Разработка психокоррекционных программ
Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенных коррекционных программ. Можно выделить два основных направления процесса создания психокоррекционных программ: репродуктивное и авторское. Первый, репродуктивный путь связан с использованием стандартных, готовых, уже разработанных и апробированных программ. Как правило, предлагаемые программы уже имеют четко разработанную последовательность этапов психологического воздействия, перечень необходимых в ходе работы материалов, а также требования, цели и ограничения, связанные с использованием данной программы. Перед началом работы со стандартными программами психолог должен сначала пройти специализированное обучение, дающее ему право на использование данного метода психокоррекционного воздействия, затем внимательно ознакомиться со всей последовательностью реализации программы и убедиться в наличии объективных и субъективных возможностей для ее осуществления. Далее важным этапом подготовки является прояснение с помощью методических рекомендаций вопроса о соответствии данной программы той конкретной проблеме, с которой обратился клиент. По ходу реализации возможны изменение и модификация программы с целью ее адаптации к личностным особенностям, интересам, темпам обучения клиента. Однако, как правило, границы модификации программы задаются в методическом обосновании программы, где оговариваются моменты, в использовании которых психолог может быть относительно свободен, т.е. может их изменять или удалять, и моменты, которые являются основными, программообразующими, соблюдение которых должно быть неукоснительным.
В качестве иллюстрации далее приводятся фрагменты двух разработанных и апробированных коррекционных программ. Автор первой из них – М. А. Панфилова [Панфилова М. А. Игротерапия общения. М., 1995]. Данная программа используется с целью коррекции личностных нарушений и преодоления проблем, возникающих в межличностном общении. Основой осуществления программы является групповая работа. Программа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.
Диагностический этап представляет собой предварительное тестирование детей и взрослых (родителей и воспитателей).
Коррекционный (формирующий) этап проводится в форме игровой терапии, которая включает в себя три этапа. На I этапе (2 занятия) происходит объединение участников в группы, на II этапе (8 занятий) детей и взрослых знакомят с оптимальными формами общения, с возможностями предотвращения конфликтов, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры драматизации, беседы, изобразительную деятельность. III этап закрепляет, объединяет детей и родителей в совместные развлечения, игры и состоит из двух занятий. Длительность игрового занятия составляет 50–60 мин. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать проблемы переутомления детей на занятиях, которые проводятся 1–2 раза в неделю.
Контрольный этап состоит из заключительного тестирования детей и взрослых.
Ведущей формой коррекции является игротерапия. В процессе работы должны соблюдаться следующие требования:
1) непринужденные дружеские отношения с ребенком;
2) принимаем ребенка таким, какой он есть (отсутствие осуждения и поощрения ребенка);
3) нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
4) взрослый вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры, с реальной жизнью;
5) выбор игровых тем отражает значимость их для психолога, педагога и интерес к ним ребенка;
6) в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;
7) игра не комментируется взрослым;
8) направленное воздействие на ребенка осуществляется посредством характеров воспроизводимых им и взрослым персонажей.
В курсе игротерапии выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.
Первое направление (2 занятия) включает объединение детей и взрослых в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные игры, предметные и подвижные игры).
Второе направление (8 занятий) осуществляет основную коррекционную работу в подгруппах детей и взрослых, используются игровые приемы (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов; изобразительная деятельность – в детских подгруппах; мини-сочинения, обсуждение и проигрывание конфликтных ситуаций – в родительских подгруппах).
Третье направление (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей и родителей, используются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей и взрослых, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию детей и взрослых, развивают рефлексию, учат контролировать свое поведение. Содержание подобранных игр меняется по следующей схеме:
I направление – развлекательные (контактные) игры;
II направление – коррекционно-направленные + обучающие игры;
III направление – развлекательные + обучающие + контрольные игры.
Для того чтобы увидеть эффективность коррекционной работы, необходимо провести контроль. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. Данные фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики. Глубокий анализ результатов поможет определить дальнейшую работу с детьми, дать рекомендации родителям.
Примерный план занятий с детьми
Занятие 1
1. Кукла Антошка приглашает играть.
2. Знакомство с участниками игры с помощью кукол драматизации: петушка, зайца, лисички, ежика. Дети рассказывают куклам и участникам игры о своих игрушках, любимых занятиях, любимых лакомствах.
3. Игра «Съедобное – несъедобное» (на объединение участников).
Дети садятся в круг, ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч ловить не нужно. Если ребенок справился с задачей, то он становится ведущим и называет свое задуманное слово другому ребенку и бросает мяч.
4. Предметная игра с музыкальными инструментами: металлофоном, гармошкой, детским пианино, бубном.
5. Игра в оркестр.
6. Танцы с куклами, хоровод.
Занятие 2
1. Предметная игра с автомобилями.
2. Беседа о любимых машинах (дома, в детском саду и т.д.).
3. Совместная игра в автомобильную дорогу. Ребенок, не желающий играть в машины, может участвовать в ней в роли светофора, шлагбаума, моста, здания, дерева и т.п.
4. Подвижная игра «Воробушки и автомобили».
5. Подвижная игра «Паровоз».
По желанию ребенка назначается ведущий «паровоза», а остальные дети выстраиваются друг за другом, сцепляются руками и передвигаются вместе в направлении, которое выбирает ведущий. Основная задача: следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то расцепляет руки, то «паровоз» останавливается, «поезд» ремонтируется, а «сломанный вагончик» отправляется в «депо».
Автор второй программы М. И. Чистякова работает в направлении психологического воздействия, которое называется психогимнастикой. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Предлагаемая коррекционная программа направлена как на формирование у детей различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика), так и на обучение элементам саморасслабления, развитие умения выражать различные эмоциональные состояния [Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995].
Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. На психогимнастике используется концентрический метод – от простого к сложному.
Занятие длится от 25 мин до 1 ч 30 мин. Его продолжительность зависит от возраста, особенностей внимания и поведения детей. Курс психогимнастики включает 20 занятий. Его длительность при двух занятиях в неделю составляет около трех месяцев. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев, или фаз.