Переживание сексуального влечения
Из дневника 16-летнего подростка.
О желаниях. Если бы кто-нибудь мог сказать мне, если бы хоть один из моих сверстников, кого я знаю, страдал так же, как я, под давлением просыпающегося полового самосознания. Нет, не просыпающегося, а уже пылающего — иногда — а иногда кипящего и бурлящего. О, эта тоска, которая иногда кажется мне такой возвышенной, а иногда такой сатанинской, которая преследует меня днем и ночью, во сне и наяву. Назовите мне хоть одного из моих соучеников, хоть одного из моих знакомых, который мог бы сказать мне: я понимаю тебя, я испытываю то же самое. И я все мог бы вынести. Но мне кажется, что такого человека нет. Я чувствую себя таким одиноким, о как я несчастен!
...Если бы хоть один человек действительно мог понять меня! Все время слышу я такие полушутливые, полунебрежные разговоры о любви и девушках, о влюбленности и сватовстве, довольно невинные, как это принято среди мальчиков. И все-таки — они так не похожи на то, что все это значит для меня. Нет никого, с кем я мог бы поговорить об этом.
Гизелла Хельмиус. Сценарий взросления. О любви, сексуальности и социализации в подростковые годы. СПб., 2003. С. 79.
Мариетта, девица с огромными лукавыми глазами, с сильными, крепкими ногами, обладала сенсационным задом, который я постоянно видел в классе вместо лица учителя мате-
матики. Это чарующее видение и приковывало мое внимание к его физиономии. Раскрыв рот, я не сводил с него глаза на протяжении всего урока — само собой, не слыша ни слова из того, что он говорил. И когда учитель, повернувшись к нам спиной, начинал чертить на доске алгебраические знаки, то, с трудом переведя на нее зачарованный взгляд, я тут же видел, как предмет моей мечты вырисовывался на черном фоне, — с тех пор черный цвет действовал на меня самым счастливым образом. Когда учитель, польщенный моим гипнотическим вниманием, вдруг задавал мне вопрос, то я, встрепенувшись, одурело вращал глазами, посылая заднице Мариетты взгляд нежного упрека, и только раздраженный голос господина Валю заставлял меня наконец вернуться на землю.
— Не понимаю! — восклицал он. — Из всех учеников вы производите впечатление самого внимательного; можно сказать, что ваш взгляд прикован к моим губам, и тем не менее вы где-то на Луне!
Это была правда.
Ромен Гари. Обещание на рассвете. СПб., 2004. С. 35.
Данные исследований Зарубежные исследования
Шарлот Бюллер, профессор психологии Венского университета, в 1920 году выступила с рядом работ, раскрывающих переживание сексуальности подростков (Цит. по: Хельмиус Г., 2003, с. 77-78). Ее теория возникла на основе анализа 76 дневников подростков. Она выделила 4 этапа переживаний, которые играют важную роль в социосексуальном развитии: романтическая влюбленность, нежная дружба, флирт и сексуальные переживания.
В романтической любви подросток овладевает навыками эмоциональной жизни, тренируется в любви и чувственности,
у него пока нет потребности устанавливать контакт с объектом романтической любви, влюбленность «отрабатывается» на расстоянии, в результате чего тренируется собственная способность испытывать любовь к другому человеку, нежели способность устанавливать с ним определенные отношения.
В нежной юношеской дружбе отрабатывается способность приспосабливаться к другому человеку и учитывать его особенности.
Флирт и сексуальные переживания относятся к практическому развитию формирующейся сексуальности. Цель флирта — приблизиться к объекту обожания. Через флирт подростки узнают, как реагирует другая сторона, как продемонстрировать свой интерес, как устанавливать контакт. Через флирт побеждается стыдливость.
В рамках проекта «Молодежь и сексуальность», осуществленного в 1980-1983 годах в Швеции, Гизеллой Хельмиус были получены данные, которые свидетельствуют о несколько иных проявлениях сексуальности. Респондентами являлись подростки в возрасте 13-16 лет (см. таблицу 9).
Таблица 9
Опыт сексуальных действий у подростков27
Вопрос | Процент | Абсолютное число | Общее кол-во |
Случалось ли тебе ласкать половые органы партнера? | |||
Случалось ли с тобой, что партнер ласкал твои половые органы? | |||
Приходилось ли тебе стимулировать партнера к достижению оргазма без совершения полового акта? |
Продолжение табл. 9
Вопрос | Процент | Абсолютное число | Общее кол-во |
Случалось ли с тобой, чтобы партнер стимулировал тебя к достижению оргазма без совершения полового акта? | |||
Приходилось ли тебе совершать половой акт? |
На основании результатов опроса Г. Хельмиус (2003, с. 93) пришла к выводу о том, что накопление генитального сексуального опыта осуществляется ступенчато, где опыт полового акта является промежуточным между легким петтингом и законченным петтингом.
Отечественные исследования
В 1995 году при исследовании подростковой и юношеской сексуальности в России (Кон И. С, 2002) сравнивался реальный возраст собственного сексуального дебюта респондентов с тем, который они считают для него оптимальным. Свыше половины (55%) сексуально-искушенных девочек и 41% мальчиков назвали при этом более старший возраст, чем тот, в котором они сами это сделали.
Значительная часть сексуальных дебютов у девочек была не совсем добровольной и сопровождалась какой-то степенью принуждения. В опросе 1993 года 24% девочек и 11% мальчиков сказали, что испытали некоторое сексуальное принуждение. В исследовании 1995 года, объясняя причины неудовлетворенности своим первым половым актом, 21,8% девушек и 2% юношей сообщили, что он был совершен по принуждению, под нажимом. По признанию 29% девушек, они сопротивлялись этому нажиму.
Поскольку секс для подростков, как правило, представляет собой нечто запретное и рискованное, раньше других в него
вовлекаются те, кто любит риск и самопроверку и нуждается в самоутверждении. Например, с утверждением «Я получаю удовольствие, совершая довольно-таки рискованные поступки» согласились 58% сексуально-активных подростков и только 43% девственных. Суждение «Мне нравится постоянно испытывать себя, делая что-нибудь немного рискованное» применили к себе 65% первой и 44% второй группы. Больше половины сексуально-активных и менее трети девственных подростков согласились с утверждением «Я часто стараюсь проверить, насколько далеко я могу зайти».
7.6.2. Переживание агрессии
Причины и механизмы появления агрессивного поведения те же, что и на других возрастных ступенях. В дополнение к ним значимым фактором здесь выступает различная степень привязанности к родителям, идентификация с матерью — при отсутствии привязанности и идентификации вероятность агрессивного поведения выше.
Специалисты (А. Бандура и др.) выделяют несколько основных способов предупреждения агрессивного поведения (Цит. по:РеанА. А.,2002):
• игнорирование: оставлять агрессивные поступки без подкрепления;
• наказание за агрессивные действия;
• активное социальное научение неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий.
Данные исследований