Этап III (12-17 недели занятий)

Разминка

Растяжки

· «Росток». Ребенок сидит на корточках, обхватив колени руками. Взрос­лый: «Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли; ты растешь, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе расти». Называется часть тела, которая активизи­руется в данный момент при абсолютной пассивности других. «Один» — мед­ленно начинают выпрямляться ноги; «два» — ноги продолжают «расти», постепенно оживают руки, но пока висят, как тряпочки; «три» — осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — выпрямляют­ся плечи, шея, голова; «пять» — руки поднимаются вверх, смотрим на сол­нышко, тянемся к нему.

· Встать, держась за спинку стула. На вдохе отводим левую ногу назад, насколько это возможно, растягивая мышцы живота. Некоторое время удерживаем это положение. Опускаем ногу, выдыхая. То же — с правой ногой.

· «Крылья птицы». Ребенок стоит, спина прямая. Взмахивать руками, как крыльями («Какую птицу ты изображаешь?») и поворачиваться во все стороны, скручивая корпус. Ноги неподвижно стоят на полу.

· «Замочки»:

1) Сложить руки в «замок» и тянуть их вверх, прогнувшись назад; вниз, в стороны.

2) Сложить руки за спиной в «замок» и тянуть их вверх.

· «Свободные плечи». Ноги на ширине плеч, руки расслаблены.

1) Плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед.

2) Вращать плечами вперед и назад, не выгибая и не прогибая спину назад и вперед. Сначала движения однонаправленные, затем разнонаправ­ленные.

· Перекаты головы. Ноги на ширине плеч, руки и плечи расслаблены, Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Затем наклоните голову назад и снова делайте перекаты из сторо­ны в сторону. То же — по кругу в одну и другую сторону.

· * «Восточные танцы», Руки над головой сложены в замок. Ребенок старается дотянуться левым ухом до левой руки, затем правым ухом до пра­вой руки, изображая таким образом «восточный танец».

Пальчиковая гимнастика

· «Зайчик», «Коза», «Телефон» (см. этап I!), Ребенок «выбрасывает» из кулака «заячьи ушки», «козьи рожки» и т. п. сначала левой, затем правой рукой, затем обеими вместе (одновременно).

* Выбрасывать «ушки» и «рожки» по очереди каждой рукой в быстром темпе. Пока одна рука выбрасывает, например, «рожки», вторая рука — в кулаке.

· «Домик». Сложить пальцы домиком перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

· «Клешни краба». Средний палец накладывается на указательный и зажи­мает его; безымянный — на средний, мизинец — на безымянный. Соединить полученную «конструкцию» из пальцев с большим пальцем. Получилась клеш­ня краба. Сначала левая «клешня», потом правая «клешня», затем обе одно­временно/попеременно хватают все вокруг.

· «Змейки». Размять каждый пальчик. Сделать волнообразные движе­ния («змейки») поочередно каждым пальцем сначала на одной руке, затем на другой. При необходимости помочь «змейкам» другой рукой.

* Изобразить «змеек» обеими руками вместе.

· «Окошки». Ребенок соединяет большой палец левой руки с указатель­ным пальцем правой, большой палец правой руки с указательным левой. Остальные пальцы прижаты к ладони. Расцепляя находящиеся снизу пальцы, ребенок вновь соединяет их сверху. Главная задача — плавные переключения с одной позы на другую.

· * «Лесенка». Ребенок кладет на указательный палец правой руки ука­зательный палец левой руки, средний палец правой руки — на указательный левой, средний палец левой руки — на средний палец правой руки. Остальные пальцы прижаты к ладони. Каждый раз ребенок перекладывает палец, нахо­дящийся снизу, на самый верхний, как бы поднимаясь по лесенке.

Артикуляторная гимнастика (каждое упражнение выполняется 5—7 раз)

· «Оближем губки». Рот открыт. Медленно, не отрывая языка, облизать по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу.

· «Почистим зубки». Рот открыт. «Почистить» кончиком языка нижние зубки с внутренней стороны.

· «Вкусное варенье», Широким языком облизать верхнюю губу.

· «Лошадка», Рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне верхних зубов. Поцокать, пощелкать языком. Нижняя челюсть неподвижна.

Подвижные игры

· «Бег по кругу». Детям предлагается инструкция: «Вы бегаете по кругу. Если вы услышите один хлопок в ладоши, то сразу должны остановиться и стоять, пока я не скажу «побежали». Если вы услышите два хлопка, то долж­ны сразу лечь на пол и лежать, пока я не скажу «побежали». Если вы услы­шите три хлопка, го должны сразу остановиться, хлопнуть в ладоши один раз и стоять, пока я не скажу «побежали». Если вы услышите четыре хлопка, то должны сразу остановиться, подпрыгнуть два раза и стоять, пока я не скажу «побежали». Если вы услышите пять или шесть хлопков, то бежите дальше и не обращаете внимания на хлопки».

Сначала инструкцию подробно проговаривает взрослый, затем в краткой форме, с помощью вопросов взрослого, — дети.

· «Четыре стихии», Вы договариваетесь с ребенком, что, если прозвучит слово «земля», он должен опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например, «трава»; изобразить змею). На слово «вода» — вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать «водопад» и т. п.). На слово «воздух» — поднять руки вверх (встать на мысочки; изобразить полет птицы; сказать «солнце»). На слово «огонь» — станце­вать твист, произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер, дровосека и т. п.).

Очевидно, что для младших детей нужно сначала ограничится одной-двумя «стихиями».

· «Запретное слово». Вы с детьми по очереди называете разных зверей (или цвета, или фрукты и т. п.). Запретным является, например, слово «белка». Когда вы произносите: «белка», ребенок должен молча хлопнуть в ладоши или смелеть любое другое движение.

* Для более взрослых детей в это упражнение можно включить «запрет» на определенный цвет, число, какое-либо животное или птицу, месяц года и т. п. Аналогично можно построить упражнение с «запретным» движением.

Наши рекомендации