Получение доступа к личным конструктам через изучение культуры, в которой они сложились
В психотерапевтической практике никогда не перестаешь поражаться как различиям в проблемах клиентов с разным культурным происхождением, так и сходствам в проблемах клиентов, принадлежащих к близким культурам. Разумеется, эти различия и сходства кажутся более важными во время постановки диагноза и на ранних этапах терапии. Однако мы не можем игнорировать их при налаживании и поддержании эффективного отношения между терапевтом и его клиентом на протяжении терапевтического цикла. По мере осуществления терапевтической программы терапевт все больше видит в своем клиенте индивидуума и все меньше думает о нем как о представителе той или иной группы. Но культурная идентификация попадает в его поле зрения всякий раз, когда терапевт по каким-то причинам вынужден отступить и обратить на нее внимание.
Неспособность понять культурные регуляторы поведения может сделать терапевта нечувствительным к подрывному характеру некоторых тревог клиента. Несколько месяцев тому назад автору этой книги довелось осуществлять супервизию одной терапевтической программы, в которой белый терапевт работал с чернокожим клиентом. Явно бросалось в глаза, что клиент избегал обсуждения какой-то крайне опасной темы, содержание которой сознавалось достаточно хорошо, чтобы дать ему возможность постоянно увертываться от определенных ответов. Перепробовав различные методики и убедившись в том, что при сложившемся типе терапевтического отношения все же можно было бы вскрыть проблему клиента, мы установили для него режим физического напряжения во время проведения интервью и какое-то время подвергали его такому «допросу под нажимом», применяемому с предельной осторожностью. В время третьего интервью этой части терапевтического цикла клиент рассказал терапевту о своих фантазиях полового акта с белой женщиной. Его физическое напряжение сразу же стало автоматическим; то есть, ему уже не нужны были напоминания - свои или терапевта - о необходимости держать мышцы напряженными.
Клиент и раньше обсуждал с терапевтом мастурбацию и сексуальные фантазии. Терапевт, не имевший опыта работы с клиентами из этой культурной группы, обратил внимание только на один признак сильного беспокойства в связи с выявленным материалом, а именно: на моторное поведение клиента. К счастью, этот признак оказался настолько выраженным, что терапевт; вполне подготовленный к распознаванию такого рода диагностических признаков в терапии не просто не мог не отметить важности материала, связанного с изменением в поведении клиента. (Если бы клиент во время извлечения этого материала находился в состоянии физической релаксации, было бы гораздо легче проглядеть его травматический характер. Связь между напряженной манерой держать себя и очевидным травматическим характером выявляемых материалов высоко ценят защитники, пытающиеся в ходе слушания дела в суде «разбить» определенный вид свидетельских показаний.) Проблема, которая встала перед нашим терапевтом после столь явно обнаружившегося травматического характера выявленного материала, заключалась в том, чтобы понять существо угрозы основным конструктам системы клиента. С помощью другого терапевта, более знакомого с типом культуры этого клиента, оказалось возможным разобраться в том, как в группе, к которой принадлежал клиент, осуществляется культурная регуляция поведения, в частности, в сфере межрасовых сексуальных отношений.
Клиент был вынужден истолковывать и соблюдать неписаные требования двух различных культур, оказавшись на пересечении их мощных потоков. В средней школе, где он учился, было лишь несколько цветных учеников, и он считал себя более или менее принимаемым белыми сверстниками. Однако его семья находилась целиком под влиянием негритянской культуры. Фантазии клиента о половых отношениях с белой женщиной угрожали ему утратой своей базисной роли и заставляли его испытывать мучительные терзания совести. Не удивительно, что до и в начале терапии он активно участвовал в общественной деятельности, направленной на улучшение социального положения черного населения.
Есть и другие наглядные примеры получения доступа к личным конструктам через изучение культурных регуляторов. Терапевт, начинающий работать с рядом сельских клиентов, поначалу может быть поражен и, возможно, даже сбит с толку их похожестью. Если он попытается соотнести эту «партию» клиентов со своей собственной диагностической системой истолкования, то может додуматься до такого ярлыка, как «фермеры, в основном, шизоиды». Однако это стереотип, а не диагноз!
Терапевт-нееврей, который начинает работать с клиентами-евреями, на первых порах также может быть озадачен их похожестью, которая особенно заметна на фоне других клиентов. Если он хочет понять их как конкретных (и, значит, неповторимых) людей, а не стереотипизировать как иудеев, ему необходимо принять в расчет культурные ожидания, относительно которых они подтверждают правильность своих конструктов (а это будут ожидания как еврейской, так и нееврейской группы), и не допустить ошибочного сосредоточения на групповых конструктах в ущерб личным конструктам каждого клиента. Если он остановиться на работе с групповыми конструктами, то наверняка будет проявлять несправедливость к своим клиентам; если же он будет видеть в групповых конструктах те элементы, на основе которых его клиенты, должно быть сформировали личные конструкты касательно себя и своих собратьев, то, возможно, придет к пониманию обстоятельств, и устремлений, играющих такую важную роль в их личной реорганизации.
Помимо этого, терапевт - нееврей, стремящийся понять клиента - еврея, - должен обладать определенным пониманием важности и существа прочных семейных уз, которые служат отличительным признаком еврейской культуры и которые клиент должен тем или иным способом ослабить, если он хочет развить систему личных конструктов, позволяющую ему наладить свою жизнь в этом мире. Это вовсе не означает, что клиент-еврей, считающий необходимым поступить именно так, не может даже помыслить о том, чтобы дифференцироваться из своей семьи или своей культуры;
он способен на самые решительные шаги в этом направлении, если сочтет их необходимыми. Скорее, это означает, что если он решится на подобный поступок, для его совершения ему понадобиться своего рода «догмат веры» - конструкт или система конструктов, которая позволит воспринимать противоположные ожидания окружающих не обязательно как подтверждение необоснованности его конструкта независимости. Для разработки своей формулы освобождения ему может потребоваться какое-то время, и он, возможно, не раз применит эту формулу в неподходящем виде, пока доведет ее до безотказной работы; но, в конце концов, ничто не может помешать ему быть настолько свободным от условностей своей культуры, насколько позволит ему собственная способность к формированию новых идей и представлений. Фактически, он может стать даже более свободным - в том смысле, что его новый личный конструкт может указать ему ясно обозначенный путь, ведущий в какое-то другое место.
Сказанное нами по поводу приспособления клиента к своему еврейскому культурному происхождению равно справедливо в отношении приспособления любого клиента к любой столь же интегрированной культурной системе. Человеку не убежать от рычагов воздействия своей культуры (если вообще есть причины для такого бегства) просто игнорируя их - он должен истолковать (construe) свой выход из сложившегося положения. Некоторые люди пытаются бороться за свое освобождение, выбирая в качестве оружия нарушение норм своей культуры; однако, как мы уже говорили, эта борьба часто заканчивается тем, что они становятся даже более похожими на людей, образ жизни которых они отвергали. Другие менее озабочены проблемой полного раскрепощения и подходят к вопросу с позиции важнейших принципов. По всей вероятности, они в большей степени удовлетворены своими результатами.
Нам еще предстоит более подробный разговор о многообразии опыта и линий поведения людей, живущих в нашей культуре. Но это может подождать. На данный момент достаточно проиллюстрировать более широкие следствия личного истолкования. Пожалуй, и так ясно, что личные конструкты являются орудиями опыта, а не просто его продуктами.
Заключение
Таково начало истории. Психология личных конструктов - это не столько теория человека, сколько теория самого человека. Под ней, безусловно, подразумевается не плод научных изысканий одиночки, предпочитающего держаться в стороне от всех остальных представителей рода человеческого. Психология личных конструктов -это, скорее, результат долгих усилий психолога уловить смысл подлинно человеческого в человеке или, иначе говоря, понять, что означает быть живым, конкретным человеком (личностью, если хотите) на этой земле. Какие силы оказывают давление на это живое существо (этого человека или эту личность), от какого окружения исходят определяющие требования к его деятельности, или даже какие волшебные мотивы направляют движение данного биологического организма к определенной цели - все это темы, относящиеся к ведению дисциплины иного направления, также называемой «психологией», и они не занимают места в этой книге.
Тема нашей книги - онтология индивидуумов или, проще говоря, приключения каждого из нас, конкретных людей, какими мы бываем наедине с собой и в общении с другими; приключения тех, кто упорно тянет лямку или рискует, и настолько убежден в существовании неизведанного где-то там, за горизонтом, что не успокаивается до тех пор, пока не проверит это на собственном опыте. Кроме того, ничто не препятствует верификации в этой психологии, как мы себе это представляем, и ничто не обрекает ее на ту неопределенность, которая так часто сопутствует попыткам понять внутренний мир человека. Предельно упрощая, можно сказать, что психология личных конструктов - это дисциплинированная психология внутренней перспективы, психология, которая, с одной стороны, является стойкой альтернативой так называемым объективным направлениям научной психологии, а с другой представляет собой продуманный шаг за пределы субъективных направлений психологии внутреннего опыта или вчувствования.