Основные направления,области и принципы психологического консультирования

В психологическом консультировании для каждой проблемной ситуации и каждой отдельной отрасли, где в настоящее время идет активное использование консультативной помощи психологов-практиков, намечаются специфические стратегии оказания психологической помощи. Определим области и направления психологического консультирования в практической психологии, выделив те из них, которые уже можно назвать приоритетными, и те, которые только начинают испытывать потребность в профессиональном взаимодействии с прикладной психологией. Теоретически можно выделить три основных направления психологического консультирования. Это индивидуальное консультирование, профессиональное консультирование и организационное (его еще называют промышленное) консультирование. В каждом из этих направлений можно выделить специфические области, или сферы, психологического воздействия.

Индивидуальное консультирование включает возрастно-психологическое консультирование, консультирование детско-родительских отношений, добрачное консультирование, семейное консультирование, психологическую помощь разводящимся супругам, послеразводное консультирование, собственно индивидуальное консультирование.

Профессиональное консультирование включает профориентационное консультирование и профессиональный отбор, проблемы профессиональной пригодности и профессиональной адаптации личности, диагностику иобучение персонала новым технологиям, разрешение индивидуальных и групповых профессиональных конфликтов, консультирование по поводу планирования карьеры, консультирование в целях повышения самооценки и личностного роста, консультирование в ситуации поиска и потери работы, проблему самопрезентации и профессионального резюме в консультировании временно неработающих специалистов.

Организационное консультирование включает консультирование организаций, персонала организаций, консультирование по проблемам структуры и развития организаций (подбор, отбор, обучение и развитие), формирование и поддержку организационной культуры, кадровое консультирование, консультирование руководителей, групповое консультирование по методам принятия решений, по решению конкретных проблем организации (конфликты, инновации и т.п.), консультирование по профессионально-кадровому отбору и потенциалу организаций, консультирование по созданию компьютерных банков кадровой информации, маркетинговое консультирование и консультирование по поводу организации рекламы и рекламных услуг организации или предприятия.

Все вышеперечисленные направления и области психологического консультирования не означают, однако, что психолог-консультант может успешно работать в любой из этих областей прикладной психологии. Прежде всего речь может идти об узкопрофессиональной направленности деятельности практического психолога, где учитываются специализация по базовому образовательному диплому, наличие опыта работы в данной сфере практической психологии, свидетельства о профессиональной аттестации или наличие соответствующих образовательных сертификатов, дипломов государственного образца о дополнительном профессиональном образовании с правом ведения профессиональной деятельности по данной специальности.

Это означает, что специалист в области детско-родительских отношений и семейного консультирования не может одновременно работать консультантом по управлению персоналом. Каждая область и сфера психологического консультирования имеет свою специфику и предъявляет определенные профессиональные требования к специалисту-психологу, регламентирующие его деятельность в профессиональном, правовом, юридическом и этическом пространстве. В психологическом консультировании вряд ли может иметь место профессиональная маргинальность, в противном случае это может свидетельствовать о профессиональной несостоятельности, что на юридическом языке, согласно Кодексу закона о труде, означает профессиональное несоответствие. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Профессиональная подготовка консультантаОсновные профессиональные требования к психологу-консультанту – это психологический диплом, а также специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, включающая работу под руководством супервизора. Полноценную подготовку специалистов в этой области невозможно представить без опыта собственной психотерапии, благодаря которому он может лучше ориентироваться в проблемах клиентов, более полноценно работать, не боясь таких помех, как синдром сгорания или коммуникативной перегрузки, а также свободно используя такие средства воздействия, как перенос и контрперенос (Ю. Е. Алешина, Ф. Е. Василюк, Б. Д. Карвасарский).

Эффективная программа профессиональной подготовки консультанта, по мнению К. Роджерса, должна включать следующие моменты;

· Для подготовки в качестве консультантов должны отбираться только те индивиды, которым интересна область человеческих взаимоотношений и которые обладают необходимыми личностными характеристиками (социальная восприимчивость, чувствительность к другим, объективность, уважение к другому, понимание самого себя и т.д.).

· Необходимо наличие опыта групповой работы или преподавания, который ведет к фундаментальному пониманию человеческих взаимоотношений.

· Целесообразно пройти основные курсы, дающие знания в сфере психологического развития и приспособления индивида, а также в области социологии, социальной психологии, антропологии и т.д. Значительная часть подготовительного периода должна быть посвящена именно такой работе.

· Психологи-консультанты должны пройти обучение методам психологического исследования, цель которого – помочь консультанту овладеть адекватными техниками оценивания собственной работы и работы коллег, благодаря чему он мог бы получить базу для самосовершенствования.

· Необходимо организовать курсы по методам консультирования, в ходе которых психолог-консультант мог бы ознакомиться с различными взглядами на консультирование и психотерапию.

· Практика должна проходить под профессиональным наблюдением, когда консультирование осуществляется обучающимся в условиях детальной оценки и критики со стороны квалифицированного супервизора [Роджерс, 2000].

Профессиональная подготовка психолога к консультативной работе включает и непременное следование принципам психологического консультирования, содержание которых во многом соответствует этическому кодексу психолога. Следование этим принципам в работе психолога-консультанта не только отвечает этике профессиональных отношений, но и обеспечивает эффективность психологического воздействия. Перечислим некоторые из этих принципов, следование которым является наиболее важным и которые наиболее часто упоминаются отечественными психологами (Ю. Е. Алешина, А. А. Бодалев, В. В. Столин):

Основные направления,области и принципы психологического консультирования - student2.ru Основные направления,области и принципы психологического консультирования - student2.ru Основные направления,области и принципы психологического консультирования - student2.ru Основные направления,области и принципы психологического консультирования - student2.ru доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

ориентация на нормы и ценности клиента;

не давать советы, не брать на себя ответственности;

анонимность ситуации психологического консультирования;

разграничение личных и профессиональных отношений;

включенность клиента в процесс консультирования.

Наряду с профессиональными требованиями и принципами организации работы психолога-консультанта, специфическими требованиями к содержанию его профессиональной подготовки необходимо отметить особенности терапевтических взаимодействий, складывающихся в процессе консультирования и оказывающих определенное влияние на его атмосферу и эффективностью психологического воздействия.

Вслед за К. Роджерсом можно назвать по крайней мере четыре особенности таких терапевтических взаимодействий:

1. Теплота и отзывчивость со стороны консультанта, которые делают возможным установление раппорта, постепенно перерастающего в более глубокую эмоциональную взаимосвязь. С точки зрения консультанта, это четко контролируемые отношения, где аффективная связь имеет определенные границы: консультант способен контролировать собственную идентификацию, чтобы иметь возможность как можно лучше поддержать человека, которому оказывает помощь, принять его как личность.

2. Предоставление свободы выражения чувств. Вследствие принятия консультантом высказываний клиента, полного отсутствия любых морализаторских и оценочных суждений, всепонимающего отношения, которое пронизывает всю беседу, клиент приходит к осознанию того, что все его чувства и отношения могут быть выражены настолько быстро, насколько позволяет ему его сопротивление выразить все запретные импульсы и скрытые установки, усложняющие его жизнь.

3. Терапевтическое взаимодействие – беседа – развивается в определенных рамках, что придает ей не только структуру, но и ограничения, которые клиент может использовать, делая открытия внутри себя. Например, время. Клиент может использовать время неконструктивно, дабы избежать своих реальных проблем. Однако более благоразумен тот консультант, который придерживается четко установленных временных рамок. Клиент может извлечь гораздо большую пользу из хорошо организованной ситуации. К. Роджерс считает, что мы совершим большую ошибку, если предположим, что эти ограничения являются препятствием для терапии. Они являются и для ребенка, и для взрослого одним из существенных элементов, которые превращают терапевтическую ситуацию в микрокосм, где клиент может обнаружить все базовые аспекты, характеризующие жизнь в целом, встретиться с ними открыто и приспособиться к ним.

4. Свобода от любого давления или принуждения. Опытный консультант воздерживается от внесения в терапевтические ситуации своих собственных желаний, собственных реакций или предубеждений. Совет, предложение. Давление по поводу следования одному способу поведения в противовес другому – все это должно находиться за пределами терапевтической ситуации. Это не просто тотальный запрет, но благоприятная почва для личностного роста и развития, для сознательного выбора и самостоятельной интеграции клиента. Именно эти особенности отличают терапевтические отношения от обычных, повседневных отношений в семье, школе, на работе.

Отдельно важно обсудить принцип консультативной ситуации, связанный с запретом давать советы. Как полагают и западные, и отечественные практические психологи, совет, предложение, давление по поводу следования одному способу поведения в противовес другому – все это должно остаться за пределами терапевтической ситуации [Роджерс, 2000]. Более радикальный подход к реализации этого принципа мы находим в пособии Ю. Е. Алешиной «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование», где автор, описывая принципы психологического консультирования, постулирует: «Клиентам нельзя давать советы» [Алешина, 2000]. Известный американский психолог и психотерапевт, едва ли не последний ныне живущий классик гуманистической психологии, Ролло Мэй настаивает на ограниченной эффективности совета [Ролло Мэй, 1994], доказываято, что совет и консультация преследуют совершенно разные цели.

Поделиться советом может практически любой человек, здесь не требуется ни глубокого понимания личности другого человека, ни тем более эмпатии. Совет в его обыденном понимании носит поверхностный характер и выдается как указание сверху. Истинное консультирование проводится на более глубоком уровне, и его результаты – итог взаимодействия двух людей, работающих ради одной цели – поиска наиболее возможных для выбора клиента путей решения создавшейся проблемной ситуации.

Консультирование, которое предполагает возможные советы клиенту, означает вторжение в автономию личности, нарушение свободы выбора личности. Это невозможно как с этической, так и с практической точки зрения, поскольку только с помощью выданных сверху указаний невозможно добиться изменения личностной модели. Каков бы ни был профессиональный и жизненный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. В случае совета консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует личностному росту клиента и влияет на его адекватное отношение к действительности.

Позиция психолога как «гуру», советчика реально вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента пропадает стремление активно разобраться в своей жизни и изменить ее и формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях [Алешина, 2000].

Таким образом, как свидетельствует опыт психологов-практиков, представителей разных стран и различных психологических школ, в ситуации консультирования психолог не вправе брать на себя роль советчика. В подтверждение этой мысли уместно привести цитату из Фрейда: «Более того, хочу вас заверить, что вы ошибаетесь, если полагаете, что совет и руководство в житейских делах являются составной частью аналитического воздействия. Наоборот, мы должны как можно строже воздерживаться от менторской роли. Наша главная цель – помочь пациенту научиться принимать решения самостоятельно» [цит. по: Ролло Мэй, 1994, с. 51]. На практике, однако консультантам приходится давать советы по вопросам, не имеющим прямого отношения к личностным проблемам.Это отнюдь не возбраняется, но следует ясно осознавать, что к консультированию как таковому это не имеет никакого отношения.

Процесс консультирования не ставит своей целью создание совершенно нового человека, он лишь открывает перед ним возможность стать самим собой, т.е. дает стартовый толчок для самостоятельной работы клиента над собой. Следует помнить самое главное: решение должно приниматься самим клиентом без принуждения, без оправданий и без необходимости перекладывать ответственность за это на кого-то еще.

Следовательно, все используемые принципы психологического консультирования должны быть нацелены на создание свободного от предписаний взаимодействия клиента и психолога, направленного на осознание клиентом самого себя и на выработку у него тенденции к позитивным действиям на основе собственной инициативы. Это имеет непосредственное отношение и к принципу запрета на советы со стороны консультанта. Данное положение позволяет определить содержание и цели эффективного консультирования, которые сформулировал К. Роджерс. Согласно его теории, эффективное консультирование представляет собой определенным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации.

Эти отношения, складывающиеся во взаимодействии консультанта и клиента, мы описали в свете того, как их видит прежде всего психолог и как он пытается структурировать их независимость в процессе терапии. Что касается клиента, то, осознавая все эти элементы взаимодействия (свободу от любого давления или принуждения), его реакция на атмосферу полной свободы распространяется от полного морального одобрения до крайнего неприятия. Он обнаруживает, что здесь ему не нужны его привычные психологические защиты для оправдания своего поведения, что консультант не намерен ни оказывать ему слишком сильную поддержку, ни проявлять явный антагонизм. Таким образом, клиент может быть подлинным, быть самим собой, отбрасывая свои защитные механизмы.

В условиях психологической консультации человек становится способным оценивать свои побуждения, свои поступки и конфликты и существующие проблемы гораздо объективнее, свободнее, так как сам предохранен от слишком довлеющей зависимости. Это понимание ситуации наступает тогда, когда психолог-консультант на определенном этапе психотерапевтической беседы дает краткое и емкое объяснение ситуации консультирования. Предоставляя возможность клиенту самому нести ответственность за свои поступки, психолог, тем не менее, дает понять, что это совместная работа и путь решения проблемы будет выбран клиентом самостоятельно в ходе консультативных бесед с психологом.

Поскольку терапевтическое взаимодействие явно отличается от всех других, клиент должен знатьего структуру, основные особенности и ограничения.

Одно из ограничений, которое консультант должен также четко обозначить в объяснении ситуации консультирования, – это степень и границы принимаемой на себя ответственности за проблемы и поведение клиента. Основное здесь то, что ответственность всегда остается за клиентом, хотя часто клиенты проявляют настойчивость, пытаясь переложить решение проблемы на плечи консультанта. В таких случаях возникает единственный вопрос: насколько четко были определены границы ответственности и понятны ли они были клиенту? Тогда краткого объяснения специфики их взаимоотношений перед каждой следующей беседой вполне достаточно, чтобы начать конструктивное обсуждение проблем клиента.

Названные ограничения позволяют консультанту чувствовать себя более комфортно и работать более эффективно, они очерчивают рамки свободных и естественных взаимодействий с клиентом. Когда эти рамки определены и консультант четко представляет границы своих обязанностей, он может отбросить свои защиты, быть более чутким к потребностям и чувствам клиентов и занять стабильную позицию, предоставляя возможность клиенту самому нести ответственность за свои поступки и пути решения проблем [Роджерс, 2000].

Наши рекомендации