Комплиментарные (взаимодополнительные) транзакции
Реакция соответствует сообщению. На родительскую позицию следует детская реакция. На взрослую v взрослая. На детскую v родительская.
Пример комплиментарной с пристройкой сверху
Врач | Пациент | ||
Доверься мне, все будет хорошо. | Готов слушаться во всем. | ||
Пример комплиментарной транзакции с пристройкой ?на равных¦
Врач | Пациент | ||
Шансов мало, но сделаем все возможное | Спасибо за прямоту, постараюсь быть мужественным. | ||
Пример комплиментарной транзакции с подстройкой снизу
Врач | Пациент | ||
Прямо не знаю, как быть- Положение серьезное, я теряюсь- | Не волнуйтесь, при ваших знаниях и опыте моя болезнь v пустяк. | ||
Перекрестные (мнимые, неудавшиеся) транзакции
Источники психологических конфликтов. Любые некомплиментарные транзакции, например:
Муж | Жена | ||
Ты меня все время критикуешь! | Ну, конечно, я во всем виновата! | ||
Скрытые транзакции
Включают более двух эго-состояний партнеров, общение происходит на двух уровнях: внешнем v уровне текста, и скрытом v уровне подтекста, который передается в основном при помощи средств невербальной коммуникации.
В примере двухуровневых транзакций (флирта и провокации) уровень подтекста
изображается пунктиром.
Ковбой | Девушка | ||
Не хотите ли посмотреть конюшню? | Спасибо, давно мечтала посмотреть. | ||
Продавец | Покупатель | ||
Эта модель лучше, но она вам не по карману | Именно ее я и возьму | ||
ТА-игра
Игра v последовательность скрытых транзакций с четко определенным или предсказуемым исходом. Основные характеристики игры:
- скрытые мотивы;
- наличие выигрыша.
Существование игр питает стремление игрока-инициатора игры остаться на той позиции эго-состояния, которое приносит выигрыш в игре. Скрытое сообщение посылается под видом комплиментарных, социально приемлемых, а результат ожидается как эффект от воздействия скрытой транзакции, что и составляет суть игр.
Здесь рассматриваются только ТА-игры, т.е. игры, основанные на скрытых мотивах. Соответственно, в них не входят игры спонтанных людей v способных к выбору своих эго-состояний и их свободному выражению и игры естественных Детей. Детское эго-состояние включает естественного, адаптированного и бунтующего ребенка. ТА-игры v забава для адаптированного и бунтующего Дитя.
Бунтующее (дующееся) Дитя v ребенок, рассерженный на своих родителей. Бунтует и дуется до тех пор, пока ?обедать не позовут¦, т.е. пока за прекращение бунта что-то не предложат взамен. Поэтому постоянно ищет обиды и несправедливости. В игре выбирает роль Агрессора.
Адаптированное Дитя v ребенок, сверхчувствительный к влиянию родителей. ?Посмотрите, как я старался¦ (например, если опаздывает, то постарается прийти запыхавшись). В игре выбирает роль Жертвы.
Анализ игр
Выигрыш всех игр направлен в той или иной степени на укрепление самозащиты, получение привилегий, уклонение от близких отношений и уход от ответственности. В каких-то больше, в каких-то меньше. В любом случае, стоит знать, что ?выигрывает¦ тот, кто начинает. Он же проигрывает (без кавычек) реальное решение своей проблемы. Тот, кто включается в игру, проигрывает во всех смыслах.
- Укрепление самозащиты
Название: | Попался, негодяй! | |||
Ходы: | провокация v обвинение v защита v обвинение v защита v наказание | |||
Цель: | Оправдание агрессии, чтобы избежать осознания собственных недостатков. | |||
Роли: | Агрессор | Жертва | ||
Социальный уровень транзакции: | Посмотрите, вы поступили неправильно | Когда вы мне на это указали, я и сам это вижу | ||
Скрытый уровень: | ?Я следил за тобой в надежде, что ты оплошаешь. Я поймал тебя и теперь мой гнев благороден¦ | ?На этот раз ты меня поймал¦ | ||