Диагностика уровня эмоционального выгорания( в. бойко)

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны – то знак «» («нет»).

Текст опросника.

  1. Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  2. .я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
  4. Моя работа притупляет эмоции.
  5. я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
  7. я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  8. Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
  9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
  10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
  11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
  12. .обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
  14. я очень переживаю за свою работу.
  15. коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них.
  16. .я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  17. .последнее время меня преследуют неудачи на работе.
  18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
  19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
  20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  21. Успехи в работе вдохновляют меня.
  22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
  23. Я часто работаю через силу.
  24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
  25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не слышать.
  26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я затрачиваю.
  27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
  28. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился.
  29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
  30. Моя работа меня очень разочаровала.
  31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  32. Моя карьера сложилась удачно.
  33. Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
  34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
  35. .моя работа плохо на меня повлияла – обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.

Обработка данных.

Признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку – 10 баллов – получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома.

Ключ.Знак перед номером означает ответ «да» или «нет»; в скобках указаны баллы, проставляемые за этот ответ.

В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем – сумма по всем симптомам, т.е. итоговый показатель.

Симптом «Неудовлетворенность собой»:

-1(3), +6(2), + 11(2), -16(10), -21(5), +26(5), +31(3).

Симптом «загнанность в клетку»:

+2(10), +7(5), +12(2), +17(2), +22(5), +27(1), -32(5).

Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»:

+3(5), +8(5), +13(2), -18(2), +26(3), +28(3), +33(10).

Симптом «Эмоциональная отстраненность»:

+4(2), +9(3), -14(2), +19(3), +24(5), + 29(5), +34(10).

Симптом «Личностная отстраненность»:

+5(5), +10(3), +15(3), +20(2), +25(5), +30(2), +35,(10)

Выводы: сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:

9 и менее – несложившийся симптом;

10-15 баллов – складывающийся симптом;

16 и более – сложившийся симптом.

Соответственно сумма баллов по всем симптомам,

равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания»;

50-75 – о начинающемся «выгорании»;

8о и более – об имеющемся «выгорании».

Стиль педагогического руководства( О.И.Мотков)

(для руководителей, педагогов)

Инструкция: отвечайте, пожалуйста, на следующие вопросы, выбирая ответ из пяти возможных вариантов ответов:

Конечно, да Скорее, да Трудно сказать Скорее, нет Конечно, нет

------------------------------------------------------------------------------------

5 4 3 2 1

  1. Часто ли вы прибегаете к наказанию учеников?
  2. Есть ли у вас любимчики?
  3. Прислушиваетесь ли вы в отличному от вашего мнения мнению учеников?
  4. Часто ли вы прибегаете к крику на занятиях?
  5. Можете ли вы приободрить учеников?
  6. Можете ли вы сказать, что с большинством ребят у вас хорошие отношения?
  7. Много ли вы тратите времени с ребятами на внешкольные дела (походы и т.п.)?
  8. Стремитесь ли вы налаживать отношения сотрудничества с учениками, доверять им?
  9. Знакомите ли вы своих учеников со своим хобби, увлечением?
  10. Свойственно ли вам проявлять чуткость и понимание проблем ученика?
  11. Стремитесь ли вы поддерживать инициативу ученика?
  12. Часто ли вы устраиваете разборы поведения провинившихся перед группой?


Ключ:

Для ответов на вопросы 1,2,4 и 12 идет подсчет баллов по обратной шкале: конечно, да – 1 балл, скорее, да – 2 и т.д.

Чем больше сумма баллов по всем вопросам (с учетом оценки по обратной шкале для №№ 1,2,4 и 12), тем выше уровень сотрудничества педагога с учащимися:

С= сумма баллов по №№ 3,5,6,7,8,9,10,11 + сумма баллов по №№ 1,2,4,12

Наши рекомендации