Соперничество этносов как фрустратор
Присутствие на территории проживания этноса другой этнической группы является сильным фрустратором по разным причинам. Играет роль территориальностьи "инстинкт" защиты территории. Имеет значение нехватка пищевых ресурсов и т.п. Но есть еще один и сравнительно малоисследованный фактор: соперничество.Если пришельцы более трудолюбивы и добиваются больших успехов в учебе, труде, бизнесе и политике, а туземцы по всем этим линиям отстают от них, то для того,
' Щепаньски Я.Указ. соч., с. 206. См. также: Bamett H. G.,Innovation: The Basis of Cultural Change. New York, 1953; GUlfilian,S. С The Sociology of Innovation. Chicago, 1935.
68 Альберт Налчаджян
чтобы сохранить свою позицию и положительную я—концепцию, они вынуждены соперничать с этим этносом.
На данное явление обратил внимание Мирон Вайнер1, исследовавший этнические конфликты в Индии. Он считает, что присутствие чужого этноса воспринимается как угроза, поскольку уже простое его присутствие и успехи могут показать наличие недостатков в характере местного этноса. Если оказывается, что чужаки более успешны в учебе, торговле и в других областях деятельности, то у местного этноса появляются импульсы соперничества и мотивация внесения в общество изменений. Не всегда приятно, когда надо измениться. Кроме того, члены местного этноса могут считать, что пришельцы добиваются успехов, поскольку имеют неприятные черты: они работают долго и напряженно, более пунктуальны в своих привычках, мало отдыхают, их жизненный стиль более агрессивен2.
Но когда члены местного этноса выдерживают эти импульсы и отказываются измениться, считая черты и поведение пришельцев неприемлемыми, тут на сцену выступает образованная элита в целом отсталой этнической группы. Она, эта элита, увещевает и заставляет членов своего этноса измениться, соперничать и добиваться успехов. Исторических примеров, подтверждающих существование данного явления, сколько угодно. Так, русский царь Петр Первый заставил русских стать цивилизованными и соперничать с Европой. На этом пути были достигнуты огромные успехи. Другой пример: Армения в течение веков находилась во власти то одного, то другого завоевателя, и чтобы сохраниться как нация, армяне должны были соперничать с завоевателями. Тут есть, однако, важная особенность: очень часто сами завоеватели во многом адаптировались к армянской (более высокой) культуре, заимствовав из нее многие элементы3.
В каждом этносе, долгое время находившемся под гнетом завоевателей, появляются выражения типа: "ничего", "тихо едешь - дальше будешь", "медленно спеши" и т.п. Все они со-
1 Weiner M.,Sons of the Soil: Migration and Ethnic Conflict in India. Princeton:
Princeton Univ. Press, 1978, pp. 353-354. - WeinerML, Указ. соч., с. 353-354. 3 См.: ЕремеевД. Е. Этногенез турок. М., "Наука", 1971; его же: На стыке Азии
и Европы: Очерки о Турции и турках. М., "Наука", 1980.
Адаптивные процессы и стратегии___________________________ 69
зданы для того, чтобы предотвратить быстрые и нежелательные изменения, для оправдания собственной ленивости и нежелания соперничать с более энергичными этническими группами. Когда народ ленив, в его территорию вторгаются — мирно или войной — чужаки и начинают усваивать ее. Сама элита отсталого этноса выступает с критикой летаргичности своего этноса.
Вследствие этого начинается соперничество между этносами. Лидеры все время стимулируют свой народ строгой критикой, обзывая его ленивым, отсталым, фаталистическим и т.п., т.е. стараясь искоренить те черты, которые являются причиной его отсталости. В этносоциологической литературе из жизни народов Индии, Цейлона, африканских стран приводится много примеров подобного поведения элиты, ее призывов к соперничеству и прогрессу. Такую самокритику называют особым элитным синдромом.Его особенность состоит в том, что критикуя характер этноса и его ценности, требуют изменить личные качества его членов, считая, что иначе этническая группа навсегда останется отсталой. Для того, чтобы избежать такой участи, им следует учиться у более прилежных соперников.
Лидеры отсталых народов нередко ежедневно увещевают своих сородичей быть такими же энергичными и продуктивными, как и их этнические соперники и противники. Те качества соперников, которые ранее казались неприятными и неприемлемыми (но обеспечили им успех), теперь уже не критикуются. Наоборот, объектом критики становятся уже те черты собственного этноса, которыми он отличается от других этносов. Появляется сильный мотив достижения, стремления к успехам и преобразованиям, а также конструктивная агрессивность. Активные контакты с иностранцами способствуют быстрому изменению этнических черт народа. Смягчается предубежденность против иностранцев, которая очень сильна у отсталых и изолированно живущих народов. Но, соперничая с чужаками, их продолжают считать неприятными людьми.
"Догнать и перегнать" — вот основной мотив членов элиты отсталых народов. Мотив достиженияначинает играть решающую роль в их поведении, к этому они стимулируют также свой народ. Вспомним один из основных лозунгов большевиков: "Догнать и перегнать развитые капиталистические страны по
70 Альберт Налчаджян
производству продукции на душу населения". В этом призыве было признание собственной отсталости. Лидеры большевиков стремились сознательно внедрить в народе мотив достижения и стремление к соперничеству. Правда, их систематические действия по подавлению личности почти сводили на нет собственные усилия по воспитанию активного, передового и готового на соперничество народа.
В подобных случаях возникает противоречие между традиционными этническими чертами и установками народа и теми новыми требованиями, которые к нему предъявляются соперниками и собственной политической элитой'. Иногда новые лидеры таких этносов просят уступок, временных поблажек для своего этноса, пока он не догонит передовых. Этим признается некоторая незрелость, инфантильность своего этноса, черты, которые, однако, считаются преодолимыми.