Индивидуально-психологические особенности человека
Под индивидуально-психологическими особенностями человека подразумеваются прежде всего его характер, задатки и способности.
С греческого языка слово характер можно перевести как «печать», «чеканка». Он представляет собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, складывающихся в деятельности и обусловливающих типичные для него способы поведения. Характер отражает содержательную сторону психики человека, в отличие от темперамента, выступающего ее динамической стороной. В характере воплощены специфические для данной личности отношения к деятельности, другим людям, к себе. Они характеризуют субъективные, избирательные связи человека с миром. Наиболее устойчивые из них фиксируются в виде готовности человека действовать определенным образом, т. е. в смысловой установке. Поэтому характер можно определить как фиксированную форму смыслового опыта личности, актуализирующегося в присущем ей индивидуальном стиле поведения, при помощи которого реализуются те или иные мотивы (А. Г. Асмолов, 1996).
Мотивы играют особую роль в развитии характера. Вначале любое свойство характера проявляется в побуждениях человека поступать определенным образом. Проявляясь в различных сходных ситуациях, эти побуждения обобщаются, становятся устойчивыми и закрепляются как свойства характера. Например, каждому человеку приходилось говорить неправду, но это не означает, что ему свойственна лживость. Если он будет часто прибегать ко лжи в разных ситуациях, пытаясь решить свои проблемы, то она (лживость) станет свойством его характера. Таким образом, в характере отражается система генерализованных побуждений человека.
Большое внимание уделялось изучению характера в психоанализе. 3. Фрейд под характером понимал динамическое своеобразие индивидуальных влечений и связывал его развитие с либидо, т. е. с бессознательной глубинной психической энергией, обусловленной сексуальным инстинктом
Существует клинический подход к исследованию характера. Он нашел отражение в работах П. В. Ганнушкина, К. Леонгарда, А. Е. Личко, которые уделяли особое внимание различным нарушениям в структуре характера. В частности, в русле клинического подхода к проблеме характера активно изучаются его нарушения в пределах нормы - акцентуации характера. Грубые, необратимые изменения в характере связаны с его патологией. Акцентуации характера проявляются в чрезмерном развитии отдельных его свойств. Они чаще обнаруживается в подростковом возрасте (около 88 % подростков имеют различия акцентуации характера). От акцентуаций следует отличать патологические проявления характера, называемые психопатиями. Причины патологии характера многообразны. К ним относят врожденные дефекты психики человека, травмы, заболевания, сложные социальные условия и др.
Под способностями понимается совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, являющаяся условием успешного выполнения деятельности. Способности человека не сводятся к его знаниям, умениям, навыкам, хотя между способностями, с одной стороны, и знаниями, умениями, навыками, с другой, - имеется определенная связь. Чем выше уровень развития способностей, тем легче и быстрее человек овладевает знаниями, умениями и навыками. И наоборот, чем больше знает и умеет человек, тем интенсивнее идет развитие его способностей.
Проявление способностей можно представить как отношение продуктивности деятельности к ее «цене», т. е., чем выше результативность деятельности и чем меньше затрачено сил на ее выполнение, тем выше уровень развития способностей. Это объективная оценка способностей человека. Субъективно способности оцениваются как отношение успешности деятельности к степени трудности ее выполнения: чем выше успех деятельности и чем она легче для человека, тем выше он оценивает свои способности.
Есть существенные различия в трактовке понятия «способности» в зарубежной и отечественной психологии. В зарубежной психологии способности часто рассматриваются как универсальные характеристики человека: способность к творчеству, способность любить. Иногда под способностями понимают врожденные особенности субъекта. В отечественной психологии эти особенности и способности четко разграничиваются. Первые рассматриваются как задатки. Под задатками понимаются анатомофизиологические и функциональные особенности нервной системы (чувствительность, пластичность и др.) и особенности строения анализаторов.
Задатки человека, как и другие индивидные свойства, многозначны, т. е. на основе одних и тех же задатков могут сформироваться различные способности. Таким образом, задатки не определяют развитие способностей, а выполняют функцию их предпосылок. Задатки человека могут остаться нереализованными, если не будут созданы условия для их развития. Поэтому своевременное выявление задатков важно для формирования способностей. В семьях, где родители занимаются определенным видом деятельности, например, актерской, больше вероятности для проявления соответствующих задатков у их детей. Решающее значение для развития способностей имеет включенность самого человека в данный вид деятельности. Их развитие происходит по спирали: реализация способностей одного уровня открывает возможности для реализации способностей другого, более высокого уровня.
Способности могут быть общими и специальными, актуальными и потенциальными. Общие способности отвечают требованиям многих видов деятельности, специальные - требованиям конкретной деятельности (например, музыкальной, педагогической и т. д.). К общим способностям относят интеллект, потому что он необходим для выполнения любого вида деятельности. Способности существуют в некотором единстве общих и специальных.
Актуальными можно назвать те способности, которые, сформировавшись, реализуются в деятельности в реальном масштабе времени. Потенциальные способности находятся в латентном (скрытом) виде до возникновения определенных условий, необходимых для их реализации. Между актуальными и потенциальными способностями также существует связь.
Актуальные становятся потенциальными, если нет необходимости в их осуществлении. Например, музыкальные способности становятся потенциальными, если человек в данный период времени сосредоточен на другой деятельности.
Можно говорить об уровнях развития способностей, соотносимых с одаренностью человека, его талантливостью и гениальностью. Уровень одаренности предполагает обучаемость человека, наличие интеллектуального потенциала. Неслучайно одаренность рассматривают как общую способность. Талант - это яркое, неординарное проявление способностей человека в конкретной области. Талантливость предполагает развитие, прежде всего, специальных способностей человека. Гениальность - высший уровень развития способностей, выражающийся в создании принципиально нового, имеющего историческое, эпохальное значение для жизни общества. В гениальности человека проявляются как его общие, так и специальные способности. Если талант вносит существенный вклад в определенную область, то гений своим творчеством изменяет представление человечества о тех или иных явлениях, значимых для него. Благодаря А. Эйнштейну, изменилось представление о времени, а 3. Фрейду удалось изменить взгляд общества на природу психики человека.
Способности связаны с другими свойствами индивидуальности: с характером, ценностями, мотивами, целями самосознания. Например, такие свойства характера, как целеустремленность, настойчивость обеспечивают успешность деятельности человека, которая, в свою очередь, является условием развития способностей.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. - М, 1996.
2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.
3. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. - М.; Воронеж,
1996.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
Список литературы
Основная литература (О. л.)
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. - М, 1996.
2. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. - М.,
1995.
3. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. - М.; Воронеж, 1996.
4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.,
1996.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.
7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы
развития психологии. - СПб., 2000.
10. Соколова Е. Е. 13 диалогов о психологии. - М., 1995.
Дополнительная литература (Д. л.)
1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.
2. ГодфруаЖ. Что такое психология. -М., 1992.
3. Гришпун И. Б. Введение в психологию. - М., 1994.
4. Психология / под ред. А. А. Крылова. - М., 1999.
5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-н/Д., 1997.
6. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. -М.; Воронеж,
1996.
Глоссарий
Бессознательное – широкий круг психических явлений от безусловных рефлексов до творческих способностей
Действие — единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредствованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Деятельность – целеустремленная активность, реализовывающая потребности субъекта.
Задатки - анатомо-физиологические и функциональные особенности нервной системы, выступающие природными предпосылками развития способностей.
Значение – обобщенная форма закрепления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, определенном в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.
Индивид – человек как единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатков).
Индивидуальность - психологическая неповторимость отдельного, единичного человека взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях.
Личность - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Мотив – это совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность
Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни отдельного организма, человека или животного.
Поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Потребность – субъективное состояние организма, выражающее его объективную необходимость в предметах окружающего мира
Принцип детерминизма – принцип, требующий объяснять изучаемые явления закономерным взаимодействием факторов, доступных опытному контролю
Принцип развития – принцип, предполагающий, что психологические закономерности раскрываются в процессе развития.
Принцип системности – принцип, требующий рассматривать все объекты как системы т. е. как совокупность элементов, которые образуют определенное единство.
Принципы психологии – это нормы, которыми руководствуется психолог в своей деятельности при интерпретации фактов
Психика – это форма активного отображения субъектом объекта реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулирующую функцию.
Психические процессы – Отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятия, мышление и др.).
Психические свойства - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.
Психические состояния – особая форма психической реализации, которая связана со специфическим эмоциональным самочувствием, вызванным переживанием значимых для человека событий
Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Смысл - личностное значение тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта.
Сознание – это форма отражения действительности в ее объективных, устойчивых свойствах и в отделенности от наличных к ней отношений человека
Темперамент - совокупность формально-динамических характеристик поведения человека, проявляющаяся в его общей активности, временных характеристиках (темпе, ритме, поведения) и особенностях эмоционального реагирования.
Филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов.