Рефлекс шага (рефлекс ходьбы).
Когда младенца держат вертикально, перемещая туловище вперед, а он упирается ступнями о твёрдую поверхность, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. Рефлекс исчезает через 3-ри месяца после рождения.
Плавательный рефлекс.
Младенец пытается совершить скоординированные плавательно-ныря́тельные движения в том случае, если положить его животиком на воду. Рефлекс исчезает через 6-ть месяцев после рождения.
Шейно-тонический рефлекс.
Когда голову лежащего на спине младенца поворачивают набок, в сторону, он вытягивает в ту же сторону руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает руку и ногу с другой стороны туловища. Рефлекс исчезает через 4-ре месяца после рождения.
Специфика стадии новорожденности.
Основная особенностьпериодановорожденности – потенциально безграничные возможности усвоения нового опыта и приобретения свойственных человеку форм поведения.
Уже на этапе новорожденности у ребёнка формируются потребности:
А) ♦ в получении впечатлений;
Б) ♦в движении;
В) ♦ в общении со взрослым.
В период новорожденности в психической жизни младенца возникает первичное, простейшее слуховое и зрительное сосредоточение.[34] Развитие зрения и слуха у младенца происходит быстрее, чем развитие телесных движений.[35] Вес мозга новорожденного составляет 1/4 часть веса мозга взрослого, хотя количество нервных клеток то же по количеству, что и у взрослого. Однако психическое развитие не определяется лишь созреванием нервных клеток, а зависит от впечатлений, на основе которых формируются условные рефлексы. Организатором впечатлений младенца является взрослый. Младенец постепенно начинает запечатлевать события окружающей среды. Окончание стадии новорожденности и начало ранней младенческой стадии знаменуется тем, что ребёночек начинает объектно воспринимать окружающее и целостно реагировать на сложные, эмоционально окрашенные впечатления.
Комплекс оживления.
Зна́ковым проявлением эмоциональности младенцев, направленным на взрослого, является«комплекс оживления». Он включает в себя улыбку, т.н. доречевы́е вокализации, двигательную активность младенца, проявляемую к значимому взрослому.
В 1,5-2 месяца у новорожденного младенца появляется улыбка как выражение радостного переживания, как реакция на знакомого, на значимого для младенца, в процессе его жизнедеятельности, взрослого. Младенец останавливает взгляд на лице значимого взрослого (прежде всего – матери), вскидывает вверх ручки, быстро двигает ножками, издаёт громкие, эмоционально позитивные звуки, смеётся. Эта бурная эмоционально-двигательная реакция младенцев на тех взрослых, которые всё время заботятся о них, была названа «комплексом оживления». Комплекс оживления является очень важным и показательным параметром развития младенца. Комплекс оживления – это системная, аффективно-положительная, мимико-двигательная реакция младенца на постоянно находящегося рядом, удовлетворяющего потребности младенца, значимого для него взрослого (родного по крови, либо родного не по крови человека). В состав комплекса оживления входят следующие компоненты (перечислены в порядке их онтогенетического возникновения):
- а) сенсорный компонент – зрительное и слуховое сосредоточение ребёнка на лице и на речи значимого взрослого;
- б) эмоциональный компонент – улыбка ребёнка, впоследствии, с 3-4 месяцев, переходящая в смех;
- в) голосовые реакции – вокализации малыша в форме гу́канья (короткие отрывистые звуки) и гуле́ния (протяжные мелодичные звуки), что имитирует речь взрослого в её интонационно-мелодической составляющей;
- г) моторный (двигательный) компонент – протягивание младенцем ручек и направленность всего его тельца к значимому взрослому (прежде всех – к матери, либо к лицу, её заменяющему).
Комплекс оживления – это специфический акт поведения младенца в отношении значимого взрослого. Комплекс оживления отображает активное развитие первой социальной потребности– потребности в общении и познании во взаимодействии со взрослым. Становление у новорожденного потребности в общении с окружающими значимыми взрослыми означает, что он в своем психическом развитии как бы преобразуется и вступает в новый переходный период – стадию раннего младенчества. Начинается собственно младенчество («в узком смысле»). Младенчество – особая пора в развитии ребёнка.
Окончание периода новорожденности.
Как указывал Даниил Борисович Элько́нин, в период новорожденности ребёнка вообще нельзя рассматривать отдельно от матери, от взрослого, постольку, поскольку ребёнок ещё не обладает возможностями самостоятельного удовлетворения потребностей. Д.Б. Элько́нин утверждал, что вопрос о сроках окончания новорожденности остаётся спорным. На сегодняшний день существуют две основные научные точки зрения по данному вопросу.
1. Согласно рефлексологи́ческо-физиологи́ческой точке зрения, период новорожденности оканчивается с момента появления у ребенка базовых условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец 1-го – начало 2-го месяца) и набора ребёнком оптимального веса (середина-конец 2-го месяца).
2. Психологическая точка зрения научно связана с определением окончания периода новорожденности через появление в поведении ребёнка элементов целенаправленного взаимодействия со взрослым (1,5-2 месяца).
Классификация уровней бодрствования младенца.
Крик (плач).
Младенец кричит, плачет и проявляет сильно выраженную неорганизованную моторную активность. Крик-плач младенца может принимать различные формы. Например, «голодный» плач, «гневный» плач, плач «боли» или плач «дискомфорта».
Активное бодрствование.
Младенец часто совершает разнообразные движения, в них принимает участие всё тело. Глаза широко открыты, ротик открыт, дыхание очень активное.
Спокойное бодрствование.
Глаза открыты и блестят; взгляд ясный. Младенец «провожает» глазами движущиеся предметы. Двигательная активность и мимика спокойные.
Полусон.
Младенец лежит практически без движения. Глаза открыты, но часто закрываются из-за состояния дрёмы. Когда глаза открыты, взгляд кажется не сфокусированным. Малыш дышит ровно, но чаще, чем при глубоком сне.