Снязь между светом и психологическими характеристиками человека
Возраст (лет) | Предпочитаемый цвет | Цвет, вызывающий отрицательное отношение | Преобладающее психологическое состояние |
4 – 10 11 – 12 13 - 16 17 – 19 | Красный, пурпурный, розовый, бирюзовый Зеленый, желтый, красный Ультрамарин, синий, оранже вый (зеленый) Красно- оранжевый | Черный, темно- коричневый, серый Оливковый, пастельно- зеленый, лиловый Фиолетовый, лиловый Пурпурный, розовый | Пребывание в мире сказок Преобладание чувственного восприятия мира Рациональный подход к восприя тию мира, развитие самосознания Инстинктивно целенаправленное восприятие мира |
Не следует, конечно, все упрощать и схематизировать, но важно учитывать, что в отношении к среде цвет у детей и подростков играет большую роль. Тем более это важно учитывать при подборе цветов для оформления помещения для детей, и особенно помещения, где они могут успокоиться, расслабиться, настроиться на доверительный лад – таким должен быть кабинет школьного психолога. Школе нужны чистые ясные тона. Рекреационные зоны должны вызывать чувство широкого пространства, движения. В школе, оформленной в радостные и живые краски, процесс обучения менее утомителен и более приятен.
Организация пространства Для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно для освоения и так называемой «детской территории» в психологическом кабинете.
Учитывая специфику задач, кабинет практического психолога должен территориально включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.
Зона ожидания приема представляет собой часть помещения, отделенную перегородкой от посторонних и тех посетителей, которые уже находятся в КПП. Рекомендуется широко использовать цветы. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей.
Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом, картотекой с данными о детях, учителях, родителях как клиентах кабинета, закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые должны быть недоступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования клиентов.
Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно. Журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра создают обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению, способствуют открытому, доверительному общению в условиях индивидуального, группового или семейного консультирования.
Зона игровой терапии имеет особое значение и поэтому должна быть соответствующе оснащена: мягкое покрытие полов; передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете; игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь размещаются детские поделки, рисунки, уместно яркое оформление интерьера. Цветовой дизайн и фитодизайн взаимодополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию напряженности.
Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, что способствует снятию усталости и восстановлению работоспособности на сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуляции в группах. Психоэмоциональная разрядка может достигаться и специфическим решением интерьера: изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией пространства с помощью временных перегородок. Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения может быть достигнут под воздействием определенных элементов обстановки, изменений слайдовых изображений и светового оформления, а также функциональной музыки.
Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайдопрограмм и видеопрограмм с музыкальным сопровождением. Особое значение эти занятия приобретают для контингента, проживающего в районах неблагоприятных экологических воздействий, а также испытавших травматический стресс.
Все эти зоны, по сути, соответствуют целям и задачам функционирования кабинета школьного психолога, основным контингентом которого являются учащиеся различного возраста, дошкольники, их родители, воспитатели и учителя.
Светоцветовое оформление кабинетаПрирода предлагает человеку великолепную палитру цветовых переживаний. У большинства людей есть симпатия к одним цветам и антипатия к другим, т.е. существует личная цветовая шкала, которую можно рассматривать как выражение индивидуальности. Шкала любимых цветов в течение жизни человека изменяется. Так, маленькие дети предпочитают красный цвет всем иным. Они гораздо чаще, чем взрослые, отдают предпочтение с интенсивным цветам. С наступлением старости излюбленными становятся серые и пастельные тона. При изменении состояния человека или внешних условий меняется его оценка цвета. Меняются и ощущения человека в зависимости от цветовой среды: в комнате, окрашенной в сине-зеленые тона или синий цвет, холоднее, чем в комнате с такой же температурой, но пшенной в оранжевый цвет или цвет охры. Влияние цветовосприятия на состояние психики человека изменяется в условиях специального воздействия.
В настоящее время цвет используется как элемент психологического комфорта и как средство эмоционально-эстетического воздействия на организм человека.
По воздействию цвета на человека все цвета можно разделить на две группы: так называемые теплые (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона).
Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (ЦНС) оказывают зеленый и голубой цвета. Все светлые тона хорошо влияют на психофизиологическое состояние человека, вызывают хорошее настроение. Темные же тона, насыщенные оттенки цвета угнетают, вызывают подавленное состояние. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС.
Цвет также связан и со слухом. При шуме усиливается функция зрительных рецепторов и поэтому интенсивнее становится и восприятие зеленого цвета, а повышенное восприятие зеленого цвета в известной степени «покрывает» шум. При слушании мягких звуковых тонов оранжевый цвет кажется светлее и желтее, чем в тишине. При мрачных угрюмых звуках красный цвет воспринимается темнее.
Правильное применение цвета в оформлении помещений позволяет изменять настроение человека, затрагивает весь его телесно-духовный организм. Поэтому в оформлении интерьера надо исходить из законов цветовой динамики, учитывать, что своей цветосветовой средой интерьер создает определенные впечатления, влияет на ощущения и настроение человека. Влияние цвета на психическое состояние должно непременно учитываться при организации пространства жизнедеятельности человека.
Рис. 2. «Естественный цветовой круг» Гете.
Использование цвета – один из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы кабинета школьного психолога. Для выбора цветовой гаммы оформления КПП можно обратиться к «естественному цветовому кругу» Гёте (учение Гёте о цвете) (рис. 2).
Все цвета оцениваются следующим образом:
· основные цвета – желтый, синий, красный, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета;
· составные цвета первой степени – цвета, полученные смешением двух основных цветов;
· составные цвета второй степени, образованные смешением составных цветов первой степени.
«Естественный цветовой круг» Гёте строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета желтый, синий и красный. В построенный по этим вершинам круг вписывается такой же равносторонний треугольник, по вершинам которого располагаются составные цвета первой степени. На таком круге на противоположных точках будут взаимно противостоять два цвета. Они называются противоположными, или дополнительными, цветами. Противоположные цвета создают всегда резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты воздействия. Составные цвета производят иное впечатление, чем цвета, их составляющие. Так, составной цвет из синего и зеленого не успокаивает. Он скорее вызывает чувство неуверенности и беспокойства, и наши глаза бессознательно ищут компенсирующий оранжево-красный цвет как естественный дополнительный. Эти эффекты влияния цвета на состояние психики можно использовать при планировании территориального пространства кабинета в завимости от задач работы.
Например, в ситуации семейного консультирования зону ожидания и консультативную зону желательно оформить так, чтобы цветовое решение пространства обеспечивало относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не следует использовать насыщенные оттенки красно-оранжевого цвета, не рекомендуется также создавать резкие цветовые контрасты в восприятии. Цветовое решение зон должно быть выдержано в сновных тонах.
Если организуются занятия по игротерапии, пространство оформляется с применением насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих. Допустимо смешение основных тонов, применение составных цветов первой и второй степеней. Важно учитывать, что в помещении с хорошей акустикой при музыкальном сопровождении и звучные тона (оранжево-красные) усиливаются.
Цветовой климат – важная составная часть организации деятельности специализированного кабинета детского психолога. Цветное решение интерьера можно изменить при помощи специальных технических приспособлений – светофильтров, светорегуляторов, цветодинамического панно, цветных подвижных перегородок для перепланировки пространства. Целесообразно иметь специальную цветосветовую программу, сопровождающую занятия с детьми
В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого, и наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета – чего-то тяжелого. Мебель синего цвета создает ощущение холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на «синем» сидеть не так «тепло», как на красном или коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя фактически температура в этих помещениях одинакова.
Предлагается следующая классификация цветов поих психологическому воздействию на человека.
1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:
красный – волевой, жизнеутверждающий;
кармин – повелевающий, требующий;
киноварь – подавляющий;
оранжевый – теплый, уютный;
желтый – контактирующий, лучезарный
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающиераздражение:
фиолетовый – углубленный, тяжелый;
синий – подчеркивает дистанцию;
светло-синий – уводит в пространство, направляющий;
сине-зеленый – подчеркивает движение, изменчивость.
3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:
розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
лиловый – замкнутый, изолированный;
пастельно-зеленый – ласковый, мягкий;
серовато-голубоватый – сдержанный.
4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить,отвлечь от других возбуждающих цветов:
чисто-зеленый – требовательный, освежающий;
оливковый – успокаивающий, смягчающий;
желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий;
пурпурный – изысканный, претенциозный.
5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный).
К ним относят две группы смешанных цветов.
6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующиераздражение
действующие вяло, инертно:
охpa – смягчает рост раздражения;
коричневый, землистый – стабилизирующий;
темно-коричневый – смягчающий возбудимость.
7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющиераздражение:
темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.
В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком чисто зрительно, влияет и на его чувства. Так, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими световыми раздражителями.
Резкий шум будет восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, болотно-зеленый и темно-коричневый цвета.
Пол, окрашенный наподобие шахматной доски, человек переносит спокойно. Вид такого пола не преследует его. Но окрашеные таким же образом стены производят неприятное впечатление. Один и тот же прием оформления различных элементов помещения по-разному действует на человека. Так, осматривая помещение, часто больше внимания уделяется стенам и именно нижней их части. Цветовое расчленение стен может их оптически удлинить. При окраске стен следует применять более интенсивные цвета по сравнению с приглушенным цветом пола.
В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся обычно несколько серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения психологической точки зрения окраска помещения в белый цвет утомляет и воздействует неблагоприятно. Правда, здесь плодима оговорка: в пределах одной культурно-исторической и традиции. Белый цвет применим лишь тогда, когда его «оживляют» более агрессивными тонами или когда при его посредстве меняется поверхность, которая специально должна привлекать внимание (указатели, предостережения, реклама). Логичным фоном огненно-красному или синему знаку будет белый цвет (табл. 2.2).
При организации кабинета практического психолога важно учитывать и психологическое воздействие цвета двери в кабинете. Дверь является важной частью помещения и почти всегда вызывает определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета, в который окрашены двери, они как бы приглашают войти в помещение или, наоборот, не располагают к этому. Окраска двери может сливаться со стенами или рельефно выступать из их плоскости. Дверь, окрашенная в теплые тона, подчеркивает большую замкнутость и отграничения от соседнего помещения, чем дверь, окрашенная в холодные тона. Отрицательные эмоции и нежелание их открывать вызывают двери, окрашенные в серый мрачный цвет, окрашенные в веселые цвета – повышают настроение. Таким образом, подход к цветовому оформлению помещений и кабинета практического психолога должен быть совершенно разным.