Обучение навыкам эффективного общения
Без многого человек может обойтись,
только не без человека.
Л.Берне
Взаимоотношения участников беседы определяют ее ограничения и возможности. Разговор с совершенно не известным нам человеком отличается от разговора с близким знакомым. Сложные взаимоотношения заставляют нас маскировать свои мысли. Беседа — это способ установления, укрепления или изменения взаимоотношений.
Взаимоотношения не могут быть постоянными и непрерывными. Они сложны и динамичны. Взаимоотношения испытывают влияние ряда факторов, включая:
• статус;
• власть;
• роль;
• симпатию.
Все эти факторы позволяют определить «территорию» беседы. Вы предпочитаете вступать в контакт на своей собственной территории. Частью любой беседы является определение этой территории и переговоры о том, позво- j лено ли другому человеку находиться в ее пределах.
Статус — это ранг, который вы присваиваете другому человеку по отношению к себе.
Люди присваивают друг другу тот или иной статус. Он выражается в уважительном, фамильярном или сдержанном отношении между людьми. Восприятие собственного статуса зависит от того, какой статус присваивают человеку окружающие.
Статус регулирует проведение беседы. Чувствуя себя на ступеньку ниже, вы можете соглашаться с любыми утверждениями вашего собеседника и при этом глубоко прятать свои идеи. Если вы чувствуете, что ваш статус выше, вы можете не принимать в расчет слова собеседника, уни-
жать, прерывать и даже игнорировать его. В действительности люди используют подобные приемы, чтобы утвердить или изменить статус взаимоотношений.
Статус может быть мгновенно снижен или разрушен.
Власть — это управляющее влияние одних людей на других. Если вы можете некоторым образом влиять или управлять чьим-либо поведением, значит, вы имеете власть над этим человеком.
Зачастую беседы бывают непродуктивны потому, что превращаются в борьбу за власть. Люди могут пытаться использовать различные типы власти в тот или иной момент беседы.
Кроме того, негативное влияние на беседу оказывает такой вид власти, как обольщение, соблазн. В этом случае вы делаете нечто, что не входило в ваши намерения. Ваш собеседник путем обольщения может заставить вас отклониться от интересующей вас темы. Соблазн во время беседы, как и все прочие виды обольщения, обычно осуществляется потому, что он приносит удовольствие. В результате вы постоянно прерываете беседу, обсуждаете маловажные темы и не достигаете поставленных целей.
Роль — это система поведенческих актов, которые люди ожидают друг от друга. Формальная роль может быть ясно определена в рабочем предписании. Назначенная вам неформальная роль является результатом опыта, который люди получили в беседах с вами.
Беседа может проходить крайне неудачно, если собеседники испытывают обоюдную неприязнь. Однако беседа может оказаться неудачной и потому, что участники испытывают друг к другу сильную симпатию!
Простое различение симпатии и антипатии может выглядеть слишком обобщенно. Вы можете ощущать влечение или антипатию к человеку в силу разных обстоятельств и зачастую не способны или не хотите сформулировать причины этого. Симпатия может запутать или даже совершенно изменить отношения, антипатия может приводить к конфликтам, вплоть до вендетты.
Таким образом, четыре перечисленных фактора влияют на Установление «территориальных» взаимоотношений в процессе беседы. Успешная беседа предполагает наличие общих интересов, то есть общей почвы для разговора.
Глава 3
Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную, или словесную, форму. При этом частично искажается смысл информации, час-тично происходит ее потеря. Гисберт Бройниг сформулировал девять правил успешной коммуникации:
1. Создайте грамотную, понятную и негромоздкую кон
струкцию предложения. Длинные предложения зат-
рудняют понимание, так как сложны и грамматически
не ясны. Для их понимания партнеру нужны сосредо
точенность и внимание. Кроме того, они затрудняют
понимание вопроса, смысл часто теряется в придаточ
ных предложениях.
2. Используйте короткие предложения (8-15 слов), в
которых сформулирована законченная мысль. Союзы,
такие как «и», «так как», «что», «но», «потому что» и
др., старайтесь не употреблять. Короткие предложения
всегда точны и наглядны.
3. Голос является самым сильным инструментом убеж
дения. Выразительность голоса воспринимается парт
нером не столько разумом, сколько чувством. Ваш го:;
лос вызывает симпатию или антипатию. Монотонность
речи часто является причиной неудачи в деловой ком
муникации.
4. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют
психологические функции: усиливают внимание, успо
каивают, подчеркивают сказанное и помогают сделать
передышку.
5. Расширяйте свой активный словарь. Качество и ко
личество словаря усиливают влияние высказывания.
Пассивный словарь (слова, которые способна фикси
ровать память) в зависимости от уровня образования
состоит из 30-50 тысяч слов. Активный словарь (сло
ва, которыми пользуются при спонтанной речи) состо
ит из 3-12 тысяч слов.
6. Чаще используйте в речи глаголы, а не существитель
ные. Глаголы придают высказыванию наглядность, а в
существительных большей частью заложено абстракт
ное смысловое значение. Под словами «школа», «перо»*
«дом», «машина» каждый может себе представить со
ответствующий предмет с конкретными индивидуаль
ными различиями. Использование же глаголов помога
ет формировать из неясного представления конкрет-
Обучение навыкам эффективного общения • 37
ную картину. Обходитесь по возможности без прилагательных — они могут быть восприняты с отличной от вас экспрессивной окраской.
7 Используйте активную, а не пассивную форму глагола. В активной форме глагол становится более живым. Например: «Я пригласил его», а не «Он был мною приглашен». Пассив воздействует безлично, создает дистанцию между партнерами и несет минимальную эмоциональную нагрузку.
8. Не используйте безличные формулировки. Дистанци
онно и безлично действуют формулировки типа «Соглас
но этому можно понять, что...», равно как и приводимые
большие числа. Сослагательное наклонение — «Я бы
сказал...», «Я бы полагал...», «Я имел бы (был бы)...», «Я
должен бы...» — не выражает решительного поступка,
а скорее создает дистанцию между собеседниками.
9. Серьезная проблема возникает тогда, когда партнер не
до конца понимает или иначе истолковывает смысл
слова или высказывания, который вы в них вкладываете.
Значение сказанного слова партнер либо расширяет, либо
сужает. Чем абстрактнее понятие, тем многозначнее его
можно интерпретировать. Поэтому целесообразно уже в
самом начале разговора разъяснить понятие, сообщив
партнеру, что вы конкретно понимаете под ним.
Перечисленные правила подчеркивают неразрывность
вербальных и невербальных характеристик процесса общения.
Уровни общения
Общение происходит на примитивном уровне, если Партнеры грубы, обращаются друг с другом как с неодушевленными предметами, контактируют только потому, Что им друг от друга (или одному из них) что-то надо. Приоры такого общения: «Дайте пройти, закурить и т. п.», "Чтобы в понедельник был отчет!», «Мне нужна чистая рубашка!»
Если в отношениях партнеров чувствуется неискренность, ощущение какой-то фальши, игры — это общение на манипулятивном уровне. Часто бывает так, что один
партнеров оказывается игрушкой в руках другого, хотя
он этого до поры до времени не ощущает. В таком случае
38 Ф
Глава 31
Обучение навыкам эффективного общения
• 39
тоже существует отношение к человеку как к предмету, необходимому для достижения какой-то цели, но обращение с ним может быть весьма пристойным.
Можно говорить о ролевом (стандартизированном), уровне общения, если партнеры действуют в предела^ своих социальных ролей: например, предусмотренное этикетом поведение в магазине, в гостях, в транспорте, на работе. Такое общение называют «контактом масок». На этом уровне с партнером общаются как с исполнителем соответствующей роли.
Когда же в партнере видят личность, с настроением и мнением которой нельзя не считаться, стремятся найти оптимальное друг для друга решение проблемы, можно говорить о конвенциональном уровне общения, уровне со* глашения. Этот уровень общения доступен людям доброжелательным, с высокими моральными нормами и обще§ культурой.
Общение на деловом уровне происходит между партнерами, которых связывают отношения сотрудничества, когда они видят друг в друге товарищей по общему делу.
Игровой уровень превосходит предыдущие тонкостью содержания и богатством оттенков. Его называют празд-ч ничным общением. Оно часто украшает отношения ста! рых друзей, характерно для влюбленных.
Духовный — высший уровень человеческого общения. Партнер воспринимается как личность, носитель духову ного начала.
Ситуации общения
Культура общения предполагает умение правильно распознать ситуации общения и смысл действия партне-j ра и на основе этого построить свое поведение.
Ситуации общения чрезвычайно разнообразны. Но исходя из цели, с которой люди вступают в общение, можн0 выделить некие базовые, типовые ситуации, для каждой из которых свойственны свои особенности взаимодей-ствия.
Целью вступления в контакт может быть стремление! добиться от человека определенных действий. Такое об-щение называют деятельностным или целевым. К парт-неру относятся как к средству для достижения цели. Ме-
ханизм восприятия партнера — стереотипизация. Общение происходит на примитивном либо на манипулятив-ном уровне. Для достижения цели манипуляция используется чаще, поэтому эту базовую ситуацию общения часто называют манипулятивным общением. Манипулятор выбирает себе тот образ, который окажет большее влияние на партнера, то есть он манипулирует не только партнером, но и собой. Поэтому люди, которые преуспевают в манипулятивном общении, со временем часто становятся не способными ни к какому другому общению.
Если в контакт вступают представители разных социальных групп (продавец и покупатель, библиотекарь и читатель, контролер и пассажир и т. д.) или лица, занимающие разное положение внутри одной социальной группы (начальник и подчиненный, хозяин и гость), с целью подтвердить свое положение в обществе или внутри группы, такое общение называется социальным или межгрупповым. Оно происходит на ролевом, стандартизованном или деловом уровне, и, конечно, здесь возможен (как и в первой базовой ситуации) выход на конвенциональный и вышележащие уровни. Для межгруппового общения наиболее характерен ролевой уровень, поэтому его часто называют ролевым или ритуальным.
Механизм восприятия партнера при таком общении — стереотипизация, отношение к партнеру как к атрибуту, без которого общение невозможно, манера держаться в соответствии с собственной социальной ролью или положением внутри социальной группы. Способ ведения бесе-Ды, выбор языковых средств, темы разговора диктуются правилами этикета — бытового или делового. В гостях и в сфере обслуживания разногласия стремятся затушевать, обойти. За праздничным столом не рекомендуется затра-гивать темы, которые могут вызвать спор. В случае же воз-икновения разногласий не следует стремиться сделать всех своими единомышленниками. Запрещены выраже-ния типа: «Неправда», «Вы не правы», «Этого не может ^быть» и т.п. В крайнем случае, можно сказать: «По-моему, это не совсем убедительно» или «Возможно, вы правы, но
мне трудно согласиться с вами» и т. д.
наконец, в межличностное, или психологическое,
общение вступают ради самого процесса общения. Оно
Т
Глава 3 \
Обучение навыкам эффективного общения
Т 41
происходит на игровом и духовном уровнях. Механизм восприятия партнера — эмпатия: вчувствование, сопе-* реживание. Отношение к партнеру - как к индивидуальности, неповторимой личности. Такое общение часто на* зывают дружеским. В таких контактах ваше положение в обществе не имеет никакого значения, вы представляете сами себя. Манера поведения — естественная, способ ведения беседы зависит от ситуации. Возникающие разногласия друзья стремятся устранить в дискуссиях, которые иногда могут быть весьма горячими, но их отличает уважение к собеседнику и его мнению.
Умение распознать, в какой ситуации общения вы находитесь и как правильно себя в ней вести, позволяет из-бежать многих конфликтов, способствует успеху дружен ких и деловых контактов.
Содержательно навык установления социальных контактов можно подразделить на простые (когнитивные иповеденческие) сегменты.
1. Решить, нужны ли мне новые знакомства. Определить,
с какого рода людьми хотел бы познакомиться.
2. Найти места, в которых нужные люди собираются боль
шими или малыми группами.
3. Чаще появляться в местах, где бывают интересные
люди.
4. Чаще обращаться к интересным людям с просьбами,
простыми вопросами и т. д.
5. Говорить о себе интересные вещи некоторое время.
6. Вовремя замолчать и слушать партнера.
7. Подчеркивать общее, а не различное.
8. Найти повод и договориться о новой встрече.
Если вы готовы следовать этой схеме, то новые зна комства вам обеспечены.
Стили слушания
Обычно манера слушать не контролируется. Она складывается у человека стихийно и зависит от его пола, психического склада, занимаемого служебного положений, профессии.
Различают мужской и женский стили слушания. Мужской стиль характеризуется вниманием к содержанию разговора. Само слушание длится 10-15 секунд. Как толь-
ко становится ясно, о чем идет речь, перебивают собеседника словами: «Понятно. Дальше» или открыто выражают несогласие. Женский стиль слушания характеризуется большим вниманием к эмоциональной стороне сообщения, самому процессу общения, а не к содержанию разговора. Женщины лучше понимают чувства говорящего, видят его как личность, реже перебивают.
Оба стиля слушания имеют достоинства и недостатки. Мужской стиль слушания может вызвать у собеседника дискомфорт, а то и помешать ему высказаться; женский стиль в отдельных ситуациях может быть малоэффективным. В особенностях мужского и женского стилей слушания скрыты причины того, почему женщины стараются уйти от крикливого начальника, мужчины же никогда не расстанутся с работой по этой причине. Если руководитель объясняет задание грозным тоном, женщина может не понять, что он говорит; для мужчины же это — не препятствие.
Тем, кто обнаружил у себя недостатки мужского стиля слушания, можно посоветовать давать собеседнику время высказаться. Не все в состоянии сразу точно выразить суть дела. Если говорящего перебить, он может смутиться и вообще не добраться до нее. Умение слушать требует доброжелательности и терпения. Отсутствие этих качеств приводит к конфликтам в общении.
Если вы склонны идти на поводу у эмоций говорящего, заражаться его настроением, нужно сосредоточиваться на информационной стороне разговора. Расположитесь немного дальше обычного от эмоционального собеседника и вслушивайтесь в смысл его слов, а не в интонацию.
Типы слушания
Процесс слушания имеет два этапа. На первом происходит собственно слушание собеседника. На втором этапе после обдумывания и, если нужно, уточнения сказанного выражают свое отношение к услышанному.
Пассивный тип слушания уместен, когда вы чувствуе-те, что нужно помочь собеседнику высказаться: партнер не уверен в себе и говорит медленно, с паузами, или у него быстрая, сбивчивая речь. Обычно статус человека, нуждающегося в пассивном слушании, ниже статуса слу-
42 % |
Глава 3
шающего. Например: начальник выслушивает подчиненного, старший младшего, врач пациента.
На первом этапе не следует перебивать говорящего, ограничивая свое участие в беседе короткими репликами типа: «Да, понимаю», «Это интересно». Постарайтесь не переусердствовать, демонстрируя свое внимание: пристальный взгляд в глаза или в рот могут смутить любого, а преувеличенное отражение чувств вызвать недоумение.
Когда собеседник останавливается, уместны слова: «Продолжайте, прошу вас», сочувственное молчание или одобрение высказанного.
Чаще всего необходимо активное слушание. Его цель — получить как можно больше информации от партнера. Но почему же человека, который хочет нам что-то сообщить, мы не должны выслушать пассивно? Вот причины:
1) собеседник не всегда умеет четко и определенно выра
зить свои мысли;
2) собеседник может избегать открытого самовыражения
или намеренно скрывать информацию;
3) вследствие многозначности слов и выражений возмож
но неправильное истолковывание сообщения.
Активное слушание отличается от пассивного тем, что
на первом этапе допускается перебить говорящего уточняющим вопросом; «Что вы имеете в виду?», «Простите, я не понял...» и т. п., чтобы выяснить смысл выражения или слова.
Когда собеседник умолкает, уместно задать наводящий вопрос, который заставит его рассказать о каких-то не затронутых им сторонах дела.
Стимулировать беседу можно и побуждением — прямой просьбой остановиться на таком-то моменте.
К приемам активного слушания относится и перефразирование — новая формулировка сообщения для проверки его точности. Применяется, если собеседник выражается неясно. Начать перефразирование можно так: «Вы штите сказать, что...» или «Вы имеете в виду, что...». В том :лучае, когда партнер специально затемняет суть дела, такой прием позволяет выявить его истинные соображения.
Весьма эффективен прием резюмирование — подытоживание основных идей и чувств собеседника, например: «Итак, если я вас правильно понял...»
Обучение навыкам эффективного общения_____ % 43
Когда значение сообщения выяснено, можно высказать свое мнение или совет.
Чтобы поддержать расстроенного собеседника, применяют эмпатическое слушание, состоящее в передаче говорящему чувства сопереживания, что выражается в позе, жестах, мимике, взгляде, репликах одобрения или сочувствия: «Конечно...», «Еще бы...», «Я понимаю...» и т. д. Эмпатическое слушание целесообразно лишь тогда, когда удается точно понять эмоциональное состояние собеседника.
Необходимость ритуального слушания может появиться в официальной обстановке. Встретив старого знакомого в ситуации, не располагающей к обстоятельной беседе, следует ограничиться ритуальным приветствием и, задав формальный вопрос: «Как дела?», не добиваться подробного ответа. Вам нужно лишь вежливо выслушать, а затем сказать нечто вроде: «Рад за тебя» или «Надеюсь, скоро все наладится».
Упражнения
Упражнение «Подход» Цель:
• развитие навыков манипулятивного поведения в типо
вых ситуациях общения.
Ведущий предлагает студентам разыграть различные ситуации манипулятивного общения. Например: вам необходимо попасть на киносеанс, а вы забыли билет. Найдите подход к билетерше, если это:
а) молодая симпатичная девушка;
б) женщина средних лет, которая стремится выглядеть
моложе;
в) сурового вида старуха.
Упражнение «Принуждение» Цель:
• развитие навыка распознавать манипуляции и противо
стоять им.
Студенты разбиваются на пары. Нужно найти способ вьнудить «знакомого» сделать то, что ему не по душе, а тому — найти способ отказать «нахалу».
Примеры просьб:
44 |
Глава 3
1) Я слышал о вас как о человеке, который никогда нико
му не отказывает. Не могли бы вы одолжить 50 долла
ров? Мне скоро должны вернуть долг, и я сразу же вам
отдам.
2) Неужели вы откажетесь принять участие в этом вече
ре? Мы ведь не всех приглашали. Но нам известно, что
вы-то знаете толк в настоящем искусстве!
Найденные студентами приемы манипулирования и
защиты от них обсуждаются и комментируются.
Упражнение «Слепое слушание» Цель:
• обучение навыку эффективной передачи информации
без обратной связи.
Упражнение выполняется в парах. Одна или две пары выполняют упражнение, остальные наблюдают. Члены пары садятся за стол так, чтобы не видеть рук друг друга (за преградой или спиной друг к другу). Каждому члену пары дается по 7 спичек, одному из них ведущий составляет из 7 спичек фигуру. Задача этого члена пары объяснить другому, как лежат спички, чтобы тот смог выложить из своих спичек точно такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер, и задавать друг другу какие-либо вопросы. Затем преграда снимается, сравниваются результат и образец. Студенты обсуждают трудности, которые они испытывали в ходе выполнения упражнения.
Упражнение «Опоздание» Цель:
• отработка навыка успешного поведения в проблемных
ситуациях.
Ведущий предлагает разыграть ситуации «Опоздание»:
• на свидание с другом;
• домой после обещанного срока возвращения;
• на деловую встречу.
По условию, опоздание столь значительно, что ожидающий уже выведен из терпения.
Бесконфликтный выход из создавшейся ситуации появится в том случае, если удается занять психологическую позицию и стимулировать психологическую позицию партнера.
Обучение навыкам эффективного общения_____ • 45
Упражнение «Новые знакомства» Цель:
• определение круга людей для знакомства.
Ведущий предлагает студентам определить, хотят ли
они найти новых знакомых. Для этого необходимо завершить следующие фразы:
— Мне интересно было бы познакомиться с...
— Я хотел бы чаще встречаться с людьми, которые...
— Я давно хочу поближе познакомиться с...
Задача каждого участника группы — произнести по 3 таких фразы.
В ходе выполнения упражнения тренер или участники группы могут задавать дополнительные вопросы, например:
— А почему эти люди вам интересны?
—- А что мешает с ним (ними) познакомиться?
Упражнение «Приветствие» Цель:
• развитие навыка установления контакта.
Ведущий предлагает студентам поприветствовать в
течение минуты как можно большее количество членов группы. Можно приветствовать одного участника несколько раз. Время выполнения 5-7 минут.
Затем необходимо обсудить упражнение, задав вопросы;
— Как вы чувствовали себя во время упражнения?
— Контакт с кем из членов группы вам запомнился?
— Что, по вашему мнению, к этому привело?
Упражнение «Приветствие без слов» Цель:
• развитие навыка установления контакта на невербаль
ном уровне.
Ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас мы попробуем поприветствовать в течение трех минут как можно большее количество членов группы — но без слов, используя лишь возможности нашего тела, взгляда, мими-ки и жестикуляции. Можно приветствовать одного участ-ника несколько раз. Постарайтесь попробовать как мож-но больше разных возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке».
%
навыкам эффективного общения
47
Во время обсуждения рекомендуем задавать вопросы.
• Какие варианты приветствия вам больше всего понра
вились?
• Какое количество возможностей невербального при
ветствия вам удалось использовать?
• Как партнер реагирует на приветствие, со
провождаемое дружественным невербальным поведе
нием?
• Как партнер реагировал на прикосновения или умень
шение дистанции?
Упражнение «Сбор фраз для контакта» Цель:
• развитие навыка установления первого контакта.
Упражнение проводится по схеме мозгового штурма.
На доске записываются фразы в две колонки:
1. Обратиться к незнакомому человеку можно с фразой:
2. Эта фраза уместна в следующей ситуации:
Тренеру лучше воздержаться от подсказок. В каждой воз
растной или культурной группе существуют свои собствен
ные нормы обращения к незнакомому человеку. Обычно
студенты достаточно легко выполняют это упражнение,
и в итоге появляется довольно обширный список контакт
ных фраз, который, при наличии времени, можно поста
раться классифицировать и выбрать универсальные.
Ролевая игра «Контакт» Цель:
• обучение навыку начинать разговор с незнакомыми
людьми.
Предлагается ситуация.
Рано утром на остановке автобуса (время, место) вы видите мужчину (женщину) вашего возраста, которую уже не раз там встречали (партнер). Нужного вам автобуса долго нет, и вы обращаетесь к партнеру с чем-либо и произносите короткое (2 минуты) сообщение на любую из подготовленных вами тем (ваши действия).
Студентам предлагается выбрать из списка (смотри упражнение «Сбор фраз для контакта») подходящую для установления контакта фразу, а затем сделайте короткое сообщение на интересную тему.
Ведущий напоминает о необходимости: следить за тем, чтобы не нарушалось личное пространство партнера; улыбаться и держаться максимально дружественно; при желании партнера высказаться замолкать и внимательно слушать.
Необходимо обсудить результаты игры. Каждому студенту дается слово для высказывания.
Упражнение «Контакт с группой» Цель:
• обучение навыку установления контакта с группой.
Ведущий предлагает каждому студенту обратиться ко
всем присутствующим с коротким сообщением о себе. В этом сообщении участнику необходимо рассказать о том, что он любит охотно делать, о своем хобби, актуальных интересах и занятиях.
Инструкция ведущего может звучать так: «Для начала поздоровайтесь, сделайте группе один общий комплимент, а затем начинайте говорить. Если будете чувствовать, что слов не хватает, то снова делайте комплимент группе. Постарайтесь вести себя так, как ведете себя с близкими знакомыми. Улыбайтесь и иногда смотрите в глаза кому-нибудь из членов группы».
В обсуждении упражнения студенты должны ответить на вопросы:
— Что в прозвучавших сообщениях было интересно?
— Какое сообщение привлекло ваше внимание?
Ролевая игра «Договориться о встрече» Цель:
• развитие умения договариваться о новой встрече.
Используются ситуации, предложенные самими участ
никами.
Необходимо в завязавшемся разговоре найти повод для назначения новой встречи.
Примеры:
Если вы говорили о психоанализе — пообещайте прилети книгу о Фрейде и спросите, если говорили об опере —. пригласите в оперу, если о способе приготовле-ния буженины — пообещайте сами показать, как она готовится.
48%
Глава 3
Задача студентов — найти в завязавшемся разговоре тему, которая может привести к новой встрече.
Упражнение «Все хорошее за 100 секунд» Цель:
• обучение навыкам вызывать к себе симпатию.
Группа разбивается на пары (при нечетном количестве
участников в работу включается тренер) следующим образом. Закрыв глаза, каждый должен сначала прикоснуться рукой к одной из стен помещения и лишь затем найти себе пару из числа тех, кто тоже успел прикоснуться к стене, Если найденный участник ещё не дошел до стены, он прямо говорит об этом.
Затем в парах нужно рассказать о себе самое лучшее, самое интересное. Сначала говорит один, а другой внимательно слушает и отсекает самоуничижительные фразы. Через 100 секунд идет смена ролей.
По истечении времени студенты собираются в круг и рассказывают, что хорошего они узнали о другом.
Упражнение «Прелестная штучка» Цель:
• развитие навыка привлечения внимания собеседника^
Ведущий просит студентов показать имеющуюся при
себе вещь, которая им очень нравится, и рассказать о ней и о своем отношении к этой вещичке, о своих чувствах по этому поводу.
Упражнение «Конкретные комплименты» Цель:
• развитие умения расположить к себе собеседника.
Ведущий предлагает посмотреть на других участников
группы, найти что-либо, что вам нравится в поведении одного из них. Скажите ему следующую фразу:
— У тебя лучше, чем у меня, получается...
— У тебя так же хорошо, как и у меня, получается...
Концентрироваться нужно на конкретных особенное
тях поведения, а не на абстрактных качествах.
ГЛАВА Ч.