Маркетинговые задачи и их решение
В качестве одного из простых и эффективных инструментов работы с маркетинговыми задачами, в том числе и в сфере оказания психологических услуг, Е. Н. Емельяновым и С. Е. Поварницыной предлагается следующая схема, представленная в виде последовательности основных вопросов, ответы на которые помогут начинающему специалисту определить основное направление развития своей профессиональной деятельности.
«Зачем?» У этого вопроса есть две стороны. Одна из них заключается в выяснении того, зачем эта услуга нужна на рынке, существует ли уже спрос на эту услугу или его надо формировать. Как уже говорилось, большинство потенциальных потребителей психологических услуг в нашей стране не очень хорошо осведомлено в их сущности, содержании и необходимости, что является следствием невысокой психологической грамотности населения. В связи с этим наиболее эффективным методом маркетинговой работы на данном уровне является тот, который в максимальной степени способствует психологическому образованию потенциальных клиентов. Другая сторона этого вопроса – понимание, зачем это нужно вам самому, т.е. понимание собственной мотивации, что является важным шагом на пути профессионального роста и успеха.
«Кто?» Имя или название фирмы-консультации имеет очень важное значение в случае, когда мы говорим о психологических услугах. То, как психолог представляется, должно вызывать доверие у потенциальных клиентов. Конечно, этого довольно сложно добиться, если вы только начинаете свою профессиональную деятельность в качестве практического психолога. Образование, предшествующий опыт, пройденные этапы повышения квалификации, реально решенные проблемы и реально оказанная помощь укрепляют профессиональный имидж психолога и, следовательно, доверие клиентов. Многие практикующие психологи в рекламных проспектах, брошюрах, листах, визитных карточках, адресованных потенциальным клиентам, рекламируют себя как «мастеров НЛП, гештальттерапевтов, специалистов в области трансактного анализа» и т.д., однако это все понятно лишь искушенному в психологии клиенту, на взгляд психологически непросвещенного человека – это какой-то непонятный язык. Такой «психологической абракадаброй» вряд ли можно привлечь клиентов. То же касается и фирм, оказывающих психологические услуги, заумные научные названия рассчитаны на подготовленную публику, круг которой крайне ограничен, – «Катарсис», «Триалог», «Катек-сис».
«Что?» На этом уровне решается множество вопросов о том, какие услуги вы или создаваемая вами психологическая фирма собираетесь оказывать.
«Кому?» Определяется, кому предназначены услуги: частным лицам, фирмам, государственным предприятиям, школам, больницам, клубам, семьям и т.д. Если оказываемые услуги предназначены организационным структурам или группам людей, при ответе на этот вопрос уместно использовать анализ ролевого кольца, описанного к предыдущем параграфе. Основные ролевые позиции – Спонсор, Заказчик, Клиент, Посредник, Подрядчик, Исполнитель – должны быть учтены при разработке маркетинговой политики.
«Где? Когда?» Собираетесь ли приглашать ваших клиентов в офис, кабинет или будете сами выезжать к ним, время, продолжительность, периодичность встреч с клиентом?
«Как?» Каким образом можно найти клиента и предложить ему свои услуги, организовать рекламную компанию, какими средствами? Как обеспечить долговременный эффект рекламы? Как минимизировать потери времени и увеличить прибыль?
«Сколько?» Определение стоимости предлагаемых услуг – самый сложный вопрос из всех перечисленных. Трудность ответа на него заключается в том, что часто начинающий психолог чувствует неловкость при его решении, смущается при обсуждении данной темы с клиентом. Однако необходимо учитывать, что дискомфорт в момент определения гонорара свидетельствует о собственных нерешенных личностных проблемах. Слишком высокая цена может отпугнуть клиента, с другой стороны, слишком низкий гонорар может вызвать у клиента мысли о низком качестве предлагаемой ему услуге, о неопытности и неквалифицированности психолога. Таким образом, необходимо найти оптимальный уровень оплаты услуг. Ценовую политику определяют следующие факторы: ученное время, профессиональный уровень психолога (образование, навыки, опыт), средняя рыночная цена на аналогичные услуги, финансовые возможности потенциальных клиентов, меры, которые необходимо предпринять, по мнению клиента, и то, что требуется сделать в действительности, накладные расходы (оборудование и содержание кабинета, персонал, транспорт, реклама и т.д.), инфляция. Важно заранее обговорить с клиентом общую сумму оплаты и объяснить, что в нее включено, чтобы предупредить возможные недоразумения в дальнейшем.
«С кем?» Круг людей, с которыми вы готовы сотрудничать. Нужны вам помощники или вы в состоянии обойтись собственными силами? Кто ваши конкуренты, какая разница между ними и вами? С кем вы сопоставляете свою ценовую политику? [Емельянов, Поварницына, 1994].
Последовательные ответы на все эти вопросы помогут избежать ошибок и добиться успеха, позволят вам перейти из разряда дилетантов или полудилетантов, для которых практическая психология – лишь хобби и интересное времяпрепровождение, в разряд высоких профессионалов.
1.7. Профессиональная подготовка практического психолога
Профессиональная подготовка по специальности 020400 «Психология» с соответствующей специализацией (Психолог. Преподаватель психологии. Педагог-психолог. Клинический психолог и др.) осуществляется в высших учебных заведениях. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки психолога по специальности 020400 «Психология» при очной форме обучения – 5 лет. Специальность утверждена приказом Минобразования РФ от 02.03.2000 г., № 686.
В соответствии с полученными знаниями, согласно Государственному образовательному стандарту (утвержден 17.03.2000 г.), объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.
Согласно требованию к профессиональной подготовке специалиста, он должен уметь адекватно ставить и решать задачи, соответствующие его квалификации, на основе накопленного объема знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска.
В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
· диагностическую и коррекционную;
· экспертную и консультативную;
· учебно-воспитательную;
· научно-исследовательскую;
· культурно-просветительскую.
Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики.
Задача основной образовательной программы подготовки специалиста – сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности.
Согласно общим требованиям к профессиональной компетентности специалиста и в соответствии с основной образовательной программой подготовки психологов по специальности 020400 «Психология», подготовка должна находиться в полном соответствии с Квалификационной характеристикой выпускника (Госстандарт).
Приведем некоторые из ее положений согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (специальность 031000 «Педагогика и психология», квалификация педагог-психолог).
Квалификационная характеристика выпускника«Выпускник, получивший квалификацию педагог-психолог, должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ; содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; осуществлять мерыпоформированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; разрабатывать развивающие и коррекционные программы образовательной деятельности с учетом особенностей личности; проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения и необходимую психолого-педагогическую коррекцию; осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся.
Выпускник, получивший квалификацию педагог-психолог, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты» (цит. по Госстандарту).
Выпускник по специальности 031000 «Педагогика и психология» подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.
Видами профессиональной деятельности специалиста являются:
· коррекционно-развивающая;
· преподавательская;
· научно-методическая;
· социально-педагогическая;
· воспитательная;
· культурно-просветительная;
· управленческая.
Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности психолога – выпускника по специальности 022700 «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии» предполагает, что по профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.
Практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
Объект клинической психологии – человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.
Предметом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в разных областях человеческой деятельности.
В соответствии со своей фундаментальной и профессиональной подготовкой специалист может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса:
· диагностическую;
· экспертную;
· коррекционную;
· профилактическую;
· реабилитационную;
· консультативную;
· научно-исследовательскую;
· культурно-просветительную;
· учебно-воспитательную.
Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные и клинические практикумы, тренинга, групповые и индивидуальные консультативные практики, супервизии.
Профессиональная подготовка специалиста по психологии предполагает овладение знаниями в области методологии и методов психологической науки и практики, достаточный уровень профессиональной компетентности в таких вопросах, как общая характеристика методов психолого-педагогического исследования, взаимосвязь предмета и метода, квалификация методов, исследования и диагностика, научное и практическое исследование, исследовательские возможности и чувствительности применяемых методик, способы представления данных, методы статистической обработки данных, общая характеристика методов психолого-педагогических исследований, эксперимент и его виды, характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней, психологические тесты и их виды, технология создания и адаптации тестовых методик, метод эксперимента, оценки, обработка, анализ и интерпритация результатов исследования, составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных, организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования.
Практический психолог должен владеть теорией и практикой осуществления основных форм психотерапевтического воздействия, которые базируются на знаниях основ психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии. Среди них теоретические основы психотерапии; сущность психотерапевтического процесса; медицинская и психологическая модели психотерапии; психологические механизмы терапевтического эффекта; техника и средства психотерапевтического воздействия; позиция терапевта и клиента; групповая и индивидуальная формы психотерапии; основные психотерапевтические подходы и технологии; основы психологии семьи и семейного консультирования; воспитание ребенка в семье: готовность молодых родителей к рождению ребенка, родительские установки и стили воспитания, воспитание детей в разных типах семей, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей; методы активного социально-психологического обучения; методы психологического воздействия; социально-психологический тренинг межличностного общения; стимулирование творчества активными методами обучения; технология и эффекты групповой дискуссии; социально-психологический тренинг сензитивности; психолого-педагогический тренинг, его цели, задачи, виды; организация и проведение деловых, ролевых, организационно-деятельностных игр; психологическое консультирование; теоретические основы консультирования; техники и методы консультирования; этика практического психолога; групповые и индивидуальные формы работы; психолого-педагогическая коррекция; теоретические основы психолого-педагогической коррекции; основные направления в психолого-педагогической коррекции; анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции; методы и средства психолого-педагогического воздействия; групповые и индивидуальные формы работы; основные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии; психопрофилактика и ее основные принципы.
Квалифицированная подготовка специалиста в области прикладной психологии невозможна без овладения навыками научно-исследовательской, научно-педагогической и научно-практической деятельности, которые приобретаются в ходе различных практик. Основными задачами практики как важнейшей части профессиональной подготовки специалиста являются:
· закрепление теоретических знаний и получение необходимого практического опыта;
· знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля;
· воспитание профессиональной этики и стиля поведения;
· обучение практическим методам психодиагностики и коррекционно-реабилитационной работы, а также преподавательской деятельности;
· умение ставить цели и формировать профессиональные задачи, осуществлять кооперацию с коллегами по работе.
Практика проводится в школах, детских садах, оздоровительно-воспитательных центрах, детских базах отдыха, учреждениях интернатного типа, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, педагогических училищах, колледжах. В результате прохождения практики студенты должны обладать представлениями и знаниями об основных психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи, иметь важнейшие практические навыки в различных видах психолого-педагогической работы с ребенком, подростком и семьей. Практика ориентирует студентов на профессиональное и личное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, на формирование профессиональной позиции.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности «Педагогика и психология» определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО вузов российской Федерации по педагогическому образованию. Положения об итоговой государственной аттестации пиков высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности 031000 «Педагогика и психология».
Таким образом, образовательные требования к профессиональной подготовке специалиста-психолога определяются уровнем знаний и навыков в различных областях психологической науки и практики, готовностью к ведению научно-исследовательской, диагностико-коррекционной работы консультативной и просветительской работы. Практический психолог должен заботиться о постоянном повышении своего профессионального уровня. Практическая психология – стремительно развивающаяся область человеческой деятельности, в которой постоянно открываются новые знания,
разрабатываются новые направления исследований человеческой психики, конструируются новые методы и способы психодиагностики, создаются различные техники и технологии психологического воздействия. В связи с этим для поддержания высоких профессиональных стандартов практикующему психологу важно участвовать в разработке новых научно-исследовательских проектов, вести собственную исследовательскую деятельность, публиковать результате этих исследований в профессиональных журналах, знакомиться с новыми научными публикациями в периодической печати, участвовать в конференциях и семинарах, организуемых профессиональными сообществами психологов, посещать мастер-классы, тренинги, проходить стажировки у ведущих отечественных и зарубежных специалистов. Важным моментом в профессиональной подготовке повышении квалификации и профессионального статуса практического психолога является супервизия.