Психологическое консультирование, психотерапия и коррекционная работа в практической психологии
Основное содержание и цель практической психологии – психологическая помощь и психологическая поддержка человека, оказавшегося в сложных жизненных ситуациях. Это обеспечение психологического комфорта личности в отношении к самому себе, во взаимодействиях с другими людьми, в мировосприятии в целом. В этом аспекте можно говорить и о психологическом здоровье личности. Психологическое здоровье относится к личности в целом. Как отмечает И. В. Дубровина, оно находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и др. [Дубровина, 1995] Психологическое здоровье делает личность самодостаточной, вооруженной средствами самопознания, самопринятия, самоуважения и саморазвития в контексте взаимодействий с окружающими людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Эту мысль высказывает А. Ф. Лосев, говоря о том, что личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т.д., но вообще субъектом, который сам же себя соотносит со своим окружением [Лосев, 1989].
Таким образом, именно психологическое здоровье личности необходимо рассматривать и как цель, и как критерий эффективности целостной системы психологической помощи и поддержки. Особенно это касается тех проблем, которые связаны с возрастным и психосоциальным развитием человека. Исторически сформировались три основных направления оказания психологической помощи и поддержки личности: психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия.
Однако определение сущности и специфики каждого из этих направлений вызывает значительные трудности, поскольку в действительности разграничение этих областей весьма условно. Трудности связаны и с обоснованием теоретических основ и техник проведения психологического консультирования, психокоррекци-онной работы и психотерапевтического воздействия. Различные концептуальные подходы к оказанию психологической помощи ограничиваются в основном обсуждениями множества теоретических проблем, вместе с тем вопросы организации и особенности проведения того или иного направления психологического воздействия остаются вне поля внимания как исследователей, так и практиков. Рассмотрению организационных принципов и содержания деятельности психолога в этих направлениях прикладной психологии и посвящена третья часть данного учебника.
Следуя логике организации деятельности практического психолога, психодиагностические процедуры, их отбор и проведение предшествуют завершающему этапу работы психолога, так как служат основой для постановки психологического диагноза и выбора путей и средств психологического воздействия и оказания адекватной психологической помощи. Эти направления еще не получили в психологической литературе точного определения и строгой дифференциации и потому часто смешиваются самими практикующими психологами и традиционно обозначаются как средства психологического воздействия. Тем не менее попытаемся обозначить общности и отличия, а также специфику каждого направления и определить весьма условные границы между ними.
Психологическое консультирование является одним из наиболее распространенных методов психологического воздействия, включая разнообразные сферы применения – от консультирования персонала организаций и промышленного консультирования до индивидуального и семейного консультирования. Некоторые исследователи определяют психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем личного плана, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа [Алешина, 2000; Бодалев, Столин, 1987].
Основное содержание консультирования связано с различными средствами реорганизации межличностных взаимодействий клиента, умениями подвести клиента к готовности рассматривать себя самого как источника проблем, к пониманию необходимости самоизменения. Среди общих стратегий психологического консультирования преобладают такие, как помощь в принятии собственных чувств, передача клиенту ответственности за события своей жизни и т.д. При этом профессиональное консультирование различает типы стратегий, ориентированных на работу со взрослыми людьми, и совершенно специфические стратегии работы с детьми и подростками. В психологическом консультировании соблюдение определенных принципов и требований выступает профессиональной обязанностью психолога, равно как этические и моральные проблемы и ограничения.
Психологическое консультирование, имея свою специфику и соответствующий психологический инструмент воздействия, каким является беседа, во многом связано и непосредственно переплетается и с психокоррекционной работой, и с психотерапией. При этом психологическое консультирование – менее обязывающий практического психолога тип психологического воздействия, значительно ограниченный во времени, и потому при сложных запросах может служить первым шагом к более длительной и глубокой психотерапевтической работе.
Психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных психологических проблем, часто интимных переживаний, которые требуют глубокого анализа и занимают значительное время в сравнении с психологическим консультированием. Круг клиентов, способных на такой длительный и часто дорогой курс психологического воздействия, весьма специфичен и более ограничен. Запрос в психологическом консультировании ориентирован на негативную роль других в возникновении жизненных трудностей, запрос клиента в психотерапевтической практике связан с собственной неспособностью регулировать свои эмоции, потребности и внутренние состояния, т.е. различаются психологическое консультирование и психотерапия направленностью локуса жалобы. Важное отличие психотерапии – особые отношения психотерапевта и клиента, которые сами по себе являются сильнейшим средством психотерапевтического воздействия.
Психологическая коррекция связана с изучением запроса клиента, выбором метода исследования, постановкой психологического диагноза и разработкой рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы. В профессиональные обязанности психолога входит также осуществление психокоррекционной программы и контроль за ее выполнением. Важно отметить, что эффективность психокоррекционной работы во многом зависит от специальной подготовки практического психолога, поскольку только наличие психологического образования, знаний в области общей, возрастной, педагогической и дифференциальной психологии позволит разрабатывать коррекционные программы, соответствующие возрастным особенностям с учетом резервов психологического развития конкретной личности. Подробно вопросы методики разработки психокоррекционных программ мы рассмотрим в главе 2.
Отдельно надо отметить, что границы между психологическим консультированием, психотерапией и психокоррекцией весьма условны, что отмечается рядом исследователей (Ю. Е. Алешина, Ю. Ф. Поляков, А. С. Спиваковская и др.). Как замечает Ю. Е. Алешина, отдельной темой обсуждения является различение терминов «психокоррекция» и «психотерапия», возникшее в отечественной психологии, что связано, как считает автор, не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение весьма искусственно, поскольку психотерапия – это немедикаментозное, т.е. психологическое воздействие. Однако традиция обращения к термину «психокоррекция» в психологической работе в нашей стране уже сложилась: он используется наряду с термином «психотерапия», который является общепринятым в мировом сообществе и однозначно имеет отношение к методам работы, осуществляемой профессиональными психологами [Алешина, 2000].
В целом взаимосвязь и отличительные особенности проведения консультирования и психотерапии, психотерапии и психокоррек-ционной работы не противоречие, а лишь весьма условное деление сфер и способов психологического воздействия, которые в совокупности составляют основу широких и многогранных возможностей практической психологии, расширяют диапазон и средства для профессиональной работы.
Глава 1