Диагностика уровня эмоционального выгорания( в. бойко)
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны – то знак «» («нет»).
Текст опросника.
- Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
- .я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
- Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
- Моя работа притупляет эмоции.
- я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
- Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
- я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
- Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
- Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
- Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
- Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
- .обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
- Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
- я очень переживаю за свою работу.
- коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них.
- .я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
- .последнее время меня преследуют неудачи на работе.
- Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
- Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
- По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
- Успехи в работе вдохновляют меня.
- Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
- Я часто работаю через силу.
- В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
- Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не слышать.
- Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я затрачиваю.
- Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
- Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился.
- Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
- Моя работа меня очень разочаровала.
- Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
- Моя карьера сложилась удачно.
- Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
- Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
- .моя работа плохо на меня повлияла – обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.
Обработка данных.
Признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку – 10 баллов – получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома.
Ключ.Знак перед номером означает ответ «да» или «нет»; в скобках указаны баллы, проставляемые за этот ответ.
В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем – сумма по всем симптомам, т.е. итоговый показатель.
Симптом «Неудовлетворенность собой»:
-1(3), +6(2), + 11(2), -16(10), -21(5), +26(5), +31(3).
Симптом «загнанность в клетку»:
+2(10), +7(5), +12(2), +17(2), +22(5), +27(1), -32(5).
Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»:
+3(5), +8(5), +13(2), -18(2), +26(3), +28(3), +33(10).
Симптом «Эмоциональная отстраненность»:
+4(2), +9(3), -14(2), +19(3), +24(5), + 29(5), +34(10).
Симптом «Личностная отстраненность»:
+5(5), +10(3), +15(3), +20(2), +25(5), +30(2), +35,(10)
Выводы: сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:
9 и менее – несложившийся симптом;
10-15 баллов – складывающийся симптом;
16 и более – сложившийся симптом.
Соответственно сумма баллов по всем симптомам,
равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания»;
50-75 – о начинающемся «выгорании»;
8о и более – об имеющемся «выгорании».
Стиль педагогического руководства( О.И.Мотков)
(для руководителей, педагогов)
Инструкция: отвечайте, пожалуйста, на следующие вопросы, выбирая ответ из пяти возможных вариантов ответов:
Конечно, да Скорее, да Трудно сказать Скорее, нет Конечно, нет
------------------------------------------------------------------------------------
5 4 3 2 1
- Часто ли вы прибегаете к наказанию учеников?
- Есть ли у вас любимчики?
- Прислушиваетесь ли вы в отличному от вашего мнения мнению учеников?
- Часто ли вы прибегаете к крику на занятиях?
- Можете ли вы приободрить учеников?
- Можете ли вы сказать, что с большинством ребят у вас хорошие отношения?
- Много ли вы тратите времени с ребятами на внешкольные дела (походы и т.п.)?
- Стремитесь ли вы налаживать отношения сотрудничества с учениками, доверять им?
- Знакомите ли вы своих учеников со своим хобби, увлечением?
- Свойственно ли вам проявлять чуткость и понимание проблем ученика?
- Стремитесь ли вы поддерживать инициативу ученика?
- Часто ли вы устраиваете разборы поведения провинившихся перед группой?
Ключ:
Для ответов на вопросы 1,2,4 и 12 идет подсчет баллов по обратной шкале: конечно, да – 1 балл, скорее, да – 2 и т.д.
Чем больше сумма баллов по всем вопросам (с учетом оценки по обратной шкале для №№ 1,2,4 и 12), тем выше уровень сотрудничества педагога с учащимися:
С= сумма баллов по №№ 3,5,6,7,8,9,10,11 + сумма баллов по №№ 1,2,4,12