Постнатальные этапы возрастного развития детей и подростков.
Общепринятой и общепризнанной в рамках мировой психологии развития и возрастной психологии (см. выше пункт № V.3. «Научно-методологическая база дисциплины») является нижеследующая периодизация возрастного развития ребёнка и подростка.
I. Психология детского возраста(советскими учёными-психологами было введено понятие «детская психология»). Временны́е рамки детского этапа онтогенеза: от момента рождения ребёнка и до 17-ти лет.
По вопросу окончания детского этапа онтогенеза имеют место разные мнения, но, по совокупности большинства авторских классических научных источников, – Выго́тский Л.С., Дубровина И.В., Ко́н И.С., Крайг Г., Му́хина В.С., Обухова Л.Ф., Пиаже́ Ж., Подольский А.И., Элько́нин Д.Б. и др., – принято считать, что детская психология (т.е. именно детская возрастная психология «в узком» понятийном смысле), охватывает большой возрастной период с рождения ребёнка до 17-ти лет, когда начинается младший (ранний) юношеский возраст.
Юношеский («студенческий») возраст, – период юности в развитии личности (16-17 – 22-23), – это, как правило, – социально-психологическое («социализационное») начало самостоятельной, взрослой жизни человека. Возраст 16–17 лет – 22–23 года, – это, в широком смысле, целостный юношеский возрастной и социально-психологический этап развития личности человека. Наряду с этим, в эпохе юности выделяются следующие возрастные периоды развития: 16-17 лет, – ранняя юность (по И.С. Кону и др.); 17-21 год, – собственно (в узком смысле) юность; 22-23 года, – поздняя юность. Эти возрастные периоды имеют свою специфику, но, при этом, обладают и многими общими характеристиками.
Детская возрастная психология включает в себя четыре разнообразных возраста, каждый из которых, в свою очередь, в силу специфических особенностей возрастного развития, которое в детстве и отрочестве происходит наиболее быстро, разделяется на две или три возрастных стадии.
1). Младенческий возраст (младенчество): со дня рождения до 1-го года. Младенческий возраст имеет три стадии. 1-я стадия: от фактического момента рождения до 2-х месяцев – возраст новоро́жденности (новоро́жденность); 2-я стадия: от 2-х месяцев до 6-ти месяцев – т.н. раннее младенчество; 3-я стадия: от 6-ти месяцев до 1-го года – т.н. позднее младенчество.
2). Ранний возраст (раннее детство): с 1-го года до 3-х лет. Ранний возраст имеет две стадии. 1-я стадия: от 1-го года до 2-х лет – т.н. младший ранний возраст. 2-я стадия: от 2-х лет до 3-х лет – т.н. старший ранний возраст.
3). Дошкольный возраст(дошкольное детство): с 3-х лет до 6-ти–7-ми лет (что, прежде всего, зависит от того, в 6-ть или в 7-мь лет ребёнок идёт в школу). Дошкольный возраст имеет две возрастных стадии. 1-я стадия: от 3-х лет до 5-ти лет – младший дошкольный возраст. 2-я стадия: от 5-ти лет до 6-ти–7-ми лет – старший дошкольный возраст.
4). Младший школьный возраст: с 6-ти–7-ми лет до 11-ти лет. Младший школьный возраст имеет две стадии. 1-я стадия: от 6-ти–7-ми лет до 8-ми лет – т.н. ранний младший школьный возраст. 2-я стадия: от 8-ми лет до 11-ти лет – т.н. поздний младший школьный возраст.
5). Подростковый возраст (данный возраст имеет так же старорусское наименование «отроческий» и «новоамерика́нское» наименование «тине́йджерский»): с 11-ти лет до 17-ти лет. Подростковый возраст имеет три стадии. 1-я стадия: от 11-ти лет до 13-ти лет – младший подростковый возраст. 2-я стадия: от 13-ти лет до 15-ти лет – средний подростковый возраст. 3-я стадия: от 15-ти лет до 17-ти лет – старший подростковый возраст.
Задания для самостоятельной работы студентов, задания к семинарам
и контрольные задания по теме № 1 (раздел № I).
Тщательно изучить, осмыслить, законспектировать, запомнить и суметь воспроизвести основной тезаурус детской возрастной психологии, то есть, – все научные понятия, изложенные в данной крнкретной теме № 1.
ТЕМА № 2. «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА».[3]
Понятие «социум». Понятие «социальная действительность». Социальные страты (классы, слои, прослойки) по Владимиру Александровичу Я́дову. Социальная интеграция и дезинтеграция в обществе. Про́социальная, социальная, асоциальная, а́нтисоциальная позиции личности в социуме (по отношению к социуму). Социальное развитие личности.
Воспитательные силы общества. Понятие «социального воспитания». Принципы социального воспитания. Ценности социального воспитания. Объекты и субъекты социального воспитания. Индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания. Взаимодействие субъектов социального воспитания. Человек как объект и как субъект («агент») социального воспитания (социализации). Понятие института воспитания. Жизнедеятельность институтов воспитания. Система социального воспитания. Методика социального воспитания. Методика организации взаимодействия институтов воспитания. Методика обучения субъектов социального воспитания взаимодействию между собой. Методика личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания. Понятие социальной установки (аттитюда). Социология воспитания.
Понятие «социализация». Социализация как явление и как процесс. Социализация как процесс интеграции («вхождения») личности в социум. Социализация как развитие личности в многоплановом процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом.[4] Стихийная и целенаправленная социализация, т.е. социальное воспитание. Социализация как процесс самоизмене́ния личности. Социализация как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Понимание социализации в качестве «социального научения» в необихевиоризме. Характеристика социализации человека как результата его социального взаимодействия с другими людьми в символическом интеракциони́зме. Определение социализации в качестве самоактуализа́ции человеческого «Я» в гуманистической психологии (Абрахам Масло́у, Гордон О́лпорт, Карл Ро́джерс и др.). Социализация как социально-педагогическое явление. Социализация как общественно-культурное явление. Процесс социализации личности. Возрастные этапы социализации личности. Взаимосвязь возраста и социального развития личности. Понятие социального института.[5]
Социально-психологические, политико-экономические и территориально-географические факторы, влияющие на продуктивность социализации личности (по Анатолию Викторовичу Му́дрику). Концепция Анатолия Викторовича Му́дрика об основополагающих факторах, определяющих собою процесс и результат социализации личности. Типология факторов социализации. Ми́крофакторы социализации: семья и домашний очаг; соседство и микросо́циум; группы сверстников и субкультура; институты воспитания, другие организации (общественные, государственные, частные, религиозные организации). Ме́зофакторы социализации: СМК (СМИ); тип поселения (деревня, село, посёлок городского типа, малый город, средний город, крупный (большой) город, «город-миллио́нник», мегаполис; регион (региональные условия). Ма́крофакторы социализации: страна; этнос; общество; государство. Ме́гафакторы социализации: космос; планета; мир. Объективные («заданные») условия социализации. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Характеристика викти́много (от лат. victima - жертва) социального поведения личности. Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Средства и агенты социализации. Профессиональная специфика агентов социализации (воспитатели, педагоги, милиционеры, политики и т.д.). Общественные способы социализации личности (по Анатолию Викторовичу Му́дрику): традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Разнообразные подходы к проблеме социализи́рованности человека и включённости человека в общественные связи.
Понятия социализации, де́социализаации и ре́социализации. Механизмы (социальные и психические формы) социализации личности: внешняя/внутренняя мотивация по Сергею Леонидовичу Рубинште́йну, интериоризация/экстериоризация по Льву Семёновичу Выго́тскому, идентификация/отчуждение по Валерии Сергеевне Му́хиной, адаптация/де́задаптация, ре́адаптация, конформизм/нонконформизм и пр.
Характеристики личностного развития как характеристики среды развития личности, т.е. как характеристики общества, социума. Понятие социальной ситуации развития личности. Социальная ситуация развития личности как явление, относящееся не только к ребенку, но и ко взрослому. Социальная ситуация развития личности в качестве сущностной понятийной характеристики любого возрастного периода развития ребенка и взрослого, введенная в психологический тезаурус[6] Л.С. Выго́тским. Социальная ситуация развития личности, по Л.С. Выго́тскому, как единственное и неповторимое, специфическое для данного конкретного возраста, отношение между человеком и средой, которое определяет две основные социальные характеристики развития личности. Первое: объективное место ребёнка и взрослого в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к ребёнку обществом. Второе: особенности понимания (осознания) ребёнком и взрослым занимаемой социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми. «Социальная ситуация развития ставит перед любым субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте», – писал Л.С. Выго́тский.[7]
Обоснование того, что психическое развитие человека детерминировано, предопределено влиянием на него двух основных групп факторов, – факторов среды и факторов наследственности. Совместная деятельность и общение в качестве оснований и движущих сил развития человека (Алексей Николаевич Лео́нтьев).
Основные, базовые социально-психологические механизмы социализации: интериоризация и экстериоризация (по Л.С. Выго́тскому).
Интериоризация (от лат. interior – внутренний) – буквально: переход извне внутрь. Интериоризация в качестве усвоения, «присвоения» субъектом своего социального опыта взаимодействия с обществом (с большими и малыми социальными группами). Интериоризация как некая объективация человека в социальной среде. Интериоризация как психологическое научное понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и через овладение внешними знаковыми средствами. Результат процесса интериоризации: формирование социального опыта личности и «построение» её психических процессов, происходящее на основе взаимодействия с другими людьми (например, формирование внутренней речи на основе внешней речи). Интериоризация в смысле любого усвоения и присвоения какой-либо информации, каких-то знаний, социальных ролей, ценностных предпочтений и т.п. Теория Л.С. Выго́тского: формирование внутренних средств общения (например, внутренней речи) «овеществляющееся» в рамках совместных видов деятельности людей и коммуникации между ними. Отнесение Л.С. Выго́тским понятия «интериоризация» (синонимы Л.С. Выго́тского: «вра́щивание», «овну́тривание») к формированию т.н. системного строения сознания, понятийно в науке противопоставляемого т.н. смысловому строению сознания.
Экстериоризация (от лат. eхterior – внешний, наружный) как «вынесение вовне» результатов умственных и эмоциональных психических действий, осуществляемых во внутреннем плане, воплощение их в идеальном и/или материальном продукте, являющимся результатом психической и внешней деятельности субъекта. Например, реализация изобретателем своего замысла в той или иной конструкции, выраженной, сделанной графически или предметно; воспроизведение художником в виде рисунка, в виде картины тех образов, которые создаются первоначально т.н. внутренним взором, т.е. – в и́нтраплане, во внутреннем плане действия - по Петру Яковлевичу Гальперину. «Осуществление» экстериориза́ции в процессе творчества. Экстериоризация в качестве этапа, завершающего творческий процесс. Экстериоризация и творческое мышление (концепция Якова Александровича Пономарё́ва). Утверждение того, что при решении любой научной или учебной задачи, при деятельности по разрешению фактически любой практической задачи, можно обнаружить тесную связь и чередование внутреннего и внешнего (интериоризации и экстериоризации), – по Сергею Леонидовичу Рубинште́йну. «Продукты» (результаты) экстериоризации. Обоснование того, что результаты умственных действий, совершаемых человеком в процессе решения задачи в уме, записываются, словесно выражаются или изображаются им в виде графических схем, цифр, а также реализуются им в тех или иных вербальных и практических действиях (подход С.Л. Рубинште́йна). Подчёркивание того, что как направление умственной, эмоциональной, волевой и мотивационной психической деятельности, экстериоризация противоположна интериоризации, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме. Раскрытие того, что в ходе психического развития ребенка и взрослого формируются и совершенствуются оба данных процесса. Экстериоризация в качестве некоей субъектива́ции человеком социального опыта, приобретенного им в процессе жизнедеятельности и возврат этого социального опыта в социум в переделанном, трансформированном и творчески переработанном виде. Рассуждение о том, что именно так, за счет этого процесса и происходит социально-культурное развитие общества.
Социально-психологическое выявление Валерией Сергеевной Му́хиной, на основе механизмов интериоризации и экстериоризации, следующих социализацио́нных механизмов: «идентификация» и «отчуждение». Идентификация в качестве социально-психологического соотнесения субъектом себя самого с другими людьми, с какой-либо социальной и/или профессиональной, культурной группой. Отчуждение в качестве социально-психологического обособления субъекта от социума и/или от какой-либо социальной (профессиональной, культурной) группы. Раскрытие того, что такие механизмы социализации человека как идентификация и отчуждение очень важны для общественного становления (социализации) каждой личности.
Вопросы для самостоятельной работы студентов, вопросы к семинарам
и контрольные вопросы по теме № 2 (раздел № I).
1.Охарактеризуйте понятие «социум» и понятие «социальная действительность».
2.Опишите социальные страты (классы, слои, прослойки).
3.В чём заключается (выражается, проявляется) социальная интеграция и дезинтеграция личности в обществе?
4.Оцените про́социальную, социальную, асоциальную и а́нтисоциальную позицию личности в обществе (по отношению к обществу).
5.Осветите основные параметры социального развития личности.
6.Что представляют собой воспитательные силы общества? Обоснуйте понятие социального воспитания. Каковы базовые принципы социального воспитания? Расскажите о ценностях социального воспитания.
7.Кто является субъектами и объектами социального воспитания? Опишите индивидуальных, групповых и социальных субъектов социального воспитания. В чём заключается взаимодействие субъектов социального воспитания?
8.Что такое «социализация» (как явление и как процесс)?
9.Может ли человек выступать и как объект и как субъект (агент) социального воспитания (социализации)? Проанализируйте человека в этих качествах. Какова «профессиональная специфика» агентов социализации в обществе?
10.Раскройте понятие института воспитания. Отразите жизнедеятельность институтов воспитания. Охарактеризуйте общественную система социального воспитания. В чём в принципе состоит методика социального воспитания?
11.Проанализируйте методику организации взаимодействия (совместной деятельности) институтов воспитания. Какова методика обучения субъектов социального воспитания взаимодействию между собой? Опишите методику личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания.
12.Охарактеризуйте понятие социальной установки. В чём состоит социология воспитания?
13.Подробнейшим образом осветите понятие «социализация». В чём выражается (проявляется, заключается) стихийная и целенаправленная социализация? Каково значение социализации для личности?
14.Проанализируйте социализацию как социально-педагогическое и как общественно-культурное явление.
15.В общих чертах обрисуйте процесс социализации личности. Как проходят (должны проходить) возрастные этапы социализации личности. Какова взаимосвязь возраста человека и степени его социализи́рованности?
16.Раскройте понятие «социальный институт».
17.Детально проанализируйте все основные группы социально-психологических и политико-экономических факторов, влияющих на продуктивность социализации личности (по А.В. Му́дрику).
18.Какова специфика ми́крофакторов социализации личности?
19.Ме́зофакторы социализации личности и их специфика.
20.Ма́крофакторы социализации личности и их особенности.
21.Ме́гафакторы социализации как непреложные параметры социализации личности.
22.Каково значение условий социализации для развития личности? В каких социальных условиях человек становится социальной жертвой? В чём проявляется «викти́мное» поведение личности?
23.Объясните объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.
24.Опишите средства социализации и охарактеризуйте агентов социализации. Каковы основные подходы к проблеме социализи́рованности человека?
25.Проведите сравнительный анализ понятий «социализация», «де́социализация» и «ре́социализация».
26.Тщательно обрисуйте механизмы (социальные и психические формы) социализации личности: внешняя/внутренняя мотивация по С.Л. Рубинште́йну, интериоризация/экстериоризация по Л.С. Выго́тскому, идентификация/отчуждение по В.С. Му́хиной.
27.Рассмотрите такие социализацио́нные механизмы как адаптация, де́задаптация, ре́адаптация и пр.
28.Проанализируйте явление «конформизм/нонконформизм».
29.Раскройте смысл и значение понятия (явления) «социальная ситуация развития личности». Подробно расскажите о концепции Л.С. Выго́тского, объясняющей процесс социального развития личности в зависимости от имеющихся условий (ситуаций) социализации.
30.Обоснуйте положение о том, что психическое развитие человека детерминировано влиянием на него факторов среды и факторов наследственности.
31.Охарактеризуйте совместную деятельность и общение в качестве оснований и движущих сил развития человека, следуя концепции А.Н. Лео́нтьева.
32.Проанализируйте мотивы (внутренние побудители деятельности) и внешние мотивы (стимулы, раздражители окружающей среды) по С.Л. Рубинште́йну, - в качестве социализацио́нных аспектов.
33.В чём психологический и социальный смысл базовых механизмов социализации: интериоризация и экстериоризация? Проанализируйте социально-психологическое значение этих социализацио́нных форм, исходя из концепции Л.С. Выго́тского.
34.Рассмотрите социально-культурное развитие общества относительно социализацио́нных процессов «интериоризация» и «экстериоризация».
35.В каких формах взаимодействия общества и личности, социа́льно-психологи́чески проявляются социализацио́нные механизмы «идентификация» и «отчуждение»? Ответьте на данный вопрос, ориентируясь на концепцию В.С. Му́хиной.
Рекомендуемая по теме № 2 литература (раздел № I).
1.Андреева Г.М., Донцов А.И. Межличностное восприятие в группе. / Г.М. Андреева, А. И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 205 с.
2.Андреева Г.М., Белинская Е.П., Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. и др. Социальная психология в современном мире. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2002. – 335 с.
3.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008.
4.Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009.
5.Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.
6.Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости / А. И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 126 с.
7.Донцов А.И. Психологическое единство коллектива. / А. И. Донцов. – М.: Изд-во Знание, 1982. – 163 с.
8.Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. / А. И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.
9.Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Введение в практическую социальную психологию. / А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 123 с.
10.Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности. // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Жукова Ю.М., Петровской Л.А., Соловьёвой О.В. – М.: Изд-во Смысл, 1999. – С. 7-21.
11.Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии. // Социальная психология. Хрестоматия. / Составители: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2003. – С. 175-182.
12.Донцов А.И. Личность в группе: проблема сплочённости. // Социальная психология. Хрестоматия. / Составители: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2003. – С. 229-241.
13.Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра // Социальная психология. Хрестоматия. / Сост.: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 170-179.
14.Донцов А.И. Макробезопасность современного российского общества // Макропсихологические аспекты безопасности России. – М.: ОПТИМ ГРУПП, 2012. – С. 292-380.
15.Зинченко Ю.П., Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Зотова О.Ю. Макропсихологические аспекты безопасности России. Коллективная монография. – М.: ОПТИМ ГРУПП, 2012. – 664 с.
16.Донцов Д.А., Денисов А.А., Сенкевич Л.В. Социальная психология. Учеб.-метод. пособие по дисциплине «Социальная психология». Специальность 030301.65 «Психология». – ФГБОУ ВПО «ГКА им. Маймонида». – М.: Изд-во «Человек», 2010. – 80 с.
17.Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сухова Г.В. Детская возрастная психология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 203 с.
18.Донцов Д.А., Донцова М.В., Сухова Г.В., Матвеева О.В. Психология дошкольного возраста и готовность к школе: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 116 с.
19.Донцов Д.А., Донцова М.В., Матвеева О.В., Поляков Е.А. Психология общения. Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». Под ред. А.И. Донцова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 128 с.
20.Донцов Д.А., Донцова М.В., Сухова Г.В., Матвеева О.В. Психология подросткового возраста: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 134 с.
21.Донцов Д.А. Психология общения: Программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012. – 97 с.
22.Донцов Д.А. Роль общения в психическом развитии ребёнка. Программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012. – 76 с.
23.Майерс Д. Социальная психология. Перев. с англ. – СПб.: Питер Ком, 1998.
24.Молчанова Е.В., Донцов Д.А. Психология семейных отношений: Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов по специальности 030301.65 «Психология». – Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2011. – 84 с.
25.Мудрик А.В. Социализация человека. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004.
26.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. педагог. вузов. Под ред. В.А. Сластёнина. - 5-е изд., доп. – М.: Академия, 2005.
27.Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. – М.: МПСИ, 2006.
28.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Изд. 2-е, перераб. – М.: МПСИ, 2008.
29.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. - 9-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 2004.
30.Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: ИГУП, 1999.
31.Петровский А.В. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1990.
32.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001.
33.Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
34.Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
35.Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
ТЕМА № 3. «ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ».[8]
Общая характеристика разнообразных научных теорий развития и формирования личности. «Теория личности» как совокупность гипотез и положений о природе и механизмах развития личности. «Теория личности» в качестве не только доводов и объяснения, но и в качестве определённого рода предсказания поведения и деятельности человека, – согласно А.И. Подольскому.
Теории развития личности иностранных авторов.
I. Теория т.н. «мно́жественной личности» Уильяма (Вильяма) Дже́мса.[9]
«Личность формируется в процессе постоянного взаимодействия инстинктов, привычек и личного выбора. Человек не является единым целостным «Я», а представляем собой множество «Я», при этом некоторые сегменты связаны между собой в большей степени, чем другие», – У. Дже́мс. Структура личности по У. Дже́мсу: т.н. «Наше Я», «Биологическое Я», «Реальное Я», «Социальное Я», «Духовное Я».
II. «Психодинами́ческая» теория развития и структуры личности Зигмунда Фре́йда (Фро́йда).[10]
«Личность – это динамическая конфигурация процессов, находящихся в нескончаемом конфликте», – писал З. Фре́йд. Строение психического аппарата по З. Фре́йду: сфера неосознаваемого (бессознательное и предсозна́тельное – частично осознаваемое) и сфера сознания. Врождённые бессознательные влечения к жизни и смерти (э́рос и тана́тос) по З. Фрейду. Структура личности по З. Фрейду: «Оно» («Ид» или бессознательное), «Я» («Эго» или сознательное), «Све́рх-Я» («Су́пер-Эго» или на́дсознательное). Стадии т.н. психосексуа́льного развития личности по З. Фрейду, – оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия, латентный период, генитальная стадия.
Стадии возрастного развития, выделенные З. Фрейдом, являются сутью психоаналитической концепции периодизации возрастного развития индивида.Периодизация возрастного развития в психоанализе основана на интерпретации сущности личностной и возрастной динамики сексуальности (психосексуа́льное развитие личности как генеральный аспект личностного развития). Разделение периодов жизни человека на этапы, в психоанализе связывается с последовательно активизирующимися зонами (телесными областями) в которых находит свое удовлетворение базовая и основополагающая сексуальная и агрессивная энергия (исходящая из «Ид»), – т.н. «либидо» («либидо́зная энергия»). При этом, З. Фрейд считал, что при «нормальном» развитии каждый человек проходит определенные стадии развития либидо именно в выделенной им последовательности (См. Приложение № 3 к данному пособию).
III. Индивидуа́льная («индивидуалисти́ческая») теория развития личности Альфреда А́длера.[11]
«Личность – уникальная система мотивов, черт, интересов, ценностей; каждое действие человека несет печать свойственного именно ему жизненного стиля», – А. А́длер. Понятия «чувства общности», «чувства неполноценности» и «стремления к превосходству» по А. А́длеру.
Жизненный стиль личности и основные жизненные цели (задачи) любого человека – работа, дружба, любовь, – по А. Адлеру. Сменяемость этих целей как доминирующих (ведущих, первичных), замещающих (вторичных), третьестепенных на разных этапах развития личности и в разных возрастах. Социально-психологические установки (аттитюды) и типология жизненного стиля личности по А. Адлеру, – «управляющий» тип, «берущий» тип, «избегающий» тип, «социально-полезный» тип. А. Адлер полагал, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни,который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности,в попытках преодолеть которое и утвердить себя складываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым). Важно, чтобы стремление к превосходству,вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с социальным интересом,т.е. стремление к превосходству должно быть социально позитивно, включать стремление к благополучию всех людей. Если у человека социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими интересами и самозащитой. Социальный интерес должен развиваться в семье матерью через чувство сотрудничества, установление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы её внимания. Преувеличение здорового стремления постоянно преодолевать чувство неполноценности может переоформиться в комплекс неполноценности – навязчивую тенденцию преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности подчас через неадекватные действия, лишённые социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности, склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в калошу» других).
IV. Аналити́ческая (глуби́нная) теория развития психики личности Карла Густава Ю́нга.[12]
Сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное как основные элементы структуры личности по К.Г. Ю́нгу. Структура индивидуального бессознательного личности по К. Юнгу: «Я» («Эго»), как центральных компонент личного сознания, как бы собирающий все разрозненные элементы психики в единое целое; «Персона» (та часть нашей личности, какую мы показываем миру – какими мы хотим быть в глазах других людей); «Тень» (совокупность вытесненных представлений о самом себе); «Самость» (самостоятельное познание смысла жизни, соотносится с «Эго»); «А́нима» (источник ласки и влечений); «А́нимус» (источник непререкаемых суждений). Психологические типы личности по Карлу Юнгу. Направленность субъекта на внешний мир (экстраверсия). Направленность субъекта на внутренний мир (интраверси́я) как основные формы выраженности личности по К. Юнгу. «Индивидуализация» как стремление личности к целостности и к полному воплощению своих возможностей по К. Юнгу. Доминирование определённой психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции) в тех или иных психологических типах по К. Юнгу. Эмоциональный («чувственный»), мыслительный, интуитивный и «ощущающий» типы личности по К. Юнгу. Техника свободных ассоциаций в качестве одного из основных методов психиатрического исследования по К. Юнгу. Понятие «комплексы» в интерпретации К. Юнга. Отвержение К. Юнгом сексуальной интерпретации «либидо» З. Фрейдом. Понимание К. Юнгом «либидо» как общей психической энергии (принимающей разнообразные формы). Концепция К. Юнга о коллективном бессознательном (социально-психологическое «дополнение» индивидуального бессознательного «разработанного» З. Фрейдом). Теория К. Юнга об архетипах (архетип матери, архетип отца и пр.) как о неких массовых слабоосо́знанных представлениях. Архетип «Са́мости» («Эго» по З. Фрейду) в качестве центрального психического образования личности по К. Юнгу. Соотнесение К. Юнгом архетипа отца со структурой личности «а́нимус», архетипа матери со структурой личности «а́нима».
V. «Социокульту́рная» теория развития личности Карен Хо́рни.[13]
«Личность – это субъект, активно взаимодействующий с окружающим миром, - на личность более всего влияют социум и культура», – К. Хо́рни. Две основные потребности личности по К. Хорни: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Нереализация потребности в безопасности, – по К. Хорни, приводит к базальной враждебности или базальной тревоге, – т.н. базальной тревожности. Тревожность в качестве черты личности, – по К. Хорни. Базальная (базовая, личностная) тревожность и ситуативная тревожность. Тревожность как свойство личности и тревога как психическое эмоциональное состояние. Невротические потребности по К. Хорни: потребности в любви и одобрении; в руководящем партнере; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности; в безупречности. Категории («измерения») основных стратегий поведения (типов личности) по К. Хорни: ориентация к людям/на людей (уступчивый тип); ориентация от людей (обособленный тип); ориентация против людей (враждебный тип). «Образ Я» (включающий знание о себе и отношение к себе) адекватный или неадекватный, – по К. Хорни.
VI. «Эго-иденти́чная» теория развития личности Эриха Фро́мма.[14]
«Личность - это целостность врождённых и приобретённых психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным», – Э. Фро́мм. Личностная идентичность по Э. Фро́мму. Пять т.н. экзистенциальных[15] потребностей по Э. Фромму: потребность в установлении связей; потребность в преодолении; потребность в корнях; потребность в идентичности; потребность в системе взглядов и потребность в преданности. Т.н. непродуктивные типы характера по Э. Фромму: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный типы характера. Продуктивный тип характера по Э. Фромму:целостный, любящий и творческий индивидуум, – представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.
VII. «Эпигенети́ческая» теория развития личности Эрика Э́риксона.[16]
«Личность – это принятие целостного образа себя в единстве с многообразными социальными связями личности. Личность носит (имеет) биосоциа́льный и адаптивный характер поведения, центральным, ин