Переживание сексуального влечения

Из дневника 16-летнего подростка.

О желаниях. Если бы кто-нибудь мог сказать мне, если бы хоть один из моих сверстников, кого я знаю, страдал так же, как я, под давлением просыпающегося полового само­сознания. Нет, не просыпающегося, а уже пылающего — иногда — а иногда кипящего и бурлящего. О, эта тоска, ко­торая иногда кажется мне такой возвышенной, а иногда та­кой сатанинской, которая преследует меня днем и ночью, во сне и наяву. Назовите мне хоть одного из моих соучеников, хоть одного из моих знакомых, который мог бы сказать мне: я понимаю тебя, я испытываю то же самое. И я все мог бы вынести. Но мне кажется, что такого человека нет. Я чувствую себя таким одиноким, о как я несчастен!

...Если бы хоть один человек действительно мог понять меня! Все время слышу я такие полушутливые, полунебреж­ные разговоры о любви и девушках, о влюбленности и сва­товстве, довольно невинные, как это принято среди мальчи­ков. И все-таки — они так не похожи на то, что все это значит для меня. Нет никого, с кем я мог бы поговорить об этом.

Гизелла Хельмиус. Сценарий взросления. О любви, сек­суальности и социализации в подростковые годы. СПб., 2003. С. 79.

Мариетта, девица с огромными лукавыми глазами, с силь­ными, крепкими ногами, обладала сенсационным задом, ко­торый я постоянно видел в классе вместо лица учителя мате-

матики. Это чарующее видение и приковывало мое внима­ние к его физиономии. Раскрыв рот, я не сводил с него глаза на протяжении всего урока — само собой, не слыша ни сло­ва из того, что он говорил. И когда учитель, повернувшись к нам спиной, начинал чертить на доске алгебраические зна­ки, то, с трудом переведя на нее зачарованный взгляд, я тут же видел, как предмет моей мечты вырисовывался на чер­ном фоне, — с тех пор черный цвет действовал на меня са­мым счастливым образом. Когда учитель, польщенный моим гипнотическим вниманием, вдруг задавал мне вопрос, то я, встрепенувшись, одурело вращал глазами, посылая задни­це Мариетты взгляд нежного упрека, и только раздражен­ный голос господина Валю заставлял меня наконец вернуть­ся на землю.

— Не понимаю! — восклицал он. — Из всех учеников вы производите впечатление самого внимательного; можно ска­зать, что ваш взгляд прикован к моим губам, и тем не менее вы где-то на Луне!

Это была правда.

Ромен Гари. Обещание на рассвете. СПб., 2004. С. 35.

Данные исследований Зарубежные исследования

Шарлот Бюллер, профессор психологии Венского универси­тета, в 1920 году выступила с рядом работ, раскрывающих пе­реживание сексуальности подростков (Цит. по: Хельмиус Г., 2003, с. 77-78). Ее теория возникла на основе анализа 76 днев­ников подростков. Она выделила 4 этапа переживаний, кото­рые играют важную роль в социосексуальном развитии: роман­тическая влюбленность, нежная дружба, флирт и сексуальные переживания.

В романтической любви подросток овладевает навыками эмоциональной жизни, тренируется в любви и чувственности,

у него пока нет потребности устанавливать контакт с объек­том романтической любви, влюбленность «отрабатывается» на расстоянии, в результате чего тренируется собственная спо­собность испытывать любовь к другому человеку, нежели спо­собность устанавливать с ним определенные отношения.

В нежной юношеской дружбе отрабатывается способность приспосабливаться к другому человеку и учитывать его осо­бенности.

Флирт и сексуальные переживания относятся к практичес­кому развитию формирующейся сексуальности. Цель флирта — приблизиться к объекту обожания. Через флирт подростки уз­нают, как реагирует другая сторона, как продемонстрировать свой интерес, как устанавливать контакт. Через флирт побеж­дается стыдливость.

В рамках проекта «Молодежь и сексуальность», осуществ­ленного в 1980-1983 годах в Швеции, Гизеллой Хельмиус были получены данные, которые свидетельствуют о несколь­ко иных проявлениях сексуальности. Респондентами явля­лись подростки в возрасте 13-16 лет (см. таблицу 9).

Таблица 9

Опыт сексуальных действий у подростков27

Вопрос Процент Абсолютное число Общее кол-во
Случалось ли тебе ласкать половые органы партнера?
Случалось ли с тобой, что партнер ласкал твои половые органы?
Приходилось ли тебе стимулиро­вать партнера к достижению оргаз­ма без совершения полового акта?

Продолжение табл. 9

Вопрос Процент Абсолютное число Общее кол-во
Случалось ли с тобой, чтобы партнер стимулировал тебя к достижению оргазма без совершения полового акта?
Приходилось ли тебе совершать половой акт?

На основании результатов опроса Г. Хельмиус (2003, с. 93) пришла к выводу о том, что накопление генитального сексу­ального опыта осуществляется ступенчато, где опыт полового акта является промежуточным между легким петтингом и законченным петтингом.

Отечественные исследования

В 1995 году при исследовании подростковой и юношеской сексуальности в России (Кон И. С, 2002) сравнивался реаль­ный возраст собственного сексуального дебюта респондентов с тем, который они считают для него оптимальным. Свыше половины (55%) сексуально-искушенных девочек и 41% маль­чиков назвали при этом более старший возраст, чем тот, в ко­тором они сами это сделали.

Значительная часть сексуальных дебютов у девочек была не совсем добровольной и сопровождалась какой-то степенью принуждения. В опросе 1993 года 24% девочек и 11% маль­чиков сказали, что испытали некоторое сексуальное принуж­дение. В исследовании 1995 года, объясняя причины неудов­летворенности своим первым половым актом, 21,8% девушек и 2% юношей сообщили, что он был совершен по принужде­нию, под нажимом. По признанию 29% девушек, они сопро­тивлялись этому нажиму.

Поскольку секс для подростков, как правило, представля­ет собой нечто запретное и рискованное, раньше других в него

вовлекаются те, кто любит риск и самопроверку и нуждается в самоутверждении. Например, с утверждением «Я получаю удовольствие, совершая довольно-таки рискованные поступ­ки» согласились 58% сексуально-активных подростков и толь­ко 43% девственных. Суждение «Мне нравится постоянно ис­пытывать себя, делая что-нибудь немного рискованное» применили к себе 65% первой и 44% второй группы. Больше половины сексуально-активных и менее трети девственных подростков согласились с утверждением «Я часто стараюсь проверить, насколько далеко я могу зайти».

7.6.2. Переживание агрессии

Причины и механизмы появления агрессивного поведения те же, что и на других возрастных ступенях. В дополнение к ним значимым фактором здесь выступает различная степень привязанности к родителям, идентификация с матерью — при отсутствии привязанности и идентификации вероятность аг­рессивного поведения выше.

Специалисты (А. Бандура и др.) выделяют несколько основ­ных способов предупреждения агрессивного поведения (Цит. по:РеанА. А.,2002):

• игнорирование: оставлять агрессивные поступки без подкрепления;

• наказание за агрессивные действия;

• активное социальное научение неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения про­тиворечий.

Данные исследований

Наши рекомендации