Правила делового стиля общения

Деловой стиль общения ориентирован на положительный (конструктивный) результат. Он, как правило, складывается из оптимального комбинирования всех позиций участников обсуждения спорного положения. Общей задачей такого обсуждения является не проведение любой ценой своей собственной позиции исключительно по принципу лишь того, что это своя собственная позиция.

Цель обсуждения – выявление меры истинности и меры ложности каждого положения, вынесенного на обсуждение, причем и своего собственного.

Деловой стиль исключает подавление чужой позиции, он чужд силового давления, угроз, шельмования, борьбы за выживание, он противоположен деструктивному (цель и результат – подавление любого чужого мнения, подчинение, установление своего собственного диктата) решению проблемы.

Основной вопрос делового стиля формулируется: позиции сторон определяются отношением к обсуждаемой проблеме (спорному положению) или отношением к оппоненту.

В зависимости от того или иного решения проблемы возникают совершенно разные представления о том, какой смысл вкладывается в понятие «деловое общение» или «деловой стиль общения».

Принципиальное различие этих двух моделей, проистекающее из того или иного решения основного вопроса делового общения, дает их объективную и субъективную экспозицию. А это в свою очередь предполагает, что какова природа данного процесса, таковы и методы.

Рассмотрим содержание методов делового стиля общения.

I. Отношение к проблеме не зависит от отношения к оппоненту. Данный принцип предполагает, что главным в обсуждении должно быть именно отношение к проблеме, а не субъективные пристрастия, неприязнь к собеседнику, отрицательные эмоции, вызванные тем, что он «не такой». Реализация этого принципа связана с применением более частных методов: выявление проблемы в чистом виде; описание проблемы, таким образом, как она есть сама по себе, независимо от того, кто ее представляет, какая о ней идет молва, соответствует ли она «правилам хорошего тона» и т.п.; оценка проблемы исходя из объективных критериев, а не характеристик любого, в том числе и собственного интереса и намерения; разделение объективных оценок и субъективных целей и замыслов; проведение независимой экспертизы по всем аспектам всех позиций, в том числе и своей собственной; определение собственной позиции, исходя из того, что она характеризуется как выражение позиционного интереса, а не претензий на совершенную и абсолютную истину, субъективно понимаемую как право силы или силы права (принцип презумции принципиального равенства позиций); формирование отношения к позиции оппонента исходя из принципиального равенства взглядов и права высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать практические правила делового стиля общения: поставьте себя на место оппонента; формулируйте цели делового общения в пределах достигаемости; предметом разногласий должно быть отношение к проблеме, а не к оппоненту; принципиальность должна основываться на принципах позиций.

II. Принципиальность по форме – отношение к проблеме формируется через призму отношения к оппоненту.Рассмотрим методы и оценки, лежащие в основе такой позиции: спорное положение рассматривается лишь под углом зрения ответа на вопрос: «Кому выгодно?», то есть проблема не вычленяется в «чистом виде», а рассматривается лишь как проявление намерений, корысти, интересов противоположных сторон; оценка спорного положения дается исходя из личного, субъективного, предвзятого интереса; принимается во внимание лишь позиционная экспертиза, все остальные экспертные оценки исключаются; собственная позиция определяется в соответствии с представлением о «позиционном интересе»; оценка позиции оппонента осуществляется на том же основании «позиционного интереса»: позиция оппонента не достойна правоты уже потому, что это позиция противника.

III. Принципы формальной принципиальности.Это своеобразные принципы, в которых не признается никто, исподволь основывающейся на формальной принципиальности.

1. Мне это доверено. Принцип в неявной форме обычно формулируется, когда кого-либо обвиняют в неуступчивости: «Мне доверено решение данного вопроса, я отвечаю за него, поэтому так непреклонен». В подобной ситуации решение вопроса связывается не с содержательными характеристиками проблемы, а со статусом, положением и ролью представляющего эту проблему.

2. Поставьте себя на мое место. Он обычно находит свое выражение в таких формулировках: «Вам-то легко рассуждать …», «Вам легко соглашаться …» и т.д. Под таким принципом скрывается императив (поведение, безусловное требование) делового общения, связанный с желанием, но невозможностью поставить себя на место партнера. Но при извиняющейся интонации, звучащей в данном принципе, он тверд и антикомпромиссен. Это принцип оправдание гибкости позиции.

3. Главное – прокукарекать, а там хоть не рассветай.Результат такого общения – шумиха, ажиотаж, пафос, риторическое красноречие, а затем тишина … Вернее молчание относительно конкретного результата. Приведем примеры таких принципов: Главное – это участие!; Лозунг превыше дела!; Надо чтобы тебя запомнили; Все возражения пропускай мимо ушей; Не бывает проблем без людей; Есть человек – есть проблема, нет человека, нет и проблемы и др.

Наши рекомендации