Проявления агрессивного поведения
В январе поведение Нила становится хуже. Он начинает грубо разговаривать не только с детьми, но и со взрослыми. Однажды он приходит в детский сад и видит новую воспитательницу-практикантку.
Нил: Что вы здесь делаете? Уходите. Я ненавижу вас.
На следующий день он в одном из шкафов находит палку и, используя ее как шпагу, преследует другую воспитательницу-практикантку.
Нил: Я хочу срубить вам голову. Падайте на колени и молитесь богу.
Практикантка:1ы чувствуешь себя сильнее, когда говоришь грубости, Нил? (Нил колеблется, затем продолжает.)
Нил: Я уже отрубил вашу голову. Лучше молитесь.
На следующий день Нил говорит нескольким взрослым, которых видит в холле:
Нил: Уходите из моего детского сада. Я ненавижу вас.
Практикантка: Нил, когда ты так говоришь с людьми, то им трудно полюбить тебя.
Нил: Никто не любит меня. Мне нет до этого дела. Я ненавижу всех. Я хочу выбросить вас в окно.
Практикантка: Это не так уж хорошо, Нил, ты разобьешь окно. Это доставит тебе удовольствие?
Нил: Потом я выброшу сам себя.
Практикантка: Тебе очень плохо?
Нил: Я бога тоже убью.
Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. - младший. Ребенок как личность. М.: Смысл, 1994. С. 204—205.
Данные исследований Исследование причинагрессивного поведения
Олуэйз (Olweus, 1980), используя статистический метод, исследовал причинную связь переменных, чтобы выявить как влияние ребенка на поведение родителей, так и влияние родителей на поведение ребенка. Агрессивность ребенка определялась по оценкам его сверстников. При опросе родителей измерялись четыре параметра, теоретически и эмпирически связанные с детской агрессивностью: 1) негативизм матери — враждебность, отчужденность, холодность и безразличие к ребенку; 2) терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи; 3) применение родителями силовых дисциплинарных методов — физических наказаний, угроз, скандалов; 4) темперамент ребенка — уровень активности и вспыльчивости.
Негативное отношение матери к ребенку коррелировало с применением силовых дисциплинарных методов, которые, в свою очередь, вызывали агрессивное поведение ребенка. Сходным образом темперамент ребенка был связан со снисходительным отношением матери к проявлениям агрессии. «Импульсивный и энергичный мальчик своими поступками может просто утомлять свою мать, поэтому она не в состоянии уделить должного внимания проявлениям агрессии, что в целом повышает вероятность дальнейшего развития агрессивного поведения». Олуэйз отметил, что из изученных четырех факторов, являющихся предтечей агрессивности, «...негативизм матери и ее терпимость к агрессии имеют наибольший каузальный эффект» (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997, с. 99-100).
Последствияагрессивного поведения
Исследования Эрона, Хьюсмэна, Лефковца и Уальдера, в которых 870 человек были проинтервьюированы в 1960 году, а затем — в 1981 году, показали, что ранняя агрессивность является предпосылкой для агрессивного поведения во взрослом
возрасте, особенно у мужчин. «Уровень агрессии в течение всей жизни остается приблизительно константным» (Ениколопов С. Н., 2004, с 39).
5.2.3. Инициатива против чувства вины
Потребность дошкольника в освоении окружающего мира, в его познании и поиск ответа на многочисленные «почему?» способствует проявлению инициативы ребенка и в играх, и в исследовательской деятельности. При этом еще несформиро-ванные навыки и умения в области предметной деятельности могут приводить к неудачам и огорчениям, что и выражается в переживании чувства вины. Проблема возникает в том случае, если обостряются противоречия между потребностью ребенка в овладении окружающей средой, исследовании ее и экспериментировании с ней, достижении успеха и невозможностью ее удовлетворить.
Последствия необходимости разрешить противоречия:
- чувство вины — ребенок идет против воли родителей;
- исчезновение инициативы, пассивность, потеря желания и способности учиться как результат контроля и подавления;
- ослабление веры в свои силы (дошкольное детство — сен-зитивный период для формирования мотивации достижения и успеха);
- ориентация на внешний контроль;
- боязнь ответственности;
- зависимость;
- неуверенность в себе;
+ положительное мнение о себе, вера в себя;
+ переживание удовольствия от успеха, познания;
+ чувство, что родители доверяют;
+ развитие внутреннего контроля;
+ принятие ответственности;
+ самостоятельность.
Отдаленные последствия — при удовлетворении потребностей в самостоятельности, компетентности из ребенка вырастает независимый, ответственный, самостоятельный человек. Если родители сопротивлялись удовлетворению потребности в проявлении инициативы, то у их ребенка формируется зависимость от окружения, потребность в помощи со стороны. В подростковый период он часто действует в соответствии с требованиями референтной группы, подчиняется не родителям, а лидеру группы.
Зарисовки из жизни
Инициатива и наказание
Однажды утром мистер Блейк приехал с плачущим Нэ-дом.
Мистер Блейк: Нэд хочет о чем-то поговорить с вами. Он долго плакал и хочет рассказать вам об этом.
Мисс С: Хорошо, Нэд, о чем ты хотел рассказать мне?
Нэд: Папа побил меня (он сильно ударяет себя по лицу и по попке). Я сломал радио.
Мисс С: Папа ударил тебя, и ты чувствуешь себя плохо.
Нэд: Было больно и я плакал.
Мисс С: Тебе кажется неправильным, что папа ударил тебя?
Нэд: Да.
Мисс С: Нэд, ты знаешь, радио стоит дорого. Твой папа хотел объяснить тебе, как мог, что нельзя ломать радио, чтобы ты не сделал этого снова.
Нэд: Но у нас их два. А это было маленькое.
Мисс С: Ты думал, что маленькое не так важно. Но твой папа не хочет, чтобы какое-нибудь из них было сломано.
Нэд: Да. (Он говорит это твердым голосом.)
Какую проблему развития учится преодолевать (разрешать) ребенок?
Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. - младший. Ребенок как личность. М.: Смысл, 1994. С. 107-108.