Направленность личности как система ее основных мотивов. Формы проявления направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, склонности, влечения.
Поведение, интересы, пристрастия, увлечения каждого человека индивидуаль-ны, и это своеобразие, как правило, может сохраняться независимо от окружающих условий достаточно долго. Очевидно, что в своей жизни каждый человек имеет определенную тягу к каким-то занятиям, знаниям, предметам, не замечая или отторгая другие. В связи с этим С.Л.Рубинштейн предложил выделить в психологической структуре личности такую характеристику как направленность личности, понимая под ней совокупность основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. В настоящее время под направленностьюпонимают устойчивую систему мотивов (как правило, осознанных), определяющих активность личности и избирательность ее отношений к действительности, особенности поведения и деятельности человека независимо от условий данной (наличной) социальной среды (складывающейся ситуации). Можно сказать, что направленность личности — это обусловленная системой побуждений личная целеустремленность человека.
В.П. Каширин, рассматривая систему направленности, личности выделяет следующие основные элементы (компоненты): — систему ценностно-смысловых образований личности; — притязания личности; — потребностные состояния личности; — цели личности; — мотивы личности.
Направленность проявляется в таких иерархически связанных между собой формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности и поэтому различаются по степени осознанности, по силе, энергичности (интенсивности, устойчивости). Формы: Влечение характеризуется отсутствием четко понимаемой, осознанной цели. Наиболее оформившееся влечение, более захватывающее личность, он называет увлечением. Желание— это форма направленности, при которой осознаются объекты и возможные пути удовлетворения потребности. На основе своих желаний человек осознает цели будущего действия, строит планы. Стремление— чувственное переживание потребности. Стремление тесно связано с субъективно испытываемыми чувствами, которые сигнализируют человеку о достижении цели, вызывая чувства удовлетворения или неудовлетворения. В стремлении присутствует волевой компонент, который помогает преодолевать различные трудности на пути к объекту потребности. Интерес— форма познавательной направленности личности, рассматриваемая в качестве побудителей активности человека. Мы интересуемся тем, что может удовлетворить нашу потребность. При включении в интерес волевого компонента он начинает проявляться в стремлении заниматься определенной деятельностью — становится склонностью. Склонность— избирательная направленность индивида на определенный вид деятельности, в основе которой лежит глубокая устойчивая потребность в данном виде деятельности. При этом человек старается совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Идеалы формируются на основе склонностей и интересов личности. Человек старается изменить окружающий мир в соответствии со своими идеалами. Идеал — форма направленности, конкретизируемая в определенном образе, на который данный человек хочет быть похож; в целях, которые данный человек считает высшими в которых видит конечную цель своих стремлений. Убеждение — форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, ценностными ориентациями, принципами. Наличие у человека устойчивых убеждений, охватывающих различные сферы жизнедеятельности, является показателем высокой активности его личности. Человек со сложившимися убеждениями не только поступает в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим людям, убеждая их в своей правоте. Мировоззрение— это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Сформированность мировоззрения является существенным показателем зрелости личности. Оно влияет на нормы поведения человека, его вкусы, интересы, на его отношение к труду, к другим людям. Мировоззрение может иметь религиозную, политическую, нравственную, научную и эстетическую окраску.