Психология восприятия, познания и понимания людьми друг друга

В процессе общения необходимо взаимопонимание (понимание партнера и принятие).Большое значение имеет понимание как воспринимается партнер, каким я его вижу и чувствую

Социальная перцепция-процесс восприятия социальных объектов; процесс формирования в сознании людей образов других людей, себя, групп как результат восприятия и понимания людьми друг друга.

Межличностная перцепция-процесс восприятия человека человеком через внешние признаки, соотнесение их с его личными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

Вступая в общение как личность, человек воспринимается п/о как личность, возникшие впечатления играют регулятивную роль в процессе общения, т.к. познавая другого, мы познаем себя и от точности «прочтения» другого человека зависит успешность взаимодействия.

Представление о другом тесно связано с собственным самосознанием:

1) богатство представлений о себе определяет богатство представлений о другом

2) чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о себе.

«Человек смотрится в другого как в зеркало» К.Маркс

«Личность становится тем, что она есть в себе через то, что она представляет собой для других» Л.С.Выготский

Анализ осознания себя через другого включает 3 механизма:

Идентификация- отождествление себя с другим, т.е. предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на место другого

Эмпатия- стремление эмоционально откликнуться на проблему. Ситуация партнера чувствуется, вызывает сочувствие.

Идентификация и эмпатия отражают принятие в расчет поведения, мыслей и чувств Другого.

А как партнер воспринимает меня?

Рефлексия-механизм самопознания в общении, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнерами по общению.

- процесс зеркальных отражений друг друга

В данной ситуации даны 10 человек:

I II
  Я – реальное Я зеркальное Я -такой какой есть в реальности Я -для другого Я -в представлении другого (Я- экспертное)     Я – реальное Я зеркальное Я -такой какой есть в реальности Я -для другого Я -в представлении другого (Я- экспертное)  

Содержание межличностного воприятия

Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить систему интерпретации его поведения, причин поведения

В обыденной жизни люди не знают действительных причин поведения людей или знают недостаточно, поэтому начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения

Приписывание осуществляется: -либо на основе сходства поведения Другого с каким-либо образцом, имевшемся в вашем опыте

-либо на основе анализа собственных мотивов в подобной ситуации, таким образом, возникает целая система приписывания

Отрасль социальной психологии «Каузальная атрибуция» исследует эти процессы. Исследования направлены на изучение попыток «рядового человека» понять причину и следствие событий, что включает интерпретацию своего поведения и чужого, выступая основой межличностного восприятия.

Приписывание возникает в условиях дефицита информации.

Мера и степень приписывания зависят от:

1) уникальности/типичности поступка

Типичное поведение приписывается ролевыми образцами, легче интерпретируется

2) социальной желательности/нежелательности

Социально нежелательное поведение вызывает множество интерпретаций, т.е. простор для приписывания

Виды:

  • Внутренняя (поиск внутренних причин, характерна для наблюдателя)
  • Объектная (поиск причин в поведении объекта)
  • Внешняя (поиск причины в ситуации, характерна для участника)

Существует зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия

Пример. Экспертам предложили оценить решения математических задач детьми. Но предварительно им рассказали, что в первой группе испытуемых учатся отличники и послушные дети («любимые»), а во второй слабо успевающие, непослушные («нелюбимые»). «Любимые» при допущении ошибок в решении задач оценивались все равно позитивно, их оправдывали. «Нелюбимые»ошибок почти не допускали, но эксперты к ним сильно придирались и оценивали негативно.

В эксперименте показан феномен «социальной установки»

Фундаментальная ошибки атрибуции – тенденция переоценивать значение внутренних факторов при объяснении человеческого поведения и недооценивать роль ситуации.

Пример. После гибели принцессы Дианы королева Елизавета неделю не давала никаких интервью СМИ. Общественное мнение интерпретировало этот факт как причастность королевы к трагическому событию и радость из-за произошедшего. Ситуация стала угрожающей. Тогда в прессу потупила следующая информация: «Елизавета неделю не общалась с прессой, т.к.она бабушка несчастных внуков, которых она и утешала всю неделю»

Наши рекомендации