Глава II. Тренинг№1 для педагогов для профилактики эмоционального выгорания «Доверие»
Цель: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.
Задачи:
Ø Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.
Ø Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
Ø Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности, направлений роста.
Ø Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.
Материалы и оборудование:
Ø Маркерная доска или ватманы для записи собранной информации
Оборудование: маркеры, фломастеры, цветные карандаши, бумага А4 (белая и тонированная), таблицы «Поле самодиагностики», кнопки, скотч, ножницы.
1 День
Содержание:
1. Введение. Актуальность проблемы
2. Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге – их идеальное соотношение.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
3. Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
ü похожие черты;
ü противоположные черты;
ü одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях;
ü отсутствие общих черт;
ü какой список было составлять легче?
ü какой получился объемнее?
ü каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
4. Поле самодиагностики. Самодиагностика проявления признаков выгорания.
Присутствующим предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится.
5. Три стадии нарастания синдрома (под запись).
6. Мини-дискуссия по подгруппам «Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности?».
§ Разделиться на подгруппы по 3-5 человек. Составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности
§ Представить их для записи на доске, разделяя на организационные и индивидуальные.
7. Упражнение: «16 ассоциаций»
(упражнение из тренинга Шубиной Елены, члена ассоциации профессионального тренинга, используется с добавлениями.)
Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка.
Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.
9. Мини-дискуссия: «Для чего вы работаете?»
Упражнение: Три рисунка «Я работаю педагогом»
ü начало трудового пути (или представления студента, если у специалиста совсем маленький опыт работы)
ü в настоящее время
ü через 5 лет
Присутствующие делятся в первую очередь собственными ощущениями от своих рисунков. Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.
10. Эмоциональная регуляция
§ естественная регуляция
§ саморегуляция
Задание: на доске составляем список способов регуляции состояния
11. Психологическая поддержка и обратная связь.
Каждому присутствующему дается лист тонированной бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа после него участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для тренера. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.
12. Притча. Например «История-напутствие» из книги Носсрата Пезешкяна «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия».
Поле самодиагностики
Симптомы | Степень выраженности, частота | |||||
Поведенческие | Сопротивление выходу не работу | |||||
Частые опоздания | ||||||
Откладывание деловых встреч | ||||||
Уединение, нежелание видеть коллег | ||||||
Нежелание видеть детей | ||||||
Нежелание заполнять документацию | ||||||
Формальное исполнение обязанностей | ||||||
Аффективные | Утрата чувства юмора | |||||
Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения | ||||||
Повышенная раздражительность | ||||||
Ощущение придирок со стороны других | ||||||
Равнодушие | ||||||
Бессилие, эмоциональное истощение | ||||||
Подавленное настроение | ||||||
Когнитивные | Мысли о смене профессии, уходе с работы | |||||
Слабая концентрация внимания, рассеянность | ||||||
Ригидность мышления, использование стереотипов | ||||||
Сомнения в полезности работы | ||||||
Разочарование профессией | ||||||
Циничное отношение к клиентам, коллегам | ||||||
Озабоченность собственными проблемами | ||||||
Физиологические | Нарушение сна (бессонница/ уход в сон) | |||||
Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание») | ||||||
Длительно текущие незначительные недуги | ||||||
Восприимчивость к инфекционным заболеваниям | ||||||
Усталость, быстрая физическая утомляемость | ||||||
Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ | ||||||
Обострение хронических заболеваний |
День. 1. Разминка
Упражнение «Наши ожидания»
Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.
Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке)
Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)
Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.
То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.
«Что общего». Выбирается один из участников в качестве водящего. Педагоги говорят вслух, что у них есть общего (в деталях одежды, в прическе, в характере) с данным человеком.
2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия