РАЗДЕЛ № I. «ВВЕДЕНИЕ В ДЕТСКУЮ ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ».

ТЕМА № 1. «ТЕЗАУРУС[1] ДЕТСКОЙ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ».[2]

«Детская возрастная психология» – это раздел психологической науки, исторически имеющий место в рамках научной отрасли «Психология развития и возрастная психология», изучающий психологию именно всех детских возрастов, – начиная с рождения и вплоть до юношеского возраста.

Тезаурус, предмет, задачи детской возрастной психологии соответствуют тезаурусу, предмету и задачам возрастной психологии и психологии развития в отношении детских и подростковых возрастов.

Разделы детской возрастной психологии.

● I. Прената́льная психология (направление (раздел), в основном, выделяется зарубежными авторами)), – изучается период от момента зачатия до процесса рождения.

● II. Ната́льная психология (активно развивающееся в настоящее время за рубежом направление), – изучаются психофизиологические особенности родового процесса и психофизиологические последствия процесса рождения для онтогенеза человека.

Далее следует раздел детской возрастной психологии, изучающий постната́льные возрастные пери́оды развития ребёнка и подростка.

● III. Детская психология (понятие «детская психология» было введено советскими авторами – классиками возрастной психологии). Раздел психологии детства включает в себя: психологию младенческого возраста, психологию раннего возраста, психологию дошкольного возраста, психологию младшего школьного возраста, психологию подросткового возраста. Таким образом, детская психология охватывает возрастной макропериод, начиная с мига рождения (первый самостоятельный вздох новорожденного воздухом окружающей его среды) и до наступления возраста 17-ти лет. Таким образом, 17-ть лет ― это тот возрастной рубеж, когда, по мнению широко известных учёных (см. выше пункт V.3. «Научно-методологическая база дисциплины»), начинается юношеский возраст (возраст ранней юности), что хронологически, как правило, на современном этапе совпадает с окончанием старшими подростками обучения в 11-м классе общеобразовательной средней школы (старший подростковый возраст научно-методологически аналогичен возрасту ранней юности, – это примечание научного редактора-рецензента настоящего пособия).

Возраст(в психологии) — это понятийная содержательная категория, служащая для обозначения временны́х характеристик индивидуального развития. Возраст(в самом общем смысле) – период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного временного момента (хронологический возраст). Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны, а динамичны, − они определяются действием общественно-исторических факторов, потребностями общества, т.е. – т.н. социальным заказом общества. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, детерминированную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую культурно-историческое происхождение. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения и присвоени видов и форм культуры общества, которые решаются развивающимся человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учётом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастов. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной взрослым деятельности ребёнка, либо активированы самой личностью (по Давиду Иосифовичу Фельдште́йну).

Психология развития и возрастная психология – научно-эмпирическая отрасль психологии, в которой изучаются параметры развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Психология развития и возрастная психология – научная и практическая отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти.

Психология развития изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, психология развития сосредоточивает исследовательское внимание на изучении непреложных механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему именно таким образом происходит развитие психики личности на конкретных возрастных этапах (по Артуру Александровичу Реа́ну).

Психология развития и возрастная психология – это целостная научно-практическая психологическая дисциплина, исследующая процесс психического существования и формирования человека от рождения до смерти.

При этом, «возрастная психология», «в широком смысле», в исследовательском плане концентрируется на филогенетических особенностях (закономерностях) конкретного возраста (периода онтогенеза), а «психология развития», «в широком смысле», научно-иссле́довательски сосредотачивается на наивысших уровнях (степенях) формирования психических функций (психических процессов) личности в онтогенезе на всех возрастных этапах.

Психология развития и возрастная психология базируется на общей психологии потому, что в психологии развития и возрастной психологии изучается образование, развитие и формирование всех тех основных компонентов, элементов, параметров, аспектов психики любого человека, которые исследуются общей психологией. Общая психология – это фундаментальная, основополагающая, базовая часть психологической науки. Общая психология – это основы психологического знания в целом, включающие в себя наиболее целостные закономерности функционирования психической деятельности. Общая психология является комплексной дисциплиной, содержащей три основных раздела: введение в общую психологию (изучается развитие психики в филогенезе); психические познавательные процессы (изучаются основополагающие, присущие всем людям в любом возрасте, базовые параметры ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи); психология личности (изучаются основополагающие, присущие всем людям в любом возрасте, базовые параметры потребностей и мотивации, темперамента и характера, задатков и способностей, эмоций и чувств, воли и волевой регуляции).

Закономерности психологии развития и возрастной психологии выступают в качестве научного основания научно-практических положений педагогической психологии. Педагогическая психология(от греч. pais (paidos) – дитя и ago – веду, воспитываю)) — научно-практическая отрасль психологической науки и практики, изучающая и разрабатывающая психолого-педагогическую проблематику обучения и воспитания (закономерности, тенденции, способы, методы, средства, технологии) детей, подростков, юношей, молодых людей и взрослых людей.

Развитие(в биологии)–это процесс генетически направленных, закономерных и последовательных изменений живого организма, приводящий к взаимосвязанным количественным и качественным преобразованиям живых особей с рождения до конца жизнедеятельности, – онтогенез; или в течение всего времени существования данного вида живых существ (в нашем случае – вида Homo sapiens – «человек разумный») на планете Земля, – филогенез.

Развитие (в психологии) – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека (по Артуру Александровичу Реа́ну).

Учёные различают две базовые формы развития:

1. Эволюционная форма развития – медленные, количественные изменения (по Чарльзу Да́рвину).

2. Скачкообразная(революционная) форма развития – фундаментальные преобразования в относительно короткие периоды времени, т.е. развитие через кризисы (периоды критического развития психики, когда происходят качественные скачки психического развития), перемежающиеся лити́ческими периодами (периодами «скрытого» развития, когда происходит количественное накопление психических изменений), – по Льву Семёновичу Выго́тскому.

Социальная ситуация развития личности –это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта (как ребёнка, так и взрослого) в социальной действительности (в обществе), отражённая в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми (по Льву Семёновичу Выго́тскому).

Предмет возрастной психологии и психологии развития – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе (по Ирине Владимировне Шапова́ленко).

Предмет детской возрастной психологии – онтогенетические закономерности развития психики ребёнка с рождения до юношеского возраста(по Даниилу Борисовичу Эльконину и Игорю Семёновичу Кону).

Возрастные психические новообразования –этопонятие, обозначающее собою нечто принципиально новое (ранее не имеющееся) в психическом развитии личности, появляющееся («проявляющееся») на определённом этапе онтогенеза. Формирование и развитие психических (психологических) новообразований и форм, – особенно характерно именно для детских и подростковых возрастов. Согласно Льву Семёновичу Выго́тскому, в психологии развития и возрастной психологии выделяются психические («в узком смысле»), социальные (психосоциальные), де́ятельностные (социально-психологические) новообразования.

Объект возрастной психологии и психологии развития – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе, нормальный, здоровый человек (по Грейс Кра́йг).

Объект детской возрастной психологии –ребёнок и подросток с рождения до юношеского возраста, то есть, – с первого дня жизни до возраста 17-ти лет (когда старший подростковый возраст заканчивается и начинается юношеский возраст, – уже качественно иной, имеющий свои специфические психические и социально-психологические закономерности протекания, онтогенетический этап развития человека).

Наши рекомендации