда чрезмерны, т.е. не соответствуют уровню на­личной или ожидаемой опасности. Слабая угроза может оцени­ваться как сильная, порождая неадекватно сильную эмоцио­нальную реакцию в виде страха или тревоги. Исходя из этого предлагаются следующие объяснения:

Адаптивные процессы и стратегии___________________________ 73

1) Страх перед субординацией является непременным атри­
бутом жизни в неранжированных обществах. В таких общест­
вах всегда присутствуют неопределенность и дискомфорт. Это,
по—видимому, объясняется тем, что в неранжированных обще­
ствах всегда есть потенциальная возможность превращения в
общество этнически ранжированного типа. Ясно, что относи­
тельно слабые этносы будут переживать тревогу перед такой
возможностью.

2) Страх перед исчезновением или "затоплением" налицо в
этнически строго ранжированных обществах, в которых ниже­
стоящим этносам предъявляются крайне непривлекательные
требования, например требование отказаться от своего нацио­
нального языка, как это имеет место в Турции, где представи­
тели доминирующего этноса требуют от курдов отказаться от
своего языка, этничности и стать турками.

3) Ожидание опасности существованию своего этноса вы­
зывает у его членов агрессивность, враждебные и чрезмерные
требования к вышестоящим или к правительству. Примером
может служить требование сингальцев считать, будто в их
стране (Шри-Ланке) существуют только они — сингальцы.
Существование в обществе двух или более этнических субоб­
ществ - ситуация, полная напряжения, и в подобных случаях
появляются требования превратить общество в гомогенное.
Так, в Турции осуществляется политика создания единой ту­
рецкой нации, в которой курдам отведено место "горных ту­
рок". Для создания этнически гомогенного общества и госу­
дарства используются такие средства, как ассимиляция, вы­
сылка и даже уничтожение.

Наши рекомендации