Тема 8. Проблемность в обучении и ее роль в развитии дошкольника

1.Психологические основы проблемного обучения

2. Основные понятия проблемного обучения

Еще одним направлением в развитии теории обучения стала психология проблемного обучения. Проблемное обучение как идея и как система определенных методов организации учебно­го процесса вначале появилось в практике школы и стало осмыс­ливаться в педагогической науке (Н. Г. Дайри, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов). Оно родилось как альтернатива сообщающей, повествующей педагогической практике, не стимулирующей мыслительную активность учащихся, обрекающей их на пас­сивное восприятие учебного материала и его бездумное запоми­нание. Суть проблемного обучения заключается в формуле: «Учить мыслить, ставя ученика в проблемную ситуацию». Пе­дагогическая практика энтузиастов проблемного обучения по­лучила в дальнейшем психологическое обоснование (Т. В. Куд­рявцев, А. М. Матюшкин).

Если общая теория развивающего обучения понимает под целью обучения формирование мышления («школа должна учить мыслить»), то теоретики проблемного обучения разраба­тывают конкретные пути и методы развития мышления уча­щегося через посредство постановки его в проблемную ситуа­цию и организацию его мыслительной деятельности по выходу из нее, т. е. путем обучения решению возникшей перед ним проблемы. Если школа (начальная, средняя или высшая) должна учить мыслить, то, как она может это делать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно исходить из психологии мышления. По современным научным представлениям мышление — это решение такой специфической задачи, когда одни из ее условий лежат на поверхности, а другие — нет.

Мышление — это психи­ческая деятельность, направленная на выявление скрытых от на­блюдения отношений в предмете анализа. Если все условия зада­чи представлены, то мышления не требуется, и человек может решить такую задачу по памяти или путем непосредственного ^ восприятия, своего видения хода решения. Мышление «включа­ется в работу», когда есть вопрос (задача), а готового ответа не на­ходится ни в памяти, ни при внимательном наблюдении. Так, че­ловек оказывается в ситуации, когда задача в данный момент вы­глядит проблемой, неразрешимой известными способами. И что­бы найти то, что скрыто и неясно, требуется мышление. Этому и нужно учить школьника, студента. Учиться мыслить — значит разрешать противоречия между знаниями, которыми обладает обучаемый, и знаниями, которых у него нет, но которые требуются для решения возникающих пе­ред ним познавательных задач.

Методические рекомендации по этой теме содержатся в моно­графии М. И. Махмутова «Проблемное обучение». Под таким же названием есть брошюра другого теоретика проблемного обучения И. Я. Лернера. Они оба доктора педагогических наук. «С педагоги­ческой точки зрения, — пишет И. Я. Лернер, — это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс ре­шения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала»1.

В проблемном обучении знания «не пе­редаются учащимся в готовом виде, — читаем у М. И. Махмутова, — а приобретаются ими в процессе самостоятельной познаватель­ной деятельности в условиях проблемной ситуации»2. Главным дос­тоинством проблемного обучения ученые-педагоги считают его функцию, активизирующую познавательную деятельность. В теории такого обучения употребляются понятия: проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное задание, проблемность как принцип обучения. Какое содержание вкладывается в эти понятия?

2. Проблема (от греч. problem— задача, задание) — теорети­ческий или практический вопрос, на который нет готового отве­та, и поэтому требуется изучение, исследование, чтобы этот от­вет найти. Обычно проблемы встают перед человеком объектив­но: возникает какая-то новая задача, которую невозможно ре­шить известными («старыми») методами, и тогда вступает в дей­ствие научная мысль. В учебных же целях проблемы перед обу­чаемыми могут ставиться специально, т. е. создаваться препода­вателем, методистом, автором методической книги (так назы­ваемые учебные проблемы).

Учебная проблема — это некоторая модель практической жизненной проблемы, сконструированная обучающим в соответствии с законами моделирования: в ней должны быть воспроизведены существенные связи и отношения объекта изучения (какой-то проблемы) при абстрагировании от несущественных или, наоборот, с наличием ряда несуществен­ных моментов, от которых учащийся должен суметь отвлечься и выделить существенные. В последнем случае изменяется лишь учебная цель при разрешении той же проблемы.

Проблемная ситуация — это психологическое состояние субъ­екта при его встрече с проблемой, явно или смутно осознаваемое им как интеллектуальное затруднение, мешающее ему в немед­ленном решении познавательной или практической задачи и тре­бующее поиска новых знаний или новых способов действий, по­зволяющих снять возникшее затруднение. Появляющаяся при проблемной ситуации субъективная потребность в новых знани­ях вызывает познавательную активность личности в обучении. Проблемная ситуация выражает отношение субъекта позна­ния к создавшейся трудности, но это такое отношение, при ко­тором он не знает пути ее преодоления, его надлежит еще толь­ко найти. Однако потребность в поиске может возникнуть толь­ко при ясном (а не смутном) осознании существа встретившего­ся затруднения. Дело в том, что, попадая в проблемную ситуа­цию, субъект до поры до времени воспринимает это обстоятель­ство лишь как затруднение, а не как проблему, которую надо как-то по-особому решать. Таким образом, объективно существующее препятствие мо­жет выступать или не выступать перед человеком как проблем­ная ситуация.

Наши рекомендации