И прогнозирования поведения партнеров
В процессе взаимодействия люди выдают огромное количество информации в виде вербальных и невербальных сигналов. Следовательно, важно точно анализировать сигналы и понимать их. Только в том случае, если человек адекватно воспринимает эту информацию от других людей, он может правильно не только выстроить стратегию общения и взаимодействия с другим человеком, но и внести поправки в свое собственное поведение, которые необходимы для получения желаемого результата.
Таким образом, в ситуации общения более успешен тот, кто проявляет активность не только в самом процессе беседы, а тот, кто активно готовится и планирует его с учетом индивидуальных особенностей своего оппонента.
Исходя из этого, объективно необходимым и важным является рассмотрение факторов, которые могут помочь в формировании целостного образа партнера по общению.
Но довольно часто на создание этого образа просто нет времени. Он должен быть сформирован уже в процессе беседы, т. е. возникнуть при первой встрече. Следовательно, необходимо иметь на вооружении ряд факторов, выделив которые, можно быстро осознать полученную информацию. Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ, главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную, не всегда верную оценку неизвестных еще пока свойств и качеств. Такая ошибка может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном и длительном общении первое впечатление (механизм «грубой настройки») не позволяет достаточно глубоко и объективно понять актуальное эмоциональное состояние, намерения и отношение к нам парт-
нера по общению. «Тонкая настройка» восприятия и понимания при межличностном общении осуществляется за счет механизмов идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии и каузальной атрибуции.
Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — перенесением свойств другого человека на себя. При идентификации человек прогнозирует свои мысли и поступки, уподобляя их мыслям и поступкам другого человека в подобной ситуации (как бы другой действовал на моем месте). Гораздо реже проявляется другой механизм — персонификация, т. е. перенесение своего «я» на других людей в процессе сравнения себя с ними.
Очень близка к идентификации эмпатия, сопереживание, т. е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого. Реализация этого механизма возможна в случае принятия партнера по общению в качестве безусловной ценности. Принятие другого нерасторжимо связано с доверием, готовностью самому раскрыться навстречу другому, стать для него объектом переживания.
Аттракция — умение добиться благоприятного, стойкого, положительного отношения собеседника к нам; формирование благосклонности другого человека; способность позитивно расположить, настроить его по отношению к нам. При этом используется подчеркивание незаурядности партнера по общению, благоприятное суждение о нем, оказание ему услуг. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или глубокого интимно-личностного отношения.
Рефлексия — механизм самопознания в процессе об-Щения, в основе которого лежит способность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто познание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный Удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств путем выяснения причин поведения
20%
Глава 2
Развитие навыков анализа и прогнозирования...
субъекта. Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т. е. привычные объяснения своего и чужого поведения. Так, например, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае же пристрастия к обстоятельной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе. Кроме этих схем, были выявлены и некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в зависимости от того, был ли он участником (соучастником) или наблюдателем.
Естественно, что созданный образ партнера по общению, будет связан с присущим именно вам способом толкования и объяснения мира. Следовательно, является закономерным стремление к выявлению факторов, способствующих наиболее объективному формированию этого образа, который служит основой адекватного отношения к партнеру.