Конкретные приемы самоподдержки
1. Прием «Вечерний пересмотр событий»
(для тех, кто работает с людьми, самый губительный принцип — «Я подумаю об этом завтра»).
2. Визуализация: мысленное представление, проигрывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла, — это прием, помогающий строить реальность. Человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится, и — получает желаемое. (10 минут перед отходом ко сну и 10 минут утром. Всего 20 минут!)
Этапы визуализации:
• решите, чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках (мысленно создайте точные картины и сцены того, чего вы хотите добиться);
• расслабьтесь;
• в течение 5–10 минут мысленно представляйте желаемую реальность, как будто создавая видеофильм успешных действий.
Важно помнить: при визуализации нужна систематичность. Здесь главное — практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте упражняться в визуализации, пока ваша цель не осуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной-двух попыток визуализации.
Если возникнут сомнения, — избегайте бороться с ними. То, против чего борешься, только сильнее укрепляется. Надо просто проигнорировать свои сомнения. Отрезать их и отбросить!
И еще несколько техник самопомощи, которые могут помочь в профилактике выгорания
Техника 1. «Отрезать, отбросить»
Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль.
После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.
Техника 2.«Лейбл, или Ярлык»
Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые считают, что действие этой техники усиливается, когда вы представите, что не просто «вытащили» негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые действия над ней. К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из баллончика, пометили ее (ядовито-зеленая, канареечно-желтая...) и уже теперь наблюдаете со стороны.
Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: «Это всего лишь негативная мысль!»
По данным специалистов (Д. Кехо и др.) эта техника помогает на 75% (а это вовсе не мало!).
Техника 3. Преувеличение
Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.
Техника 4. «Признание своих достоинств»
Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий — осознать, что вы, так же как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.
А теперь — самоподдерживающий прием (женщины примут его скорее, чем мужчины!).
Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнетесь себе!
Работа с супервизором
Она особенно необходима в том случае, если специалист:
• Слишком вовлекается в проблему клиента и теряет профессиональную объективность.
• Может застрять на такой модели помощи клиенту, в результате которой у клиента не появляется мотивация помогать себе самостоятельно.
• Эмоционально вовлекается в проблему клиента, особенно когда ситуация вызывает у работника собственные воспоминания.
• Продолжает выполнять свои обязанности, когда их эффективность снижается, в то время как взгляд «со стороны» и обсуждение могли бы оказаться более полезными.
• Берет слишком много работы, постоянно помогает другим и начинает страдать от «сгорания».
• Испытывает трудности при завершении работы с клиентом.
ЗАПОМНИТЕ!
• Эти трудности могут коснуться каждого. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма — это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий.
• Организация супервизии поможет справиться с этими трудностями и оценить качество услуг, предоставляемых клиентам.
Типы супервизии
• Один на один — это заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить конкретную работу.
• Групповая супервизия — в коллективе сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга, участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался; происходит обмен опытом и знаниями.
• Неформальная супервизия — это незапланированная консультация с супервизором, лицом к лицу или по телефону.
• Кризисная супервизия — незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризисному состоянию специалиста. Происходит сразу после работы с клиентом.
ЗАПОМНИТЕ!
• Никогда не бойтесь попросить о помощи.
• Не волнуйтесь по поводу «глупых» вопросов.
• Никто из специалистов не должен быть в изоляции.