Тема 4: Познавательные процессы.
Учебная цель: углубить представления студентов о процессах и механизмах памяти; рассмотреть классификацию отдельных видов памяти; ознакомить студентов с техниками, которые способствуют развитию памяти; определить общую характеристику воображения и его роль в психической деятельности; закрепить знания студентов относительно природы и основных видов мышления
Основные понятия: память, мнемотехника, мышление, интеллект, воображение.
Время: 2 часа
Форма проведения: работа в командах
Учебные вопросы:
- Виды, особенности памяти.
- Природа и виды мышления.
- Воображение.
Темы рефератов:
- Исследования памяти Г.Эбингаузом.
- Феноменальная память.
- Творчество.
Дополнительные вопросы:
- Какие теории памяти Вам известны?
- Что нужно сделать, чтобы предупредить забывание важного материала?
- Какие приемы способствуют лучшему запоминанию?
- Как происходит кодирование и сохранение информации?
- Какие нарушения памяти Вам известны?
- Что общего и в чем различие между мышлением и воображением?
- Физиологические механизмы воображения?
- От чего зависит степень развития воображения?
- В чем разница между мышлением и ассоциативным течением интеллектуальных процессов?
- Что такое „мозговой штурм”?
- Что такое интеллект? Как он связан с мышлением?
- Что Вы знаете о проблеме креативного мышления?
- Что Вам известно про индукцию и дедукцию?
- В чем заключается сущность анализа и синтеза как операций мышления?
Методические рекомендации:
Готовясь к первому вопросу, необходимо знать, что память человека - процесс отображения, сохранения и восстановления прошлого опыта. Выделяют несколько уровней памяти в зависимости от длительности хранения информации: мгновенная (сенсорная) память - сохраняет информацию о том, как воспринимается мир на уровне рецепторов в течение 0,3-1,0 с; кратковременная память обеспечивает оперативное хранение и переработку информации, поступающей от органов чувств ограниченными порциями; промежуточная (оперативная) память - сохраняет информацию в течение нескольких часов и отличается значительно большей вместимостью, чем кратковременная; долговременная память - сохраняет информацию в течение всей жизни человека и имеет неограниченный объем; при этом основным механизмом перевода информации из кратковременной памяти в долговременную считают повторение.
При подготовке к вопросу № 2 студенты определяют, что мышление - это процесс обобщенного опосредованного отражения и познания явлений действительности в их существенных признаках и взаимосвязях между ними; - это система процессов, осуществляющих отражение объектов в их закономерных связях и отношениях, способствуют их пониманию, прогнозированию и принятию решений. В основе мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Основные свойства мышления: отвлеченность; обобщенность, сравнение, анализ, синтез.
Готовясь к вопросу №3, студентам необходимо определить, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Воображение - это форма психического отражения, заключающаяся в создании новых образов на основе тех, что были приняты ранее. К приемам воображения относятся: агглютинация - сочетание отдельных элементов или частей разных предметов в единый образ; акцентирование, схематизация, типизация. В зависимости от степени активности человека выделяют следующие виды воображения: пассивное и активное. Особым видом воображения является мечта. Мечта может быть реальной и нереальной. Воображение связано с творчеством. Творческое мышление имеет свои закономерности. Есть специальные методики развития и активизации творческого мышления. К ним относятся: метод брейнсторминга („мозгового штурма”, метод фокальных объектов, метод контрольных вопросов).
План семинарского занятия №6.
Тема 5:Психология личности.
Учебная цель: углубить знания студентов по вопросам закономерностей формирования, развития и функционирования личности; расширить знания студентов о современных представлениях о критерии анализа и оценки уровня сформированности личности.
Основные понятия: индивид, личность, индивидуальность, общество, субъект, объект, биологические и социальные факторы, структура личности, мотивационная сфера личности, установка, направленность личности, самосознание, самооценка, образ “Я”, уровень притязаний, психологическая защита личности.
Время: 2 часа
Форма проведения: работа в группах с творческим заданием.
Учебные вопросы:
1. Понятие личности.
2. Теории личности.
3. Структура личности.
4. Механизмы психологической защиты личности.
Темы рефератов:
1. Психодинамическая школа личности (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер).
2. А.Маслоу. Гуманистический подход к теории личности.
3. Особенности соотношения самооценки и уровня притязаний личности.
4. Роль психологических защит в развитии личности.
Дополнительные вопросы:
1. Какова роль направленности и установки в развитии личности?
2. Как соотносятся понятия “самосознание”, “самооценка”, “образ Я” и “уровень притязаний?
3. Какую роль играют психологические защиты в жизнедеятельности личности?
4. Чем отличается теория психосексуального развития З. Фрейда от эпигенетической концепции Э. Эриксона?
5. Как соотносятся структурные компоненты личности?
6. Какую роль играют психологические защиты в жизнедеятельности личности?
7. Что составляет мотивационную сферу личности?
8. Каково соотношение между социализацией и индивидуализацией?
9. Что в психологии понимается под понятием „мотив”?
10. Какова структура базовых потребностей личности?
11. Что такое социальная зрелость личности?
12. В чем заключается специфика мотивации успеха и мотивация избегания неудач?
Методические рекомендации
Приступая к изучению темы №4, студент должен осознать и научиться разделять основные категории и понятия психологии личности. Личность изучается многими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, но чтобы понять специфику психологического подхода, необходимо определить единицу психологического анализа личности, факторы, обусловливающие ее формирование и развитие, рассматривать личность как активного субъекта собственной деятельности, ознакомиться со структурой личности, научиться на ее основе составлять полную психологическую характеристику человека.
При подготовке к вопросу №1,2 студентам необходимо ознакомиться с концепциями личности: психодинамической школой личности (Фрейд, Адлер, Юнг), гуманистическим направлением (А. Маслоу, К. Роджерс); теорией психосоциального развития (Э.Эриксон). Ученые рассматривают личность как феномен. Существует более 48 вариантов современных теорий личности.
Прежде всего, необходимо рассмотреть соотношение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность». Любой человек является индивидом, независимо от его физического и психического состояния. В понятии „индивид” выражена родовая принадлежность человека (Homo sapiens - «человек разумный»), тогда как к животному применяется термин «человек». Понятием «индивидуальность» определяется своеобразие природного и социального, что проявляется в особенностях темперамента, характера, способностей, специфике потребностей и интересов, в качествах познавательных и эмоционально-волевых процессов. И. Кант связывал понятие «личность» со свободой разумного существа, то есть личность - это разумное существо, способна добровольно регламентировать свою свободу.
Студенты должны уяснить, что любой человек является индивидом, независимо от ее физического и психического состояния. Не всякий человек может быть личностью (например, новорожденный), но личность - это всегда человек. Понятие «личность» характеризует человека как общественное существо, обладающее сознанием (устойчивой системой социально значимых качеств индивида, сформированных в совместной деятельности и общении с другими людьми). Индивид - человек как единичное природное существо, представитель рода Homo sapiens, продукт филогенетического онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель своеобразных черт. Индивидуальность человека характеризуется со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Личность - это социально - психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения им общественных форм сознания и поведения, общественно - исторического опыта человечества; объект и продукт общественных отношений, активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания; системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении, характеризует индивида как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. В науке существует ряд научных направлений (школ), которые занимаются изучением личности.
Личность, по С. Фрейд (австрийский психиатр, основатель теории психоанализа) - это единство трех составляющих, которым соответствует определенная структура и природа личности:
«Оно» (уровень психики - бессознательное; природа личности - биологическая);
«Я» (уровень психики - сознание; природа личности - психическая);
«Сверх -Я» (уровень психики - сознание, подсознание; природа личности - социальная)
В структурной модели личности С. Фрейда «Оно» - это собственно бессознательное, безличный, биологический, природный (инстинкты, глубинные влечения, желания, комплексы) начало личности. Здесь находятся побудительные причины деятельности людей; хранится информация, что травмирует человека. «Оно», действует по так называемым принципом удовольствия. «Я», по теории Фрейда, ориентируется на принцип реальности. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - сверхличностная составляющая, что имеет общественную природу, руководствуется идеальными представлениями. Это - различные социальные институты (семья, школа и др.), нормы морали, религия, нормы права, культура и др. Неосознаваемые импульсы, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они решаются с помощью «Я» - сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны так, чтобы влечения «Оно» были максимально удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.
Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства является субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «сверх-Я». Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые механизмы защиты.
Механизм психологической защиты связан с реорганизацией системы внутренних ценностей личности, изменением их иерархии и направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты.
Готовясь к вопросу №3, студенты определяют такие структурные компоненты личности, как мотивационно-потребностная сфера личности. Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов ее деятельности, которые формируются и развиваются в течение жизни. В целом эта сфера динамична и развивается в зависимости от обстоятельств. Но некоторые мотивы относительно устойчивы и, доминируя, образуют как бы стержень всей сферы (в них проявляется направленность личности). Отечественный психолог К. Платонов выделил 4 подструктуры личности:
1. Биологически обусловленная подструктура (половые, возрастные особенности, темперамент, иногда патологические свойства психики).
2. Психологическая подструктура (индивидуальные свойства психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воли, эмоций, ощущения).
3. Подструктура социального опыта (приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки).
4. Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения).
Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения).
В структуру личности относят направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности относительно независимых имеющихся ситуаций. Направленность личности всегда социальная, она обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.
План семинарского занятия №7