Формы и методы активного общения как способ предупреждения конфликта

Характеристики диалогового стиля общения (установление отношений сотрудничества сначала через подстраивание к партнеру по общению; бескорыстно-альтруистическое сосредоточение на нем и затем к безоценочному принятию его; признание принципиального равенства личностных, а не статусных позиций участников диалога; их равноправности в доверительном диалоге и в совместной деятельности) позволяют заключить, что овладение стилем диалога специалистами является одним из средств предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций в их профессиональной деятельности.

Практика показывает, что основными направлениями минимизации числа конфликтов являются: уменьшение объективных предпосылок возникновения конфликтов; устранение субъективных условий их возникновения, а именно повышение коммуникативной компетенции людей, их психологической грамотности; освоение ими способов продуктивного мышления, практических умений и навыков выработки совместных решений и т.д.

Специфической особенностью делового общения является то, что оно сопровождает любую человеческую деятельность. От содержания и характера его в значительной мере зависит его эффективность. Исследования показывают, что освоение основ общения стихийным образом в процессе жизнедеятельности далеко не всегда дает положительный результат. Поэтому, не полагаясь на небезызвестное «жизнь научит», в процессе подготовки специалистов необходимо предусматривать использование таких методов и форм организации обучения, которые позволяли бы в ходе образовательного процесса ставить и реализовывать педагогическую задачу «освоение способов продуктивной коммуникации».

Реализация этой цели возможна при использовании разных форм повышения квалификации специалистов: а) прослушивание определенных курсов в условиях стационарного обучения в учебных заведениях системы повышения квалификации; б) прослушивание курсов в процессе повышения квалификации непосредственно по месту работы.

Использование в процессе делового общения таких организационных форм можно рассматривать как определенную меру профилактики конфликтов, обеспечивающую снижение опасности их появления и в случае возникновения конфликтов, повышение их продуктивного разрешения.

При выборе средств реализации этих задач необходимо учитывать, что в реальной жизнедеятельности человеку приходится постоянно вступать в межличностные отношения, в процессе которых устанавливаются соответствующие виды общения и принятия решений. Поэтому важно использовать такие формы организации образовательного процесса, которые моделировали бы не только содержание какой-то деятельности, но и отношения, в которые вступают люди в процессе её выполнения.

Данным требованиям соответствуют так называемые активные методы организации образовательного процесса, которые обладают большими педагогическими возможностями, обеспечивая не только усвоение знаний, но и развитие мышления, и повышение коммуникативной компетенции специалистов.

Активные методы предусматривают освоение и использование логического анализа как инструмента познания. Цель активных методов – развитие мышления и достижение взаимопонимания. Известно, что мысль, сформулированная говорящим, может быть принята слушателем, если логика речи говорящего соответствует мыслительным моделям слушателя. Задачей говорящего является, таким образом, упорядочить, структурировать, систематизировать в своем сообщении видимый хаос событий и явлений.

Человек, обладающий логическим анализом: а) тренирует свою собственную мысль; б) делает свою мысль доступной для понимания других людей. Практика показывает, что чем логичнее изложение, тем сильнее убеждающее воздействие.

Другим необходимым условием эффективности образовательного процесса должно быть вовлечение в общение всех субъектов деятельности в качестве равноправных партнеров. Характер и стиль общения для реализации стоящих перед ними целей имеют важное педагогическое значение.

Использование активных форм и методов обучения предоставляет возможность содействовать развитию навыков и способов ведения продуктивного диалога в деловом общении. Его реализация с применением активных форм и методов обеспечивают высокую его эффективность за счет соединения различных видов деятельности (труд, учение, игра) и общения в наиболее продуктивно работающие комплексы. Это позволяет добиться высоких результатов не только в усвоении знаний, но и освоение способов продуктивного мышления, коммуникативных умений и навыков.

Для достижения поставленных целей могут быть использованы лекционные занятия, самостоятельная работа, занятия в игровой форме, обучение на конкретных ситуациях, профессиональные дискуссии, моделирование конфликтных ситуаций и др.

Вопросы для самопроверки

1. Что собой представляет конфликт? Назовите основные характеристики конфликта.

2. Что лежит в основе конфликта? Назовите основные элементы конфликтной ситуации.

4. Какие причины вызывают конфликт?

5. Какие вы знаете виды конфликтов? Дайте краткую их характеристику.

6. Какие этапы включает четырехшаговый метод преодоления разногласий.

7. Назовите формы и методы активного общения как способа преодоления конфликта.

Литература

1. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. Под ред. Г.Н. Скляревской. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. – СПб.: Изд-во «Фолио-Пресс», 1998. – 702 с.

2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: / РАН Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд. доп. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.

4. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. – М.: Изд-во «Российское педагогическое агенство», 1998. – 80 с.

5. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1998. – 264 с.

6. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.

7. Найн А.Я. Культура делового общения. – Челябинск, 1977. – 256 с.

8. Брэмсон Р.М. Общение с трудными людьми. – К.: Внешторгиздат, 1991.

9. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. – М.: Экономика, 1989. – 271 с.

Глава 10

Наши рекомендации