Тема 1. Общая характеристика личности и профессиональной компетентности педагога
Модульное представление профессиональной компетентности учителя
(по А.К. Марковой)
Стороны труда учителя | Психологический модель для каждой стороны труда | |||
Объективно необходимые для труда учителя | Психологические характеристики труда учителя | |||
Профессиональные знания | Профессиональные умения | Профессиональная позиция | Профессиональные психологические особенности (качества) | |
Процесс труда | 1.Педагогическая деятельность учителя | |||
2.Педагогическое общения учителя | ||||
3.Личность учителя | ||||
4.Обучение школьников | ||||
5.Воспитанность школьников |
Из таблицы видно, что каждый из пяти компонентов компетентности можно охарактеризовать посредством анализа своеобразия объективно необходимых знаний и умений у любого педагога, его субъективных позиций и психологических особенностей. К последним автор относит педагогическое мышление, наблюдательность, рефлексию, самооценивание, целеполагание, направленность личности и др.
Используя данную таблицу, можно охарактеризовать каждую сторону труда учителя. Например, для осуществления педагогической деятельности необходимы знания о педагогических целях и задачах, средствах и способах воздействия, способах самоанализа; умения, связанные с постановкой целей, применением педагогических приемов воздействия и др; профессиональная позиция – предметника, методиста, диагноста; психологические качества – эрудиция, целеполагание, педагогическое мышление. Подобным же образом анализируются и другие составляющие компоненты труда учителя: педагогическое общение, личность учителя, обученность и воспитанность школьников.
Подведем итог краткому изложению проблемы личности педагога и его компетентности в современной психологии.
Тема 7. Портфолио педагога.
- Портфолио как инструмент профессионального самопознания и развития педагога.
- Методика накопления профессиональных достижений педагога.
Портфолио педагога – способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений специалиста за определённый промежуток времени.
Портфолио - это индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые в продуктном виде представляют профессиональные результаты и достижения воспитателя, а также характеризуют способы анализа и Основные вопросыирования своей профессиональной деятельности и карьеры, которыми он владеет.
Основные цели создания папки достижений – оценивание работы педагога по теме самообразования, отслеживание творческого и профессионального роста, формирование навыков рефлексии (самооценки).
Портфолио позволяет учитывать все достижения, фиксировать промежуточный и конечный результаты в разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
Регулярное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления, поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о его профессиональной деятельности.
По виду профессиональной деятельности выделяют следующие виды портфолио:
- практико-ориентированные, имеющие цель проанализировать практическую деятельность;
- проблемно-ориентированные, выступающие как средство повышения качества решения проблемы;
- проблемно-исследовательские, использующиеся для сбора и систематизации материала в связи с написанием конкурсной работы, научной работы, подготовкой к конференции и т.п.;
- тематические, посвященные анализу, разработке различных аспектов темы) и др.
Можно выделить портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов и комбинированный портфолио.
Тема 12. Психология учителя
1. Психологические исследования труда учителя
2. Структура педагогической деятельности
1. Одним из сложных и малоразработанных направлений деятельности психолога, работающего в образовании, является работа с педагогами. Это можно объяснить несколькими причинами:
1) непроработанность системного понимания процесса профессионального и личностного развития педагога. Функцию развития педагога в школе обеспечивают Институт повышения квалификации, сторонние консультанты или завуч школы, отвечающий за работу с кадрами, методисты или психолог. Недостаточно четко сформулированы цели, задачи и методы работы с педагогами, не ясно, кто и за что несет ответственность при решении вопроса профессионального развития педагога;
2) отсутствие научно обоснованных критериев оценки деятельности педагогических работников;
3) отсутствие методических разработок (рекомендаций), диагностических средств, обеспечивающих эффективное взаимодействие психолога с педагогом в образовательном учреждении;
4) снижение престижа педагогического труда, его общественной значимости, ухудшение условий работы педагогов. В.Б. Ольшанский приводит следующие данные: нагрузка, превышающая норму, - у 62,8% учителей; учитель выполняет более 300 видов деятельности; полностью удовлетворены состоянием нервной системы лишь 14,8% учителей, состоянием физического здоровья - 50,3%; высок процент распада учительских семей; в 25% семей мужья негативно относятся к профессии жены-учительницы.
В отечественной педагогической психологии достаточно много исследований, посвященных труду учителя. Проведен анализ структуры педагогической деятельности и ее функций, изучены качества личности педагога, описаны стили педагогического общения и факторы, влияющие на него, даны типология личности педагога, особенности его мышления, представлены технологии работы психолога с педагогами.
Разработка концепции педагогических способностей представляет собой целостное представление о педагогических способностях: дана характеристика способностей, специфических именно для педагогической деятельности, уровней их развития, связь способностей и эффективности деятельности педагога .
Схема анализа педагогической деятельности построена на основе трех базовых категорий отечественной психологии -деятельности, общении, личности. Труд учителя составляет единство осуществления педагогической деятельности, педагогического общения и самореализация личности учителя. Эффективность труда определяется обученностыо и воспитанностью школьника, профессиональной компетентностью учителя, который должен на достаточно высоком уровне осуществлять педагогическую деятельность, педагогическое общение. Этим реализуется личность учителя, благодаря которому достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. В каждой из этих трех сторон выделяют следующие составляющие :
- профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
- профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;
- профессиональные психологические позиции, установки учителя;
- личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.
Особенность данного подхода заключается в том, что в нем рассматривается процесс и результат труда учителя как с точки зрения объективных характеристик (профессиональные знания и умения), так и субъективных (профессиональных позиций и личностных особенностей). Таким образом, складывается целостная картина профессиональной компетентности, которая может лечь в основу решения многих практических вопросов, в частности: какие знания необходимы педагогу для осуществления деятельности? Каковы методы формирования профессиональных умений педагога? Каковы механизмы влияния на психологическую позицию учителя?
2. В структуре педагогической деятельности выделены педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценка педагогических действий учителя. Проанализирована структура педагогического общения, которое рассматривается как главный инструмент во взаимодействии с ребенком. Выделены информационная, социально-перцептивная, самопрезентативная, интерактивная и аффективная функции педагогического общения. На основе двух групп способностей - проектировочно-гностических и рефлексивно-перцептивных - выделяется пять профессионально значимых качеств, необходимых для осуществления педагогической деятельности: педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность .
В первую очередь у педагога надо развивать социальную перцепцию и эмоциональную реактивность, гибкость поведения, самоуважение и уважение ребенка. Отсюда так важны предлагаемые традиционные методы обучения педагогов (психолого-педагогический консилиум, семинар, тренинги) и оригинальные методики повышения его психологической компетентности .
Содержание деятельности учителя в процессе освоения учителем педагогических функций включает рассмотрение структуры практического мышления и его функциональный состав. Исследования говорят о необходимости преобразования психологических знаний в педагогической деятельности, о развитии оценочно-рефлексивной позиции учителя как необходимого момента и свидетельства зрелости педагогической деятельности и насыщении личностными смыслами механизма использования знаний в деятельности учителя. Данный подход представляет собой целостное теоретико-экспериментальное исследование процессов использования психолого-педагогических знаний в структуре мышления, деятельности и практического опыта учителя .
Большой интерес представляют исследования роли, места и стилей общения в педагогической деятельности.
Указанные разработки, несомненно, обогащают представления психологов о педагогической деятельности, но необходима специальная работа по их переводу в технологии практической деятельности психолога с педагогами.
Обращаясь к педагогам, У. Джеймс писал: «Вы очень глубоко заблуждаетесь, если думаете, что из психологии, т.е. из науки о законах душевной жизни можно непосредственно для школьного употребления вывести определенные программы, планы или методы преподавания.
Психология - наука, а преподавание - искусство. Логика еще не научила ни одного человека правильно мыслить, и точно так же научная этика еще никого не заставила хорошо поступать. Наука только указывает границы, в которых приложимы правила искусства, и законы, которых не должен переступать тот, кто занимается этим искусством»
Лекция-13. Тема: Психологическая служба в системе образования
План:
1. Задачи, структура и функции психологической службы.
2. Правовой статус психолога системы образования.
3. Этический кодекс психолога.
Ключевые слова: положение о психологической службе, квалификация, психодиагностика, психокоррекция, психологическое просвещение, консультирование.
Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования.
Необходимость создания психологической службы в системе образования, ее основные задачи. Структура психологической службы, ее составляющие. Органы управления и исполнения в психологической службе. Место практического психолога в психологической службе и его профессионапьные специализации: психодиагностика, консультирование, психопрофилактика и психокоррекция. Взаимодействие в работе органов управления психологической службой и практических психологов. Состояние и тенденции развития психологической службы а системе образования.
Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога. Квалификационные характеристики и требования, предъявляемые практическому психологу в системе образования. Общее и специфическое в этих требованиях. Обязанности практического психолога. Приоритет обязанностей над правами в исполнении профессиональных функций практическими психологами. Права практического психолога, формы реализации и способы юридической, социальной и моральной защиты этих прав. Вопросы, решаемые практическими психологами самостоятельно и во взаимодействии с другими лицами, вовлеченными в учебно-воспитательный процесс. Спорные вопросы, возникающие в работе практического психолога в системе образования, пути их решения.
Этический кодекс практического психолога. Понятие о профессиональном этическом кодексе. Необходимость его введения и использования в психологической службе системы образования. Источники норм и правил, включаемых в этический кодекс практического психолога. Сферы деятельности психолога, регламентируемые нормами этического кодекса. Конкретные нравственные нормы, регулирующие действия практического психолога в различных социальных ситуациях. Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи» имеющие диплом об окончании высших учебных заведений по специальности «Психология». Они принимают участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом (ранняя юность). На всем протяжении жизни ребенка с момента его рождения и до окончания школы он должен находиться в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого времени, занимающего в среднем от 16 до 18 лет, должно вестись систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. В ходе его проводят регулярные психодиагностические обследования, оценивают характер и темпы психического развития ребенка, дают рекомендации по его обучению и воспитанию, контролируют их реализацию.
Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей.
Психологическая служба призвана также обеспечить своевременное выявление резервов психологического развития детей, их реализацию в обучении и воспитании. Если речь идет о детях, отстающих в своем развитии от большинства других детей, то задача практического психолога сводится к тому, чтобы вовремя выявить и устранить возможные причины задержек в развитии. Если дело касается одаренных детей, то аналогичная задача, связанная с ускорением психического развития, трансформируется в проблему, которую мы уже обсуждали в предыдущей главе: обеспечения раннего выявления задатков и их превращения в высокоразвитые способности.
Еще одна сложная задача психологической службы в системе образования состоит в том, чтобы постоянно, в течение всего детства держать под контролем процессы обучения и воспитания детей с целью повышения качества обучения и воспитания. Имеется в виду необходимость построения этих педагогических процессов в строгом соответствии с естественными и социальными законами работы психолога здесь сводится к тому, чтобы с позиций этой науки оценивать содержание и методы психического развития детей, с основными положениями психологической теории обучения и воспитания.
Тема 1. Общая характеристика личности и профессиональной компетентности педагога
Цель занятия: формирование у студентов теоретических знаний о личности и профессиональной компетентности педагога, а также о структурных копонентах личности педагога.
Основные понятия: самопознание и саморазвитие, адаптация, стагнация, профессионально–педагогическая направленность, профессиональная активность, профессиональные знания и умения; профессиональные педагогические способности, память, мышление и воображение, профессиональные самосознание
Тема1. Общая характеристика личности и профессиональной компетентности педагога
Основные вопросы
1.Структурные компоненты личности педагога
2.Структура педагогической деятельности
3.Профессиональная компетентность
1. Обсуждение проблем самопознания и саморазвития, оказание психолого-педогогической поддержки личности на разных ступенях индивидуального развития логически приводят к выводу, что львиная доля этой работы приходится на педогогический коллектив и конкретного педагога. Оказать эффективную помощь другим, создать атмосферу, способствующую культуре самовоспитания, может только тот учитель, который сам встал на путь систематического самопознания и саморазвития, активно занимается самовоспитанием. В противном случае его деятельность по стимулированию и саморазвитию детей будет носить декларативный характер, не подкрепляясь собственным опытом.
Ученые отмечают, что у педагога есть три возмжности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личнности). Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге польностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступает тогда, когда учитель останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа и т.п., в результате профессииональная активность снижается, возрастает невосприимчивность к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда – то позволяло быть на уровне требований.
Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода трудовых будней – непременно условие успешной деятельности представителей любой профессии, не говоря уже о профессии педогогической. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечяется участниками педагогического процесса, отрицательно сказывается на результатах педогогического труда.
Для того чтобы перейти к анализу проблем профессионального самопознания и саморазвития педагога, небходимо хотя бы коротко остановиться на характеристике его личностных особенностей и профессиональной компотентности, специфике деятельности.
В настоящее время в науке существует самые разнообразные подходы к выделению структурных компонентов личности педагога, его деятельности и общения, разные взгяды на особенности и своеобразие его профессиональной компетентности. К наиболее значимым компонентам структуры личности педагога относятся: профессионально–педагогическая направленность; профессиональная активность; профессиональные знания и умения; профессиональные педагогические способности, память, мышление и воображение; профессиональные самосознание. Дадим им краткую характеристику.
Профессионально-педагогическая направленностьличности определяется обычно как особый класс отношений, где ведущее значение приобретают отношения к детям, к деятельности, к себе. Структурируя три основных типа отношений, можно получить восемь типов профессионально- педагогической направленности, но в качестве оптимального следует признать тот тип, где выражены все три компонента: отношение к детям, отношение к предметам и отношение к себе; неоптимального – где не выражен достаточной степени ни один компонент направленности. Развитие профессионально-педагогической напавленности зависит от многих факторов, важнейшими из них являются: личностые особенности самого педагога, его интересы, стремление к самосовершенствованию; своеобразобание организации педагогической деятельности со стороны руководства (какие условия создаются администрацией учебного заведения для оптимальной системы отношений конкретного педагога к деятельности, детям и себе); особенности взаимодействия в коллективе: с администрациией, коллегами, родителями, детьми. Знание собственной профессионально- педагогической напавленности, ее слабых и сильных сторон выступает в качестве условия определения перспективных линий самовоспитания: это может быть совершенствование методики преподавания, изменение отношение к детям (например: выработка способности к терпимости, повышение собственной уверенности, самопринятия и т.п). Таким образом, профессионально-педагогической напавленность задает как бы “вектор” личности педагога, в концентрированном виде аккумулирует его мотивацию профессионально деятельности.
Профессиональная активность харатеризуется стремлением педагога постоянно расширять сферу своей деятельности, выходить за рамки нормативов, что выражается в постоянном поиске новых форм, методов и средств преподавания, нестереотипных решений возникающих задач, способности совершенстввовать свои отношения с администрацией, коллегами, родителями, учащимся, постоянном анализе на основе рефлекси своей работи, наконец, заниматься саморазвитием, используя все средства и способы самовоспитания. В контексте рассмматриваемых проблемименно профессиональная активность является важным условием саморазвития. Вне такой активности, предполагаюшей высокий уровень мотивации, развитие педагога в лучшем случае будет осуществляться по адаптивному типу, в худшем- неизбежна стагнация.
Профессиональные знания и умения составляют содержание профессиональной подготовки. Не обладая знанями и умениями, педагог вообще не мог бы осуществлять свои функции. Профессиональные знания многообразны: это – хорошее знание своего предмета, знания в областях педагогики, психологии, методик, сфере построения отношений с другими и знание собственных профессиональных возможностей. То же можно сказать и о специальных умениях. Сюда относятся: прогностические, аналитические, проективные, рефлексивные, мобилизионные, развивающие, ориентационные, коммуникативные, перцептивные (перцепция – это восприятие) и другие умения. Владение знаниями составляет тот багаж профессионала, который во многом определяет уровень компетентности, без них все разговоры о совершенствовании деятельности и саморазвитии лишаются смысла.
Педагогические способности характеризуют тот личностный потенциал, которым обладает каждый педагог, но в разной мере. Именно педагогические способности и обнаружение их у себя формируют соответствующие профессиональные стать педагогом, склонности заниматься педагогической деятельностью, эффективность педагогического труда. Знание своих способностей, использование наиболее выраженных из них, развитие их в ходе профессиональной деятельности являются основой для успешного выбора и базой для определения путей дальнейшего самосовершенствования.
Наиболее важные способности:
Академические – соответствуют областям наук: математике, физике, литературе, иностранному языку и т.д ; они проявляются в повышенном интересе учителя к науке (он следит за открытями, ведет по возможности исследовательскую работу всвоей сфере);
Дидактические – доступно, понятно, интересно передовать учащимся учебный материал, вызывая ответную активность; итогом являются высокие результаты, которые демонстрируют школьники, обучающиеся у такого учителя;
Перцептивные – проникать во внутренний мир детей, психологическая наблюдательность, связанная с пониманием личности ребенка и его состаяний;
Коммуникативные – продуктивное общение с детьми, умение найти к ним правильный подход, установить верные взаимоотношения;
Речевые – четко, ясно и последовательно излагать свои мысли, нысыщая их эмоциональной экспрессией, владение культурой речи;
Организаторские – умение сплотить ученический коллектив, мобилизовать его на решение различных задач, а также способность организовывать собственную работу, правильно распределять время на выполнение тех или иных дел;
Проективные – связаны с умением проектировать деятельность как свою так и учащихся, выстраивать последовательность изложения материала и сценарий урока, внеклассных мероприятий и т.п;
Авторитарные – непосредственное эмоционально- волевое влияние на детей, умение на этой основе добиваться у них действительного авторитета;
Педагогические воображение – специальная группа способностей, выражающаяся в умении предвидеть результаты как своих деиствий, так и деисвтий других, вносить уже на уровне сознания необходимые коррективы;
Распределение внимания – умение заниматься одновременно различными видами деятельности: вести урок, видеть всех учащихся, прогнозировать ход дальниших событий и т.п
Перечисленные способности не раскрывают всей полноты знаний, умений и способностей педагога, но по краиней мере дают представление о них, оприделяя сферу возможного самопознания и саморазвития.
Педагогическая память, мышление и воображение.Занятие педагогической деятельностью придает определенную направленность психическим процессам учителя (вне зависимости от его желания) и профессионализирует их, решает специфические задачи, которые отличны от задач врача, инженера, рабочего, где предъявляются свои требования к личности профессионала. Если память, например, врача “загружена” симптомами, болезнями, рецептами, то память педагога – содержанием учебных предметов, различными технологиями, способами налаживания отношений и др. Еще большие различия между людьми обнаруживаются в сфере мышления и воображения. Каждая деятельность имеет свои специфические проблемы, и хотя в нее включаются те же формы и операции, свойственные для мышления в целом, они значительно трансформируются под влиянием специфического содержания. Согласитесь, разрешить конфликт между учащимися не одно и то же, что решить задачу по проектированию двигателя или построению техники допроса следователем. Объективно одинаковые мысленные способности, например двух людей, абсолютно по – разному проявляются в разных профессиональных сферах и обусловлены уровнем включенности человека в данную область, мотивацией, имеющимся опытом решения подобного класса задач. То же самое можно сказать и о воображении. Для педагога развитое воображение дает возможность осуществлять проектировочную деятельность, заранее предвидеть последствия своих и чужих действий, упреждающе вносить коррективы в работу.
Профессиональное самосознание – это не какой-то особый вид, а то же самопознание, но «объектом» его является не личность в целом, а профессионально значимые личностные характеристики и особенности. Оно включает знания о себе как специалисте, эмоционально-ценностное отношение к себе как специалисту, которые обусловливают особенности профессионального саморегулирования и профессионального самоконтроля. Здесь мы ограничимся приведенной характеристикой, поскольку далее остановимся на этих проблемах подробнее.
Итак, кратко описав основные структурные компоненты личности педагога, следует отменить, что они не рядоположены друг с другом, органически «вплетаются» в личность педагога, образуют его индивидуальность и находят непосредственное выражение в деятельности и общении.
2. Традиционно в структуру педагогической деятельности включают следующие компоненты:
· конструктивный – связан с проектированием содержания, форм, методов собственной деятельности и деятельности других субъектов образовательного процесса;
· организаторский – выражается в способностях педагога воплощать на практике задуманное, организовывать процессы учения, преподавания и взаимодействия;
· коммуникативный – связан с умением педагога налаживать контакты с детьми, способностью общаться;
· творческий – способность педагога по-новому ставить и решать многообразные педагогические задачи, привносит свое индивидуальное видение во все, чем он занимается.
С процессуальной точки зрения педагогическая деятельность включает в решения; анализ и оценки как собственных действий, так и действий учащихся, полученных результатов, на основе чего во все компоненты деятельности вносятся необходимые коррективы.
Многими психологами в качестве самостоятельной сферы труда педагога кроме деятельности выделяется общение (предпринимаются попытки выделить его структуру и функции). Например, российский психолог Л.М.Митина описывает следующие основные функции педагогического общения:
· информационную – обмен информацией между учителем и учениками познавательного и эмоционально-оценочного характера;
· социально-персептивную – дает возможность педагогу и учащимся воспринимать друг друга, устанавливать тот или иной уровень взаимопонимания и взаимопринятия на основе задействования механизмов эмпатии (сочувствие, сопереживания);
· самопрезентацию (самоподачу себя другим) – помогает в самовыражении всем участникам педагогического процесс;
· интерактивную – обмен образами, идеями, действиями, навыками, опытом;
· аффективную - состоит эмоциональной стимуляции «разрядке», облегчении, ощущении психологического комфорта и др.
3. Необходимо отметить, что личность, деятельность и общение тесно связаны и не могут существовать отдельно. От личностных особенностей зависит специфика деятельности и общения; в свою очередь, общение и деятельность являются основой для профессионального развития личности.
Наиболее благоприятное сочетание личностных качеств, особенностей, обусловливающих успешность деятельности и общения в профессиональной сфере, в конечном итоге порождает интегральную характеристику профессионала – его компетентность. В психологии имеются различные подходы как к определению профессиональной компетентности, так и к выделению ее структуры. Для примера мы приведем разработки психолога А.К. Марковой.
Итак, по А.К. Марковой, профессиональная компетентность – это такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя; в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников.
Таким образом, в структуре компетентности выделяются: личность учителя, педагогическая деятельность, педагогическое общение и два компонента, характеризующих результативность труда педагога – обученность и воспитанность учащихся. В каждой из сторон труда учителя вычленяются следующие составляющие:
1) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
2) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;
3) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;
4) личностные особенности, обеспечивающие уровень овладения учителем профессиональными знаниями и умениями.
Отмечается, что знания и умения – это объективные характеристики труда учителя, а позиции и личностные особенности – субъективные характеристики, необходимые для его соответствия требованиям профессии. Соотношение тех и других автор называет «психологическим модулем» профессии педагога, который может быть вычислен в каждом из блоков профессиональной компетентности (табл.1).
Таблица 1