Раздел 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
К познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Формирование данных процессов осуществляется в следующих направлениях:
- Сенсорное воспитание.
- Ознакомление с окружающим.
- Развитие психических функций.
1.1. Сенсорное воспитание
Сенсорное воспитание служит основой для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания. Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов — внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой — оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности — предметной, игровой, продуктивной, трудовой (А.А. Катаева, 1978).
На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.
Педагогам важно помнить, что с детьми с синдромом Дауна надо работать, не теряя с ним визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.
Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна в течение первых трех лет его пребывания в специальном дошкольном учреждении, На четвертом году воспитания и обучения акцент в работе смещается на формирование у детей образов-представлений в рамках упомянутых выше анализаторов и в русле ведущих видов детской деятельности.
Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.
1.2. Ознакомление с окружающим
Ознакомление с окружающим направлено на формирование у детей целостного восприятия представлений о предметном мире. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. В ходе занятий накапливаются представления и элементарные понятия о явлениях неживой природы, о животных, о растительном мире, о бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода, начинает активизироваться связная речь. Важно научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях
Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим темам: «Части тела», «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Одежда», «Посуда».
1.3. Развитие психических функций
Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение развития всех психических функций.
Наблюдается неравномерность развития, то есть навыки, в норме относящиеся к одному возрасту, у ребенка с синдромом Дауна могут наблюдаться не одновременно, а быть значительно разнесены во времени.
Развитие внимания
Внимание является оной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.
Уровень развития внимания определяется различными характеристиками. К ним относятся объем внимания, концентрация, переключение, устойчивость, распределение. Внимание зависит от возраста ребенка.
Для детей с синдромом Дауна характерна неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания. Значительное влияние на его развитие оказывают нарушения слуха и зрения или даже просто плохое самочувствие, а также неустойчивость позы, в которой находится ребенок.
Развитие памяти
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием – узнаванием. Она носит непроизвольный характер и теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания.
Память детей с синдромом Дауна характеризуется уменьшенным объёмом, а также недостаточностью слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух. Осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную. Для запоминания требуется большое количество повторений.
Развитие мышления
Мышление у ребенка раннего возраста формируется тесной взаимосвязи с общим развитием, с опорой на восприятие, развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Все особенности, характерные для ребенка с синдромом Дауна, находят свое отражение в особенностях развития мышления:
- Отставание и своеобразие развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации отрицательно сказываются на формировании поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды.
- Позднее формирование ползанья и ходьбы снижает возможности исследования окружающего мира, нарушает развитие способности планировать действия.
- Нарушения восприятия, памяти и внимания отрицательно сказываются на процессе формирования представлений. Понятийный уровень мышления, предполагающий соединение представления со словом, из-за задержки речевого развития появляется позже.
- Затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую.
- Резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений. В основном ребенок знает то, чему его специально учили.
Познавательная активность детей раннего возраста с синдромом Дауна развивается:
- в играх и упражнениях, формирующих у детей орудийные действия, способность к решению наглядно-действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций;
- в дидактических играх и упражнениях, формирующих у детей ориентировочно-исследовательские действия (результативные, поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения и др.);
- в играх и упражнениях, направленных на ознакомление детей с пространственными и качественными свойствами и признаками объектов;
- в играх и упражнениях, способствующих запоминанию с использованием знаково-символических средств;
- в строительно-конструктивных, подвижных играх;
- в изобразительной деятельности (обследование объектов, чтобы получить необходимые для изображения представления);
- в конструировании по образцу (наглядно-действенное мышление);
- в процессе развития речи на основе ознакомления с окружающим миром: у детей формируются представления о себе, окружающих людях, растительном и животном мире, о деятельности людей, что способствует формированию речи и навыков коммуникативного поведения;
- в индивидуальной коррекционной работе.