Направленность личности как система ее основных мотивов. Формы проявления направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, склонности, влечения.

Поведение, интересы, пристрастия, увлечения каждого человека ин­дивидуаль-ны, и это своеобразие, как правило, может сохраняться неза­висимо от окружающих условий достаточно долго. Очевидно, что в своей жизни каждый человек имеет определен­ную тягу к каким-то занятиям, знаниям, предметам, не замечая или отторгая другие. В связи с этим С.Л.Рубинштейн предложил выделить в психологи­ческой структуре личности такую характеристику как направленность личности, понимая под ней совокупность основных интересов, потребно­стей, склонностей, устремлений человека. В настоящее время под направленностьюпонимают устойчивую си­стему мотивов (как правило, осознанных), определяющих активность личности и избирательность ее отношений к действительности, особен­ности поведения и деятельности человека независимо от условий дан­ной (наличной) социальной среды (складывающейся ситуации). Можно сказать, что направленность личности — это обусловленная системой побуждений личная целеустремленность человека.

В.П. Каширин, рассматривая систему направленности, личности вы­деляет следующие основные элементы (компоненты): — систему ценностно-смысловых образований личности; — притязания личности; — потребностные состояния личности; — цели личности; — мотивы личности.

Направленность проявляется в таких иерархи­чески связанных между собой формах, как влечение, желание, стремле­ние, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятель­ности и поэтому различаются по степени осознанности, по силе, энер­гичности (интенсивности, устойчивости). Формы: Влечение характеризуется отсутствием четко понимаемой, осознан­ной цели. Наиболее оформившееся влечение, более захватывающее личность, он называет увлечением. Желание— это форма направленности, при которой осознаются объекты и возможные пути удовлетворения потребности. На основе сво­их желаний человек осознает цели будущего действия, строит планы. Стремление— чувственное переживание потребности. Стремление тесно связано с субъективно испытываемыми чувствами, которые сиг­нализируют человеку о достижении цели, вызывая чувства удовлетво­рения или неудовлетворения. В стремлении присутствует волевой ком­понент, который помогает преодолевать различные трудности на пути к объекту потребности. Интерес— форма познавательной направленности личности, рассмат­риваемая в качестве побудителей активности человека. Мы интересуемся тем, что может удовлетворить нашу потребность. При включении в интерес волевого компонента он начинает прояв­ляться в стремлении заниматься определенной деятельностью — стано­вится склонностью. Склонность— избирательная направленность индивида на опреде­ленный вид деятельности, в основе которой лежит глубокая устойчи­вая потребность в данном виде деятельности. При этом человек стара­ется совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельно­стью. Идеалы формируются на основе склонностей и интересов личности. Человек старается изменить окружающий мир в соответствии со своими идеалами. Идеал — форма направленности, конкретизируемая в опре­деленном образе, на который данный человек хочет быть похож; в целях, которые данный человек считает высшими в которых видит конечную цель своих стремлений. Убеждение — форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, ценностными ориентациями, принципами. Наличие у человека устойчивых убеждений, охва­тывающих различные сферы жизнедеятельности, является показателем высокой активности его личности. Человек со сложившимися убежде­ниями не только поступает в строгом соответствии с ними, но и стре­мится передать их другим людям, убеждая их в своей правоте. Мировоззрение— это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Сформированность мировоззрения является существен­ным показателем зрелости личности. Оно влияет на нормы поведения человека, его вкусы, интересы, на его отношение к труду, к другим людям. Мировоззрение может иметь религиозную, политическую, нравственную, научную и эс­тетическую окраску.



Наши рекомендации