Влияние насилия в средствах массовой коммуникации на подростков
Применительно к проблеме влияния наблюдаемого теле- и видеонасилия на развитие агрессивности теория когнитивных
сценариев (Л. Хьюсмэн) расставляет акценты на следующих проблемах:
— Ребенок, который постоянно наблюдает по ТВ людей, совершающих агрессивные действия, может сохранить агрессивный сценарий как подходящий для социальных взаимодействий и применять алгоритмы агрессивного поведения в некоторых ситуациях.
— Наблюдатель сохраняет для последующего воспроизведения лишь те сценарии, которые приносят ему субъективную пользу при решении социальных проблем. Действия же, воспринимаемые им как нереальные и не соответствующие этому требованию, не будут сохранены в памяти. Эта идея была неоднократно подтверждена экспериментально (Хьюсмэн, Леонард, Эрон).
— Формирование установок: чем больше человек смотрит теле- и видеонасилия, тем больше он принимает установку на агрессивное поведение28.
Связьагрессивного поведения подростков схарактерологическими особенностями
Предметом исследования было выявление взаимосвязи уровня агрессивности с характерологическими особенностями подростков 14-17 лет. Установлена тесная связь между возбудимой характерологией и различными проявлениями агрессивности. «Возбудимость» положительно коррелирует с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной агрессией, а также с косвенной агрессией. Центральной особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих
28 Ениколопов С. Н. Средства массовой коммуникации и насилие // Мир детства. 2004. № 3. С. 39.
поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемым побуждением 29 .
7.7. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКАМИ
Для понимания стратегий совладания в подростковом возрасте имеет смысл провести опрос о различных типах стратегий совладания, релевантных проблемным ситуациям, например, ситуациям достижений, социальным конфликтам и пр. По совокупности выбранных стратегий совладания в различных ситуациях можно затем судить о стилях совладания и их соотношении со степенью адаптации (здоровье, хорошее самочувствие).
Исследования выраженности стратегий и стиля совладания в подростковом возрасте, возрастных и половых различий, а также изменений в совладеющем поведении с возрастом до сих пор проводились редко. Зaйфгe-Kpeнкe(Seiffge-Kгenke, 1995) сравнила 12-18-летних школьников с точки зрения выраженности у них трех параметров совладания: «преодоление с использованием социальных ресурсов», «интернальное преодоление» и «избегание проблем». Она обнаружила, что девочки сильнее и активнее были озабочены решением проблем. Для этого они чаще, чем мальчики, использовали социальное взаимодействие и также сильнее были склонны идти на компромисс. Одновременно и избегающее поведение у девочек было выражено сильнее, чем у мальчиков, таким образом, их совла-дающее поведение отличалось большей амбивалентностью. Младшие подростки чаще, чем старшие, выбирали избегаю-
Реан А. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности. Ананьевскиечтения, 1997. СПб., 1997. С. 13-16.
щие стратегии. С увеличением возраста преимущество начинало отдаваться уже интернальным стратегиям, в то время как доля стратегий преодоления с использованием социальных ресурсов с возрастом уменьшалась.
Зайфге-Кренке (Seiffge-Krenke, 1984, 1995) разработала собственную классификацию повседневных стрессоров для подростков 12-18 лет, которая в большей степени ориентирована на задачи развития в подростковом возрасте. Для семи жизненных сфер («Я», сверстники, гетеросексуальные отношения, родители, школа, свободное время и будущее) были определены проблемы, тревоги или опасения, для которых была оценена либо степень соответствия (Seiffge-Krenke, 1984), либо степень озабоченности (Seiffge-Krenke, 1995).
В репрезентативном исследовании более 3000 подростков из различных европейских стран автор изучила объем повседневных нагрузок (Seiffge-Krenke, 1994, 1995). Она обнаружила высокую степень совпадения в оценках подростками разных культур значимости отдельных стрессоров, что, по ее мнению, указывает на универсальность в восприятии повседневных стрессоров в западных культурах. Так, первое место занимали заботы о будущем, такие, как: тревога по поводу будущего места работы или разрушения природной среды. Также достаточно тяжелыми были для подростков проблемы, связанные со школой, и проблемы с самим собой. Менее трудными (для немецких подростков) оказались проблемы со сверстниками, проблемы, являющиеся результатом гетеросексуальных отношений, проблемы с родителями и по поводу проведения свободного времени.
Результаты изучения способов, которые предпочитают использовать для разрешения своих проблем петербургские подростки, представлены в таблице 10.
Таблица 10
Сравнение средних значений по способам разрешения проблем, опрос 2001 года30
№ | Способы поведения | Девочки | Девочки | Мальчики | Мальчики |
в проблемной ситуации | младше | старше | младше | старше | |
13,5 лет | 13,5 лет | 14 лет | 14 лет | ||
Я обсуждаю проблему с моими | 0,38 | 0,39 | 0,36 | 0,28 | |
родителями (другими | |||||
взрослыми) | |||||
Я стараюсь выговориться | 0,28 | 0,25 | 0,22 | 0,17 | |
(отреагировать словесно | |||||
на возникшую проблему) | |||||
сразу же, а не носить | |||||
ее целыми днями в себе | |||||
При трудностях я ищу совета | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | |
у специалистов (бюро | |||||
по трудоустройству, центр | |||||
консультации для молодежи) | |||||
Я мобилизую себя на самый | 0,10 | 0,09 | 0,15 | 0,13 | |
худший вариант | |||||
Я принимаю мои ограничения | 0,19 | 0,14 | 0,17 | 0,13 | |
Я стараюсь обсудить проблему | 0,28 | 0,29 | 0,23 | 0,24 | |
в разговоре с теми, кого это | |||||
непосредственно касается | |||||
Я стараюсь ничего не замечать | 0,19 | 0,16 | 0,17 | 0,18 | |
и действую так, как если бы все | |||||
было в порядке | |||||
Я пытаюсь отреагировать | 0,16 | 0,13 | 0,13 | 0,17 | |
(например, посредством | |||||
громкой музыки, езды на мото- | |||||
цикле, дикого танца, спорта) | |||||
Я отклоняю всякие заботы, | 0,20 | 0,20 | 0,16 | 0,20 | |
потому что, как правило, | |||||
все разрешается хорошо |
30 Регуш Л. А., Лихтарников А. Л. Подросток в эпоху перемен / Жизненные проблемы подростков С.-Петербурга // Психология современного подростка. СПб., 2005. С. 15-17.
Продолжение табл. 10
№ | Способы поведения | Девочки | Девочки | Мальчики | Мальчики |
в проблемной ситуации | младше | старше | младше | старше | |
13,5 лет | 13,5 лет | 14 лет | 14 лет | ||
Я продумываю проблему | 0,40 | 0,41 | 0,32 | 0,30 | |
и проигрываю в уме различные | |||||
возможные решения | |||||
Я заключаю компромисс | 0,17 | 0,18 | 0,19 | 0,19 | |
■ 12 | Я даю разрядку моему гневу | 0,15 | 0,15 | ■ 0,13 | 0,10 |
и моей беспомощности. | |||||
например, посредством крика, | |||||
воплей, хлопанья дверью | |||||
Я объясняю самому себе, | 0,29 | 0,25 | 0,23 | 0,15 | |
что всегда будут какие-нибудь | |||||
проблемы | |||||
Я думаю о проблемах, лишь | 0,26 | 0,28 | 0,21 | 0,22 | |
когда они возникают | |||||
Я ищу информацию | 0,14 | 0,15 | 0,13 | 0,12 | |
в специальной литературе, | |||||
журналах, справочниках | |||||
Я стараюсь не думать | 0,20 | 0,16 | 0,17 | 0,15 | |
о проблеме и вытеснить | |||||
ее из моих мыслей | |||||
Я стараюсь забыть мои | 0,03 | 0,03 | 0,05 | 0,08 | |
проблемы с помощью | |||||
алкоголя или наркотиков | |||||
Я ищу утешения и поддержки | 0,19 | 0,24 | 0,16 | 0,12 | |
у людей, которые сталкиваются | |||||
с проблемами, аналогичными | |||||
моим | |||||
Я пытаюсь решить мои | 0,24 | 0,26 | 0,19 | 0,18 | |
проблемы сообща с друзьями | |||||
Я отступаю, т. к. я ничего | 0,10 | 0,07 | 0,11 | 0,08 | |
не могу изменить |
Жирным шрифтом выделены те способы, которые получили наибольшие средние значения.
Факторный анализ полученных данных выявил три стратегии поведения:
• активное;
• избегающее;
• интернальное (изменения в самом себе).
Способы, которые получили наибольшие средние значения, относятся к активной стратегии поведения с использованием социальной поддержки: «Я продумываю проблему и проигрываю в уме возможные решения», «Стараюсь обсудить пробле- . му с теми, кого это касается», «Обсуждаю проблему с родителями», «Стараюсь выговориться, а не носить проблему в себе». В отношении этой стратегии практически нет различий между девочками младшей и старшей подростковой группы. Напротив, у мальчиков старше 14 лет показатель, относящийся к такому способу, как обсуждение проблемы с родителями и отреагирование проблемы в разговоре сразу после ее возникновения, значительно ниже, чем у подростков младшей возрастной группы.
Чаще всего подростками всех групп используется стратегия «Обсуждаю проблему с родителями и другими взрослыми» , реже всего — «Пытаюсь забыть с помощью наркотиков и алкоголя». Стратегия «Решение с помощью друзей» — на 7-м месте по частоте встречаемости. Подростки прибегают и к помощи такой стратегии, как «Я заключаю компромисс».
Подростковый суицид часто выступает как следствие неразрешенных проблем. Понятие «суицидальное поведение» включает в себя все проявления суицидальной активности — мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки самоубийства.
Предсуицидальный синдром представлен в виде следующих
симптомов:
• сужение всей сферы психической деятельности — торможение агрессии, направленной вовне, и переключение ее на собственную личность;
• желание умереть и фантазии на темы самоубийства. Критерии предсуицидалъного синдрома:
• формирование конкретных представлений о способах самоубийства;
• наличие в анамнезе мыслей о самоубийстве;
• дисфорические состояния (печаль, обида, подавленность);
• возникновение психосоматических нарушений (бессонница, утомляемость, вегетативные расстройства).
Диссертационные исследования
Алексеева Е. В. Проявление ответственности в совладании с жизненными проблемами. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2002.
Андреева Е. Н. Противоречия в самоотношении и проблемы подростков. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2003.
Гаврилова Т. П. Критический анализ зарубежных психологических концепций «кризисности - бескризисности» перехода от детства к взрослости. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1985.
ГрецовА. Г. Эмоциональные отношения подростков и проблемные переживания. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2003.
Демидов Д. Н. Соотношение образов Я-идеальное и Я-реаль-ное и проблемы подростков. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2000.
Дрокова С. В. Взаимоотношения со сверстниками у подростков, живущих в семье и в детском доме. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2004.
Макушина О. П. Психологическая зависимость подростков от родителей. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2001.
Масгутова С. К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1988.
Пежемская Ю. С. Формирование мотивационно-волевой сферы подростков и юношей групп социального риска. Авто-реф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2001. Понарядова Т. В. Жизненные проблемы и способы их разрешения юношами — представителями разных этносов. Ав-тореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2001.
Рерке В. И. Особенности мотивационно-потребностной сферы личности подростков с наркозависимым поведением. Ав-тореф. дисс. канд. психол. наук. Иркутск, 2003.
Семенов Д. В. Социально-психологические особенности подростков с аддиктивным поведением. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Курск, 2001.
Семенова-Полях Г. Г. Обобщенные параметры развития детс-ко-родительских отношений в осложненных условиях жизнедеятельности семьи. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань, 2003.
Слотина Т. В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2002.
Тонконогий В. И. Криминогенное значение нарушения межличностных отношений несовершеннолетних со взрослыми. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1981.
Туманова Е. Н. Кризисные ситуации в жизни подростков из неблагополучных семей. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2001.
Турбаева К. 3. Особенности поведения в ситуациях фрустрации казахских и русских детей и подростков. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2002.
Уварова Л. В. Механизм психической детерминации страхов в младшем подростковом возрасте. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2000.
Умарова Л. X. Проблемы и переживания подростков, находящихся в экстремальных условиях. Автореф. дисс. канд.
психол. наук. СПб., 1997.
Фостик И. М. Психологические проблемы одаренных подростков в процессе школьного обучения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2005.
Щеголева Т. М. Содержание и динамика нравственных представлений у девочек-правонарушительниц и их коррекция в условиях специального профтехучилища. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1988.
Литература
БайярдР. Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991.
Бойко В. В. Трудные характеры подростков. М.: Союз, 2002.
Васильев В. Л., Мамайчук И. И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 61-67.
Гаврилова Т. П. Личностные трудности и проблемы подростков // Психологическая наука и образование. 1997. № 3. С.104-109.
ГорьковаяИ. А. Личность подростка-правонарушителя. СПб., 2005.
Гульдан В. В., Романова О. Л., Сиденко О. К. Подросток-наркоман и его окружение // Вопросы психологии. 1993. № 2. С.44-48.
Дейног/Ш". Как переждать опасный возраст ваших детей. М., 1995.
Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 51-63.
Ениколопов С. Н. Средства массовой коммуникации и насилие // Мир детства. 2004. № 3. С. 38-45.
Климова С. Г. Компания пьяных подростков // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 31-37.
Кон И. С. Подростковая и юношеская сексуальность в России // Мир детства. 2002. № 2. С. 43-56.
Кулаков С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктив-ного поведения у подростков // Журнал практического психолога: Тематическое приложение. № 1. М.; СПб., 1996. Кулаков С. А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. СПб.: Речь, 2004. Курек Н. С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 48-60. Лихтарников А. Л. Беспомощность подростков и психологическое консультирование // Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2001. Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н. Как разорвать замкнутый круг? СПб., 2004.
Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Психологическая наука и образование. 1998. №3. С. 18-31. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и
кризисный механизм. СПб., 1999.
Новикова Е. В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у подростков // Психологическое консультирование в школе: Хрестоматия. Пермь, 1993. Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития / Под ред. 3. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М., 1986.
Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психической адаптации подростков / Под ред. С. В. Кривцовой. М., 1997.
Понтон Л. Сексуальная жизнь подростков. Открытие тайного мира взрослеющих мальчиков и девочек. М., 2001. Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш.
СПб.: Речь, 2005.
Пути и методы предупреждения подростковой наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. Самара, 1999.
РеанА.А. Подростковая агрессия // Мир детства. 2002. № 1. С.32-39.
Скороходова Н. Ю. Возрастные особенности дискуссий в группах школьников. Петрозаводск, 1984.
Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. М., 1991.
Туманова Е. И. Особенности преодоления подростками из неблагополучных семей кризисных ситуаций учебной деятельности // Интегративный подход в психологии / Под ред. В. Н. Панферова. СПб., 2003. С. 229-237.
Фигдор Г. Может ли школа помочь условно осужденным подросткам? // Вопросы психологии. 1998. № 4. С.30-41.
Хельмиус Г. Сценарий взросления. О любви, сексуальности и социализации в подростковые годы. СПб., 2003.
Шеффер Д. Дети и подростки. Психология развития / Научн. ред. А. С. Батуев. СПб.: Питер, 2003.
Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 54-58.
Яцышин С. М. Влияние наркотизации ребенка на личность родителей // Интегративный подход в психологии / Под ред. В. Н. Панферова. СПб., 2003. С. 163-174.
Задания для самоконтроля
Задание 1
На самостоятельное изучение выносится вопрос о формировании ответственности как условии предупреждения проблем развития подростка. Текст для изучения: Алексеева Е. В. Типы ответственности подростка в разрешении жизненных проблем // Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы. СПб., 2003. С. 6-18.
Задание 2
Из прочитанной литературы, наблюдений выделить какую-либо проблему развития, типичную для подросткового возраста, и изучить одну из рекомендованных публикаций по данной проблеме, составив конспект прочитанной работы.
Задание 3
Проанализировать выделенную проблему по следующему плану:
1) факторы, определяющие особенности психического развития в данный период, и факторы, порождающие проблему, описанную в ситуации;
2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматриваемого) периода;
3) описание проблемной ситуации;
4) формулирование проблемы;
5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, описанную в ситуации;
6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения);
7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарождающейся проблемы;
8) положительные последствия различных вариантов решения проблемы;
9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы; 10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия),
чтобы можно было предупредить возникновение проблемы и ее отрицательных последствий.
Для анализа можно воспользоваться теми проблемными ситуациями, которые приводятся в главе.
Задание 4
Прочитать либо материалы приведенных диссертационных исследований, либо одно из указанных в списке. Проанализировать материал исследований по следующему плану:
1. Являлась ли тема, обозначенная в диссертации, актуальной в предшествующие десятилетия (см. учебник по психологии развития, соответствующий возраст)?
2. Под влиянием каких факторов возникла (актуализировалась) проблема развития?
3. Какие из полученных автором результатов и как могут быть использованы для работы с указанной проблемой?
4. Как полученные результаты можно использовать для предупреждения проблемы развития?
Примеры выполнения самостоятельной работы
Пример 1 (по материалам магистрантки О. Г.)
1. Проблемная ситуация:
Девочка (13 лет). Мать второй раз вышла замуж. Тогда девочка начала чувствовать, что мать от нее эмоционально отдаляется. К отчиму возникла неприязнь. С бабушкой же были теплые отношения, основанные на взаимопонимании и любви.
Жили в коммунальной квартире, в одной комнате (бабушка, мать, девочка и отчим).
Вторая беременность матери проходила очень трудно, в связи с этим она длительное время находилась в больнице на сохранении. Бабушка приходила с работы около девяти часов вечера. Отчим возвращался в районе четырех. Тогда он начинал сексуальные домогательства по отношению к девочке: «Помню его мерзкие, липкие поцелуи, попытки обнять, похабные фразы типа: "Ты меня язычком подкорми"» и т. д.
Девочка не понимала сути его намерений, так как в их семье никогда не обсуждались проблемы взаимоотношений мужчины и женщины, но осознавала, что отчим хочет с ней сделать что-то нехорошее, так как подобные действия происходили
только в отсутствие остальных членов семьи. Действия отчима вызывали отвращение, и девочка очень агрессивно на них реагировала: царапалась, кусалась, обзывала обидчика, убегала из дома до прихода взрослых.
Когда болела и лежала с высокой температурой, он пытался лечь к ней в постель, но девочка отбивалась и тоже убегала из дома, невзирая на плохое самочувствие.
Девочка ездила в больницу к матери, жаловалась ей, но та не верила и приписывала жалобы детским фантазиям и желанию оклеветать нелюбимого отчима. Бабушка боялась зятя, крассказам внучки относилась с пониманием, пыталась утешить, но говорила: «Потерпи, внученька, не мешай матери счастье построить. Я счастливой не была, так пусть хоть ей в жизни хорошо будет».
Отчим закатывал скандалы бабушке, позже матери по поводу того, что девочка его обзывает, дерется, что она плохо воспитана, называл ее гаденышем, маленькой дрянью. После рождения второй дочери мать с отчимом и ребенком переехали на другую квартиру. Девочка осталась с бабушкой. Ей не разрешалось приезжать в гости к маме, так как после ее посещений отчим устраивал скандалы и пьянки.
2. Проблемы:
• переживание насилия;
• трудности построения взаимоотношений с матерью.
3. Поведенческие реакции:агрессия, жалобы, побеги из дома.
4. Противоречия, лежащие в основе данной проблемы:
• между потребностью в защите и невозможностью получить защиту;
• между потребностью наказать обидчика (чтобы кто-нибудь его наказал) и обстоятельствами, не позволяющими это сделать;
• между возникшей ситуацией и непониманием ребенком происходящего;
• между осознанием своей правоты в проявлении агрессии как способе защиты и расцениванием этой агрессии как результата плохого воспитания;
• между потребностью во взаимоотношениях с матерью и эмоциональным отчуждением матери;
• между потребностью в понимании и защите матерью и неверием матери в существование проблемы.
5. Анализ противоречий:
В этот возрастной период для ребенка важны доверительные отношения со взрослыми. Когда возникает какая-либо кризисная ситуация, подросток, будучи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, обращается ко взрослому за защитой и поддержкой. При отсутствии доверительных отношений появляются отчужденность, обида, агрессия. В данном случае ребенок пытался отстоять свои права как личности. Но взрослые приписали ситуацию детским фантазиям и плохому воспитанию, вследствие чего у ребенка возникает чувство одиночества перед лицом проблемы, незащищенности, обиды. В дальнейшем это может привести к недоверию, неконтактности, замкнутости.
6. Поэтапный анализ:Зарождение:
• не было принято обсуждать половые отношения;
• появление в семье нового человека, неприязнь к нему;
• отчуждение матери. Кульминация:
• непонимание ребенком происходящего;
• желание защиты и неполучение ее;
• агрессивное поведение по отношению к отчиму и неодобрение этого поведения со стороны взрослых;
• чувство незащищенности. Разрешение:
• переезд отчима;
• развод матери.
7. Стратегии разрешения проблемы:
• эмоциональное принятие, поддержка, создание доверительных отношений с матерью;
• создание защиты ребенка взрослыми;
• развод с отчимом;
• доверительная беседа.
8. Последствия разрешения или неразрешения проблемы: Положительный результат разрешения:
• ощущение защищенности;
• умение защитить себя;
• положительное отношение к представителям противоположного пола.
Негативными последствиями ситуации могут стать:
• чувство незащищенности, агрессивное поведение;
• неконтактность;
• натянутые отношения с матерью;
• искаженное представление о тендерных отношениях.
9. Предупреждение проблемы: эмоциональная близость с матерью, доверительные отношения и, вследствие этого, чувство защищенности.
Пример 2 (по материалам магистрантки Е, Л.)
1. Проблемная ситуация:
Девочка 12 лет позвонила на телефон доверия. Идет на первое свидание с мальчиком. Очень хочет ему понравиться. Не знает, как этого добиться. Ее предположение: надеть короткую юбку, вести себя раскованно, смеяться. Думает, что это то, что ему должно понравиться. Но ей немного страшно, так как она не знает, действительно ли это вызовет у него симпатию к ней. Как вообще себя вести? Еще думает, заниматься ли ей с ним сексом на первом свидании.
2. Проблема: некомпетентность в близком общении.
3. Поведение, говорящее о наличии проблемы: звонок на телефон доверия; неуверенность в правильности выбранного
решения, затруднение при определении возможных последствий; запрос на получение совета; желание рассмотреть проблемную ситуацию со всех сторон.
4. Противоречия, порождающие проблему:
• между представлениями об отношениях и новой реальной ситуацией;
• между ожидаемым результатом и выбранным стереотипом поведения.
5. Поэтапный анализ проблемы:
Проблема является закономерной, развивается в рамках кризиса идентичности у подростков. Зарождение:
• нет доверительных отношений в семье;
• не обсуждаются темы общения, поведения, приемлемые для возраста девочки.
Развитие:
• отсутствие опыта; модели близких отношений;
• ориентация на стереотипы, предполагаемую модель «взрослых» отношений.
Кульминация:
• сужение стереотипа отношений между мужчиной и женщиной;
• желание принять важное решение, к которому еще не готова психологически;
• выбор неадекватного возрасту стереотипа поведения.
6. Разрешение проблемы:
В ходе телефонной консультации девочка пришла к выводу, что в ней есть потенциал (кроме короткой юбки), который поможет ей в общении с мальчиком, придумала темы для разговора с ним, отсрочив окончательное решение на потом.
7. Последствия разрешения или неразрешения проблемы. Положительные последствия разрешения проблемы:
• самостоятельный выбор решения, готовность взять ответственность за свои действия;
• понимание, что решение о том, что должно быть сделано для собственного блага, может быть только самостоятельным;
• зарождение некоторых ценностей: в первую очередь, себя как личности, отношений, любви, дружбы и др.;
• формирование адекватного представления об отношениях между людьми разного пола.
Отрицательные последствия, если проблема не разрешена:
• инфантилизм;
• отсутствие адекватного представления и восприятия отношений и своей роли в них;
• искажение ценности близких отношений.
8. Предупреждение проблемы:обсуждение тем, интересующих подростка, и возникающих у них проблем, работа поустановлению более близких, доверительных отношений ребенка с родителями.
Пример 3 (по материалам магистрантки В. Ф.)
1. Проблемная ситуация:Девочка 15 лет влюблена в учителя.
2. Поведенческие реакции:замкнутость, связанная со страхом осуждения окружающих; молчаливость на занятиях этогоучителя, связанная со страхом выдать свои чувства; недоверие к друзьям, одноклассникам.
3. Противоречие, порождающее проблему:между собственными чувствами к человеку, который намного старше и является учителем, и моральными нормами, по которым выходит, что любить учителя, да еще и женатого человека, — очень плохо, постыдно.
4. Кризис подросткового возраста:переживание первой любви, которая, кажется, продлится всю жизнь.
5. Поэтапный анализ зарождения проблемы:Примерно полгода назад поняла, что влюблена в этого учителя, стала писать стихи про любовь, которые неизменно по-
свящала ему, чтобы хоть как-то выразить свои чувства и не копить их в себе. Затем появился страх, что одноклассники узнают и будут смеяться, осуждать. Потом обратилась к психологу и рассказала о своей проблеме.
6. Разрешениепроблемы:
На сегодняшний день проблема не разрешена, но напряжение уменьшилось после осознания того, что в любви к учителю нет ничего страшного, что с каждым это может случиться, и не стоит бояться своего чувства. Девушка продолжает писать стихи, что очень помогает разрядке чувств. Стихи рассказывает бабушке и психологу.
7. Предупреждение проблемы:родителям следует вовремя рассказывать детям об особенностях подросткового возраста, это может стать одним из условий предупреждения подобных проблем.
Глава 8
ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (17-20 лет)
Факторы, определяющие проблемы развития в юношеском возрасте:
• микро- и макросоциум, в жизнь которых включен юноша;
• особенности разрешения-неразрешения проблем на предшествующих этапах развития;
• объективные возможности для удовлетворения потребностей, связанных с возрастным развитием (наличие профессиональных учебных заведений, досуговых, спортивных, учреждений культуры, их доступность);
• физическое развитие и здоровье.
Проблемы:
• профессиональное самоопределение;
• управление, регуляция эмоциями и чувствами (не справляется с чувствами, страсть, выражение эмоций);
• идентичность и смешение ролей (полоролевая, этническая и т. п.);
• освоение новых социальных ролей;
• взаимоотношения в семье (кризис авторитетов);
• одиночество31;
• переоценка ценностей;
• экспериментирование и риск.
31 Для самостоятельного изучения: Кзролин И. Кутрона. Поступление в колледж: одиночество в процессе социальной адаптации // Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 384-411.
8.1. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Проблемы, связанные с профессиональным самоопределением32, порождаются противоречиями между:
• знанием себя, своих возможностей и уровнем притязаний (или желаниями, которые не соответствуют возможностям);
• сложившейся моделью мира и реальной окружающей действительностью;
• представлением о перспективах развития российского общества и том типе общества, в котором хотелось бы жить;
• ориентацией на успех, карьеру, работу и возможностью реализации этих ориентации (чем ярче они выражены, тем больше сложностей испытывает человек в начале самостоятельной деятельности);
• потребностью в овладении профессиональной компетентностью и неудовлетворительной организацией профессионального обучения (с точки зрения содержания и технологий).
Последствия неразрешенных проблем профессионального самоопределения:
• трудности в учебе (познавательные, мотивационные) при неверно определенном направлении профессионального образования;
• при выборе профессионального образования или деятельности, который произошел под влиянием извне (родители, друзья, давление рекламы и т. п.), снимается от-
' Подробнее см.: Головей Л. А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. Вып. 3. СПб., 1999. С. 76-84.
ветственность за принятое решение; соответственно, при неудачах ответственность также перекладывается на других.
Предупреждение или снятие остроты проблемы профессионального выбора и самоопределения:
• развитие целенаправленности поведения и действий, обучение близкому и далекому планированию своей жизни;
• анализ (подведение итогов) по реализации намеченных планов;
• позитивная поддержка достижений в той или иной деятельности;
• информирование в области динамики престижа профессий и характера труда на том или ином рабочем месте;
• формирование профессиональной идентичности в процессе психологического сопровождения в образовательном учреждении.
Зарисовки из жизни
Студентка математического факультета вуза. Очень много времени проводит за подготовкой к лабораторным занятиям и контрольным работам. Ходит на все лекции, сидит в первых рядах, чтобы аудитория ее не отвлекала. Все свободное время занимается в библиотеках, готовясь к семинарам и выполняя рефераты. Нет времени ни для встреч с друзьями, ни для спорта.
Но при этом каждую сессию заканчивает с «хвостами», имея при этом многочисленные переписывания контрольных работ по основному циклу математических дисциплин. Выглядит усталой, напряженной, неуверенной, в группе держится отстраненно, так как не может принимать активного учас