Тема1. Предмет и структура современной науки
Тема1. Предмет и структура современной науки
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Психология как наука, задачи науки и их реализация в отдельных отраслях.
2. Определите место психологии в системе наук. Исходя из знаний этапов развития науки, классификации отраслей, покажите взаимосвязь других наук с психологией.
3. Охарактеризуйте основные психологические направления психологии.
4. Покажите на примерах противоречивость житейской психологии в отличие от научной.
5. С точки зрения современных представлений о психической реальности и ее структуре, докажите, что познание психической реальности через самонаблюдение принципиально неверно.
Предварительная работа к занятию
К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по темам 1. «Общая характеристика психологии как науки» и 2. «Эволюция школ и направлений психологии на современном этапе её развития».
Подготовьте на 3-4 минуты выступление, содержащее краткую биографическую справку о Х. Вольфе, В. Вундте, В.М. Бехтереве, показав их роль в становлении психологии как науки.
Тема 2: Методы и методология психологических исследований
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Понятие о методе и методологии науки, уровни организации научного познания.
2. Естественно-научная и гуманитарная исследовательские стратегии в психологии.
3. Возможные классификации методов научной психологии.
4. Виды психологического эксперимента.
5. Методы социально-психологических исследований.
К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 3. «Методы и методология психологического исследования».
Рекомендуемая литература к семинарам 1 и 2
1. Гамезо, Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1999.
2. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир,1992. 3.
3. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.
4. Нуркова, В.В.Психология : учебник для вузов. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2011.
5. Столяренко, Л. Д. Психология : учебник для вузов – М. 2012.
6. Маклаков, А. Г.Общая психология: учебное пособие для вузов – М., 2011.
и др. уч. пособия по курсу.
Темы 3,4. Темперамент и характер как индивидуальные свойства человека
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Общее понятие о темпераменте как психологическом явлении:
• структура темперамента;
• особенности его проявления и развития.
2. Основные подходы к проблеме темперамента:
• факторы формирования темперамента с позиции конституционального подхода (У. Шелдон, Э. Кречмер), характеристика типов;
• нейродинамический подход: факторы формирования, свойства темперамента, феноменология типов (И.П. Павлов).
3. Общее понятие о характере как индивидуальном свойстве человека:
• структура характера, виды черт;
• особенности проявления и развития.
4. Типология характеров в психологии:
• акцентуированные личности в теории К. Леонгарда и А.Е. Личко;
• характеристика типов, их сравнительны анализ.
Предварительная работа
К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 9. «Темперамент и характер как психологические свойства человека».
Подготовьте на 3-4 минуты выступление, содержащее краткую биографическую справку о К. Леонгарде, И.П. Павлове, У. Шелдоне, Э. Кречмере.
Рекомендуемая литература
1. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов.- СПб.: Лидер, 2005.
2. Психология характера. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1998.
3. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969.
4. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социально-педагогическая психология. -СПб., 1999.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.
6. Гамезо, Домашенко. Атлас по психологии. - М., 1998.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М, 1998. Другие учебные пособия по курсу «Общая психология».
8. Лаптева Ю.А., Фёдорова Н.И. Психология человека: краткий словарь основных терминов и понятий. – Новокузнецк, 2007.
Тема 5. Когнитивная сфера человека: ощущения; восприятие
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Ощущение как познавательный процесс: природа; функции; свойства.
2. Классификация ощущений, характеристика видов.
3. Понятие о восприятии, свойства перцептивных образов.
4. Характеристика видов восприятия. Отличия восприятия от ощущений.
Предварительная работа к занятию
К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 8. «Когнитивная сфера человека».
Тема 6. Когнитивная сфера человека: память, мышление, воображение
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Характеристика процессов памяти. Классификации видов памяти и их характеристика.
2. Понятие о мышлении: средства мышления; виды мышления их характеристика.
3. Характеристика форм мышления и мыслительных операций.
4. Воображение как познавательный процесс. Виды воображения, процессы создания образов воображения.
Предварительная работа к занятию
К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 8. «Когнитивная сфера человека».
Рекомендуемая литература к семинарам 5 и 6
1.Введение в психологию / Под ред. Петровского А.В. - М., 1995.
2. Гамезо, Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1998.
3. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. 1 - М, 1998.
4. Общая психология (курс лекций)./ Под ред. Рогова. - М, 1995.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М. 1995.
6 . Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов.- СПб.: Лидер, 2005.
7. Лаптева Ю.А., Фёдорова Н.И. Психология человека: краткий словарь основных терминов и понятий. – Новокузнецк, 2007.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии Т.1, М., 1998.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Общая характеристика личности как психологической категории и как социокультурной реальности. А. Н. Леонтьев о личности.
2. Соотношение биологического и социального в структуре личности в концепции К.К. Платонова (критерии построения структуры личности, содержание подструктур).
3. А.В. Петровский о личности в системе межличностных отношений и персонализации.
Предварительная работа к занятию
К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 11. «Проблема личности в контексте основных психологических направлений».
Рекомендуемая литература к семинару 7
1. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия: Сост. Куликов Л.В. - СПб., 2000.
2. Психология личности. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2002.
3. Учебные пособия по курсу психология.
Вопросы для обсуждения на семинаре
- Психоаналитический подход к личности и её структуре (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др).
- Феномен личности в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
- Структурно-факторные теории личности (Г. Айзенк, Р. Кеттел).
Предварительная работа к занятию
К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 11. «Проблема личности в контексте основных психологических направлений».
Подготовьте на 3-4 минуты выступление, содержащее краткую биографическую справку о Г. Айзенке, Р. Кеттеле, К.Г. Юнге.
Рекомендуемая литература к семинару 8
1. Холл, Кэлвин С. Теории личности : Учебник для вузов:Пер. с англ. – М., 1999.
2. Айзенк, Г. Ю. Структура личности: [Пер. с англ.]. – М., 1999. - 463 с.
3. Хьелл, Л. Теории личности : Основные положения,исследования и применение:Учебное пособие для вузов:[Пер. с англ.]. - 3-е изд. -: Питер, 2007. - 606 с.
4. Фрейджер, Р. Личность: Теории,упражнения,эксперименты:. - 6-е межд. изд. - Санкт-Петербург :, 2006.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Понятие о способностях как психологическом свойстве личности. Виды способностей и их характеристика.
2. Роль задатков и деятельности в процессе формирования способностей.
3. Уровни развития способностей.
Предварительная работа к занятию
К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 10. «Способности как психологическое свойство личности».
Рекомендуемая литература
1. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических ВУЗов. - М- Воронеж, 1996.
2. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека. — М., 1999, стр. 114.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1998.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 1998.
5. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.
6. Психология индивидуальных различий. Тексты. - М, 1982.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Психоаналитические теории о структуре личности и ее развитии в детстве.
· Основные положения теории З. Фрейда о природе человеческой личности.
· Реализация психоаналитического принципа в теориях К.Г. Юнга и А. Адлера.
· Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона.
2. Теории социального научения о развитии личности ребенка.
· Теория оперантного научения Скиннера.
· Р. Сирс о воспитании и развитии в детстве.
· Дж. Роттер: теория социального научения.
· А. Бандура о роли подражания в формировании нового поведения.
3. Гуманистические концепции о личности и ее развитии в детстве.
· Гуманистическая теория личности А. Маслоу.
· Феноменологическая теория личности К.Роджерса.
Предварительная работа к занятию
К семинарскому занятию выполняются задания по теме 14.«Категория развития в психологии. Законы психического развития в детском возрасте»
Рекомендуемая литература:
1.Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1990.
2. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии: Уч. для студентов пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. Гардарики, 2004.
3.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,1996г.
4. Психология развития: учебник для вузов / Т.Д.Марцинковская, Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко и др. / Под ред.Т.Д.Марцинковской. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : Академия, 2005.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.,1997.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Идеи русских физиологов и их роль в развитии представлений о природе и механизмах человеческой психики.
· Программа построения психологической науки И.М.Сеченова.
· Учение И.П.Павлова об условных рефлексах, 2-х сигнальных системах, типах ВНД.
· Учение А.А.Ухтомского о доминанте.
2. Становление деятельностного подхода в отечественной психологии. Положения теории деятельности о закономерностях психического развития (Басов М.Я., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.).
Предварительная работа к занятию
Выполните реферативную работу по одному из вопросов семинарских занятий. Подготовьте по содержанию реферата доклад или тезисы к семинарскому занятию.
Рекомендуемая литература
1. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. - М., 1975.
2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М., 1999.
3. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка / Хрестоматия по психологии. - Сост. В.В.Мироненко. - М.1977.
4. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии: Уч. для студентов пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. Гардарики, 2004.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,1996г.
6. Психологическая наука в СССР. - В 2 Т.-М.,1959.
7.Сеченов И.М. Элементы мысли. – Избр. соч. – М.,1952.
8. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М.,1975.
9. Соколова И.М. Ухтомский А.А. – М.,1991.
10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебник для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2005.
11.Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. - М.,1997.
Предварительная работа к занятию
К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 15.
Рекомендуемая литература:
1.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
2. Психология развития и возрастная психология: Структурно-логические схемы: Уч. Пособие для студентов вузов / Автор-сост. А.К.Быков. – М.: АПК и ППРО, 2009.
3.Психология развития : учебник для вузов /Т.Д.Марцинковская, Т.М.Марютина,Т.Г.Стефаненко и др. / Под ред.Т.Д.Марцинковской. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : Академия, 2005.
4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебник для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2005.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Понятия «развитие» и «обучение» в современной педагогике и психологии.
2. Теория развивающего обучения Л.С. Выготского:
а) понятие о 2-х уровнях развития;
б) место обучения в ходе развития;
в) роль взрослого в процессе обучения.
3. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина:
а) основные положения теории;
б) этапы формирования умственных действий;
в) значение ориентировочной основы действия.
Предварительная работа к занятию
К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 16.«Психическое развитие и обучение».
Рекомендуемая литература:
1.Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Хрестоматия по психологии. Сост. Миренко В.В. – М., 1987.
2.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. / Хрестоматия по психологии. Сост. В.В.Мироненко. – М., 1977.
3.Гальперин П.Я. Метод срезов и метод поэтапного формирования в исследованиях детского мышления. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. Сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.. – М., 2005.
4.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
Тема1. Предмет и структура современной науки
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Психология как наука, задачи науки и их реализация в отдельных отраслях.
2. Определите место психологии в системе наук. Исходя из знаний этапов развития науки, классификации отраслей, покажите взаимосвязь других наук с психологией.
3. Охарактеризуйте основные психологические направления психологии.
4. Покажите на примерах противоречивость житейской психологии в отличие от научной.
5. С точки зрения современных представлений о психической реальности и ее структуре, докажите, что познание психической реальности через самонаблюдение принципиально неверно.
Предварительная работа к занятию
К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по темам 1. «Общая характеристика психологии как науки» и 2. «Эволюция школ и направлений психологии на современном этапе её развития».
Подготовьте на 3-4 минуты выступление, содержащее краткую биографическую справку о Х. Вольфе, В. Вундте, В.М. Бехтереве, показав их роль в становлении психологии как науки.