Возникновение потребности в общении со взрослым
Возникновение у ребенка потребности в общении со взрослым знаменует переход к младенческому возрасту и находит отражение в комплексе оживления.
160 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
Комплекс оживления — комплексная аффективно-положительная, мимико-соматическая реакция ребенка на лицо говорящего взрослого. В состав комплекса входят следующие компоненты (перечислены в порядке их возникновения):
■ сенсорный компонент — зрительное и слуховое сосредоточение
на лице говорящего взрослого;
■ аффективный компонент — улыбка, впоследствии (3-4 месяца)
переходящая в смех;
■ голосовые реакции — вокализации ребенка в форме гуканья
(короткие отрывистые звуки) и гуления (протяжные звуки),
имитирующие речь взрослого в ее интонационно-мелодической
составляющей;
■ моторный компонент — протягивание ручек и всего тела к взрос
лому. *
Каждый из перечисленных компонентов имеет значение для развития ребенка. Зрительное и слуховое сосредоточение подготавливают развитие речи, улыбка — развитие общения и социальных эмоций, вокализации — развитие речи, протягивание ручек и ножек — развитие хватания и локомоций, а также рождение указательного жеста как предпосылки понимания речи. Закономерности развития комплекса оживления определяют постепенный переход инициативы в установлении контакта и общения от взрослого к ребенку. На шестом месяце комплекс оживления заменяется другими, более сложными формами общения ребенка со взрослым.
М. И. Лисина [55] выделяет следующие критерии возникновения потребности ребенка в общении: 1) внимание и интерес к взрослому, выражающие направленность на его познание; 2) эмоциональные проявления в адрес взрослого, содержащие в себе его оценку; 3) инициативные действия, направленные на взрослого; 4) чувствительность к отношению взрослого, обнаруживающая восприятие ребенком его оценки.
Появление комплекса оживления разрешает кризис новорожденное™ и является показателем возникновения у ребенка новой потребности — первой социальной потребности в общении со взрослым.
В вопросе о генезисе потребности в общении можно выделить различные позиции. Первая позиция утверждает врожденность потребности в общении. В частности, этой позиции придерживается этологический подход (К. Лоренц).
Вторая позиция исходит из представления о прижизненном формировании потребности в общении. Механизм такого форми-
Лекция 12. Младенческий возраст ■ 161
рования выступает следующим образом. Взрослый удовлетворяет важную врожденную потребность ребенка, например, в пище, в безопасности, что сопровождается положительными эмоциональными переживаниями, которые по механизму условной связи переносятся на взрослого. Эта позиция сегодня является общепринятой. Однако есть расхождения в вопросе о том, на основе какой именно потребности возникает потребность ребенка в социальном контакте. Психоаналитики считали, что это — сексуальное влечение либо потребность в безопасности — например, социальный психоанализ К. Хорни [95]. Бихевиористы утверждали, что базовой для формирования потребности в социальном контакте является пищевая потребность ребенка, удовлетворяемая взрослым. Представители теории оперантного научения объясняли возникновение социального поведения ребенка, направленного на взрослого, тем, что взрослый подкрепляет спонтанные социально желаемые реакции ребенка (например, улыбку, которая первоначально не имеет социального значения и не адресована взрослому). Анализ закономерностей генезиса улыбки показал, что уже в 2-3 месяца человеческое лицо оказывается одним из наиболее привлекательных объектов. Ребенок предпочитает объект со схематическим изображением человеческого лица другим, даже более информационно насыщенным. Социальная депривация как ограничение контактов со взрослым приводит к задержке формирования общения ребенка с ним в силу угасания спонтанных реакций улыбки в отсутствии ее подкрепления взрослым.
В отечественной психологии признание получила позиция, согласно которой потребность в социальном контакте основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в новых впечатлениях (М. Ю. Кистяковская, Л. И. Божович, М. И. Лисина). Взрослый является богатым источником зрительных, слуховых, тактильных и вестибулярных раздражений. Эта стимуляция, обеспечивающая функционирование ЦНС, необходима для ее созревания. Для формирования системы условных связей необходимо поддерживать высокий уровень бодрствования коры больших полушарий. Предполагается, что, в силу значимости потребности в притоке новой сенсорной информации, ее удовлетворение сопровождается чувством удовольствия. В связи с этим фигура взрослого также приобретает для ребенка положительную аффективную значимость.
Но не только удовлетворение потребности в новых впечатлениях обеспечивает формирование потребности в общении. При изучении влияния дефицита общения на ребенка было установлено, что
162 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
для формирования социальной потребности в общении имеет значение «опережающая инициатива взрослого», предлагающего эмоционально насыщенные содержательные формы. М. И. Лисина называет это механизмом опережающей инициативы, создающим зону ближайшего развития ребенка. Иными словами, взрослый строит отношения с ребенком на более высокой ступени, чем та, которой уже реально достиг. Поэтому, если родители на ранних стадиях развития ребенка (первые два месяца жизни) оказываются вдали от него либо не уделяют ему должного внимания (например, в силу постродовой депрессии матери), возрастает риск нарушения формирования у него потребности в общении и возникновения тенденций избегания социальных контактов. Очень важно, чтобы взрослый был не просто источником новых впечатлений, но и включал ребенка в эмоционально-положительное пространство взаимодействия. Если комплекс оживления оказывается несформированным, — уже в раннем младенчестве наблюдается нарушение развития моторных, речевых, социоэмоциональных функций, страдают фактически все стороны развития ребенка. Эмоциональное общение со взрослым — фундамент дальнейшего психического развития ребенка, обеспечивающий его открытость миру и готовность к взаимодействию с ним.