Психология восприятия, познания и понимания людьми друг друга
В процессе общения необходимо взаимопонимание (понимание партнера и принятие).Большое значение имеет понимание как воспринимается партнер, каким я его вижу и чувствую
Социальная перцепция-процесс восприятия социальных объектов; процесс формирования в сознании людей образов других людей, себя, групп как результат восприятия и понимания людьми друг друга.
Межличностная перцепция-процесс восприятия человека человеком через внешние признаки, соотнесение их с его личными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.
Вступая в общение как личность, человек воспринимается п/о как личность, возникшие впечатления играют регулятивную роль в процессе общения, т.к. познавая другого, мы познаем себя и от точности «прочтения» другого человека зависит успешность взаимодействия.
Представление о другом тесно связано с собственным самосознанием:
1) богатство представлений о себе определяет богатство представлений о другом
2) чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о себе.
«Человек смотрится в другого как в зеркало» К.Маркс
«Личность становится тем, что она есть в себе через то, что она представляет собой для других» Л.С.Выготский
Анализ осознания себя через другого включает 3 механизма:
Идентификация- отождествление себя с другим, т.е. предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на место другого
Эмпатия- стремление эмоционально откликнуться на проблему. Ситуация партнера чувствуется, вызывает сочувствие.
Идентификация и эмпатия отражают принятие в расчет поведения, мыслей и чувств Другого.
А как партнер воспринимает меня?
Рефлексия-механизм самопознания в общении, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнерами по общению.
- процесс зеркальных отражений друг друга
В данной ситуации даны 10 человек:
I | II |
Я – реальное Я зеркальное Я -такой какой есть в реальности Я -для другого Я -в представлении другого (Я- экспертное) | Я – реальное Я зеркальное Я -такой какой есть в реальности Я -для другого Я -в представлении другого (Я- экспертное) |
Содержание межличностного воприятия
Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить систему интерпретации его поведения, причин поведения
В обыденной жизни люди не знают действительных причин поведения людей или знают недостаточно, поэтому начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения
Приписывание осуществляется: -либо на основе сходства поведения Другого с каким-либо образцом, имевшемся в вашем опыте
-либо на основе анализа собственных мотивов в подобной ситуации, таким образом, возникает целая система приписывания
Отрасль социальной психологии «Каузальная атрибуция» исследует эти процессы. Исследования направлены на изучение попыток «рядового человека» понять причину и следствие событий, что включает интерпретацию своего поведения и чужого, выступая основой межличностного восприятия.
Приписывание возникает в условиях дефицита информации.
Мера и степень приписывания зависят от:
1) уникальности/типичности поступка
Типичное поведение приписывается ролевыми образцами, легче интерпретируется
2) социальной желательности/нежелательности
Социально нежелательное поведение вызывает множество интерпретаций, т.е. простор для приписывания
Виды:
- Внутренняя (поиск внутренних причин, характерна для наблюдателя)
- Объектная (поиск причин в поведении объекта)
- Внешняя (поиск причины в ситуации, характерна для участника)
Существует зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия
Пример. Экспертам предложили оценить решения математических задач детьми. Но предварительно им рассказали, что в первой группе испытуемых учатся отличники и послушные дети («любимые»), а во второй слабо успевающие, непослушные («нелюбимые»). «Любимые» при допущении ошибок в решении задач оценивались все равно позитивно, их оправдывали. «Нелюбимые»ошибок почти не допускали, но эксперты к ним сильно придирались и оценивали негативно.
В эксперименте показан феномен «социальной установки»
Фундаментальная ошибки атрибуции – тенденция переоценивать значение внутренних факторов при объяснении человеческого поведения и недооценивать роль ситуации.
Пример. После гибели принцессы Дианы королева Елизавета неделю не давала никаких интервью СМИ. Общественное мнение интерпретировало этот факт как причастность королевы к трагическому событию и радость из-за произошедшего. Ситуация стала угрожающей. Тогда в прессу потупила следующая информация: «Елизавета неделю не общалась с прессой, т.к.она бабушка несчастных внуков, которых она и утешала всю неделю»