Упражнение «письмо-карточка»

датель) делится своими впечатлениями (возможно, зафиксированными на бумаге) и дает рекомендации той и другой стороне.

После проведения всего упражнения целесообразно обсудить в группе, какие записи в письме-карточке вызывали раздражение, показались некорректными, а какие из них способствовали проведению эффективного диалога, помогли получить нужную информацию о ребенке и узнать его сильные стороны.

15. МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ИГРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ»

Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении, поэтому полезно обучить этих детей специальным играм, которые бы направили избыточную активность в нужное русло. С этой целью можно использовать, например, пальчиковые игры. М. Рузиной собран и адаптирован целый ряд игр, некоторые из них приводятся в приложении № 20. Заинтересованные взрослые могут познакомиться с ними в книге «Страна пальчиковых игр». Здесь они найдут и ряд других интересных и полезных игр, которые в нашем пособии не приводятся. При совместных занятиях родителей и детей они будут способствовать улучшению взаимопонимания в семье.

16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

17. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Занятие 3. Тема:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ»

План занятия

1. Приветствие.

2. Мини-лекция «Что такое тревожность».

3. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».

4. Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка».

5. Игра «Кенгуру».

6. Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».

7. Практическое задание «Как играть с тревожными детьми».

8. Упражнение на релаксацию.

9. Упражнение «Царская семья».

10. Упражнение «Я Алла Пугачева».

11. Мини-лекция «Работа с родителями тревожного ребенка».

12. Практическое задание «Работа с родителями тревожного ребенка».

13. Игра «Щепки на реке».

14. Психологический практикум.

15. Обратная связь.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. ПРИВЕТСТВИЕ

2. МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ»

Тренер рассказывает о том, что такое тревожность. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность бывает ситуативная и общая. Желательно объяснить соотношение понятий «тревога» и «тревожность», «боязнь» и «страх». Кроме того, необходимо познакомить участников с периодизацией возникновения страхов у детей. Страхи могут быть возрастные, которые присущи большинству здоровых детей данного возраста, и индивидуальные, свойственные только конкретному ребенку. Далее ведущий знакомит слушателей с перечнем страхов, наиболее характерных для здоровых детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Раскрывая причины возникновения тревожности, ведущему следует обратить особое внимание на то, что очень часто появление данного свойства личности связано с нарушением детско-родительских отношений.

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА»

4. МИНИ-ЛЕКЦИЯ «КАК ВЫЯВИТЬ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА»

Одной из отличительных черт тревожных детей является их чрезмерное беспокойство. Причем, иногда они боятся даже не самого события, а его предчувствия. Иногда у ребенка существуют совершенно конкретные страхи: страх темноты, высоты, одиночества и т. д.

Далее ведущий обращает внимание участников группы на то, что тревожные дети требовательны к себе, часто имеют заниженную самооценку.

Затем ведущий знакомит участников группы с критериями определения тревожности у ребенка, разработанными американскими психологами (приложение 21). Кроме этого можно использовать анкету на выявление тревожности, которая заимствована из пособия « Практическая психология для воспитателя» (приложение № 22).

5. ИГРА «КЕНГУРУ»

Цель: Отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.

Содержание

Участники делятся на пары. Один из них — кенгуру — стоит, другой — кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положе­нии, не разнимая рук, пройти до противопо­ложной стены, до ведущего, обойти помеще­ние по кругу, попрыгать вместе и т. д.

На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем — партнерами.

Обсуждение

Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.

Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.

Наши рекомендации