Основные стадии развития интеллекта

Развитие интеллекта — последовательная смена познаватель­ной позиции субъекта и структур мышления. Соответственно, Ж. Пи­аже выделяет две основные линии развития интеллекта.

Первая линия: развитие познавательной позиции. Она включа­ет три этапа: недифференцированность субъекта и объекта; начало разделения субъекта и объекта — Я и внешний мир, обусловленное развитием действий субъекта; разделение субъекта и объекта зна­менует переход к эгоцентризму; децентрация.

Вторая линия: изменение структур интеллекта, связанное с раз­витием действий и формированием операций.

Важнейшим понятием в теоретической концепции Ж. Пиаже является понятие операции. Интеллект, представляет собой разви­тие системы операций.

Основные стадии развития интеллекта - student2.ru Основные стадии развития интеллекта - student2.ru 96 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Основные стадии развития интеллекта - student2.ru Операции — внутренние интериоризованные действия, ско­ординированные в целостную систему с другими действиями и обладающие свойством обратимости. Обратимость связана с со­хранением основных свойств объекта, выступая как его условие.

Ключевое слово в этом определении интериоризованные дей­ствия. Операция — всегда внутреннее действие. Внешнее действие — материальное, физическое — не может быть операцией. Дело в том, что только интериоризованное действие предполагает выделение схемы действия как алгоритма и последовательности преобразова­ния. Схема действия является основой построения логической опе­рационной структуры.

Ж. Пиаже выделяет два вида опыта, связанного с деятельнос­тью. Первый — физический опыт — это знание о результате преоб­разования, т. е. знание об ^вменении объекта в результате опреде­ленного воздействия. Второй — логико-математический или логи­ческий опыт. Логический опыт раскрывает логику преобразования объекта, это знание не о результате, а о последовательности и зако­номерностях преобразования. Развитие интеллекта основано на приобретении второго логико-математического опыта. Физический опыт — знание о том, что получается в результате нашего действия, а логико-математический — знание логики самих преобразований. Исследователь считает, что логико-математический опыт становит­ся доступным человеку только в случае, если действие становится внутренним, обобщенным, т. е. выделены не случайные, единичные, а существенные аспекты преобразования. Если же действие внеш­нее, то для его выполнения необходимо учитывать все конкретные частные условия такого преобразования. Последовательность и за­кономерности преобразования объекта оказываются скрытыми. Поэтому Ж. Пиаже настаивает, что в основе развития операций ле жит развитие именно интериоризованных действий. Интериоризг ция действий становится условием формирования операций.

Системность операций — самое важное их свойство. Операция не может быть изолированной, это всегда система действий. От­дельное действие не обеспечивает обратимости. Например, действие сложения (А + В = С) не станет операцией, даже если вы будете про­изводить его в уме. Оно станет операцией только тогда, когда вы сумеете соотнести и уравновесить действие сложения с обратным действием вычитания.

Обратимость обеспечивается системностью, координацией пря­мого и обратного действий. Операции — такая система действий, которая подчинена принципу группировки. Группировка — зак-

Лекция 7. Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже ■ 97

Основные стадии развития интеллекта - student2.ru рытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в целое, подчиняются пяти критериям:

1) комбинативность (композиция) А + В = С;

2) обратимость С - В = А;

3) ассоциативность (А + В) + С=А + (В + С);

4) общая идентичность А - А = 0;

5) специальная идентичность А + А = А.

В таблице 3 представлена периодизация развития интеллекта.


Наши рекомендации