Основные принципы составления психокоррекционных программ

Как отмечает А.А. Осипова, составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактиче­ских и развивающих задач. Этот принцип указывает на необхо­димость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развива­ющих. В нем отражена взаимосвязанность и неравномерность развития различных сторон личности.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот прин­цип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.
Этот принцип означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин
трудностей и отклонений в развитии клиента.

4. Деятелъностный принцип коррекции. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекци­онной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

5. Принцип учета возрастно-психологцческих и индивиду­
альных особенностей клиента. Принцип учета возраетно-психологических и индивидуальных особенностей клиента со­гласует требования соответствия хода психического и личност­ного развития клиента нормативному развитию, с одной сторо­ны, и признание бесспорного факта уникальности и неповтори­мости конкретного пути развития личности — с другой. Нор­мативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогене­тического развития.

Учет индивидуальных психологических особенностей лич­ности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, про­грамму оптимизации развития для каждого конкретного кли­ента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.

6. Принцип комплексности методов психологического воз­
действия. Принцип комплексности методов психологического
воздействия, показывает необходимость использования всего
многообразия методов, техник и приемов практической психо­
логии.

Критически переосмысленные и взятые на вооружение ме­тоды, разработанные на теоретических основах психоанали­за, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтп-сихологии и других научных школ, представляют собой мощ­ный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.

7.Принцип активного привлечения ближайшего социально­го окружения к участию в коррекционной программе. Прин­цип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.

8.Принцип опоры на разные уровни организации психиче­ских процессов. При составлении коррекционных программ необ­ходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный
путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития.

9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффек­тивно работают программы, состоящие из ряда последователь­ных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых
умений и действий.

10. Принцип усложнения. Каждое задание должно прохо­дить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпа­дает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

10. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо пе­реходить к новому объему материала только после относитель­ной сформированости того или иного умения. Увеличивать
объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

11. Учет эмоциональной сложности материала. Проводи­мые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стиму­лировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обя­зательно должно завершаться на позитивном эмоциональном
фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психологи­чески обоснованной. Успех коррекционной работы зависит, прежде всего, от правильной, объективной, комплексной оцен­ки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразо­вание различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

Виды коррекционных программ

Для осуществления коррекционных воздействий необходи­мы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.

Общая модель коррекции — это система условий оптималь­ного развития личности в целом. Она предполагает расшире­ние, углубление, уточнение представлений человека об окру­жающем мире, людях, общественных событиях, связях и отно­шениях между ними; использование различных видов деятель­ности для развития системности мышления, анализирующего восприятие, наблюдательность и т.д.

Типовая модель коррекции основана на организации прак­тических действий на различных основах; направлена на овла­дение различными компонентами действий и поэтапное фор­мирование различных действий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя опреде­ление индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особен­ностей функционирования отдельных сфер в целом, определе­ние уровня развития различных действий; составление програм­мы индивидуального развития с опорой на более сформирован­ные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сфе­ры жизни конкретного человека.

Существуют стандартизированные и свободные (ориенти­рованные на настоящий момент) коррекционные программы.

1) В стандартизированной программе четко расписаны эта­пы коррекции, необходимые материалы, требования, предъяв­ляемые к участникам данной программы. Перед началом осу­ществления коррекционных мероприятий психолог должен
проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.

2) Свободную программу психолог составляет самостоятель­но, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Основные требования к составлению психокоррекционной программы

При составлении психокоррекционной программы необхо­димо учитывать следующие моменты:

—четко формулировать цели коррекционной работы;

—определить круг задач, которые конкретизируют цели
коррекционной работы;

—выбрать стратегию и тактику проведения коррекцион­ной работы;

—четко определить формы работы (индивидуальная, груп­повая или смешанная) с клиентом;

—отобрать методики и техники коррекционной работы;

—определить общее время, необходимое для реализации
всей коррекционной программы;

— определить частоту необходимых встреч (ежедневно,
1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

—определить длительность каждого коррекционного заня­тия (от 10—15 мин в начале коррекционной программы до 1,5—2 ч на заключительном этапе);

—разработать коррекционные программы и определить со­держание коррекционных занятий;

—планировать формы участия других лиц в работе (приработе с семьей — одключение родственников, значимых взрос­лых и т.д.);

—реализовывать коррекционные программы (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

—подготовить необходимые материалы и оборудование. По
завершении коррекционных мероприятий составляется психо­логическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной програм­мы с оценкой ее эффективности.

Наши рекомендации