IV. Активизирующее общение воспитателя с детьми в игре
Включаясь в игру, воспитатель тактично, осторожно направляет играющих, заботясь о том, чтобы не разрушить их замысел. При этом он решает разные задачи руководства, которые были выделены с учетом особенностей развития игры.
Рассмотрим, как воспитатель может активизировать играющих детей, решая задачи руководства.
Чтобы дети могли претворить в играх разнообразные замыслы, воспитатели большое внимание уделяют формированию у них способов реализации задуманного. У большинства детей хорошо сформированы предметные способы отображения окружающего в игре, поэтому воспитатели лишь поощряют их за интересную выдумку в выборе предметного способа решения игровых задач. Формируя ролевые способы, воспитатели изменяют формы активизирующего общения, они больше разговаривают с играющими, побуждая их к ролевым высказываниям и беседе, с этой целью они задают детям вопросы по содержанию.
В сюжетно-ролевой игре большое внимание уделяется формированию положительных взаимоотношений между играющими. Воспитатель помогает детям договориться в игре, вступить в общение со сверстниками. Например, заметив, что кто-то из ребят едет на машине, воспитатель советует ему пригласить кого-нибудь прокатиться вместе. Дети любят играть с воспитателем, приглашают его в игру. В таких случаях педагог иногда советует пригласить поиграть и сверстников, но делает это ненавязчиво, а тактично. Рассмотрим, как ведет себя педагог в подобной ситуации. Андрей построил теплоход, надел фуражку, обращается к воспитателю: "Пойдемте, я вас покатаю на теплоходе".
Воспитатель: "Мы вдвоем поедем, на теплоходе обычно катается много людей".
Андрей, ни к кому не обращаясь, кричит: "Приглашаю на теплоход".
Воспитатель: "Никто не понял, кого ты приглашаешь и зачем".
Андрей: "Пассажиры, приходите. Теплоход скоро отправляется, я вас прокачу на нем. Я капитан".
В результате длительной, кропотливой воспитательной работы, дети приучаются сами налаживать отношения в игре и постепенно включаются в активизирующее общение друг с другом, игра становится подлинно самостоятельной, творческой деятельностью, в ней играющие много и содержательно общаются, умело налаживают взаимоотношения.
КАК ПЛАНИРОВАТЬ РУКОВОДСТВО ИГРОЙ ?
Полнота развития игры, а, следовательно, ее воспитательная ценность повышается при условии планирования воздействий педагога. Однако в практике часто встречаются ошибки, в планировании руководства играми. Еще в 50-е годы Р.И. Жуковская, Д.В, Менджерицкая, П.Г. Саморукова указывали на недоступность планирования: во-первых, тематики игр, во-вторых, игровых действий, которые выполняют дети.
Анализ планов воспитательно-образовательной работы свидетельствует о том, что именно эти ошибки допускают воспитатели при планировании руководства играми. В качестве примера приведем типичную запись: "Организовать сюжетно-ролевую игру в больницу. Вспомнить, что делает врач: прослушивает больных, ставит градусник, дает лекарство" В этом примере указана тема игры, запланировано, что будут делать играющие. Таким образом, воспитатели заранее планируют навязывание детям темы игры, а это идет к подавлению самостоятельности, инициативы.
Другой существенной ошибкой планирования руководства играми является отсутствие связи с работой по ознакомлению с окружающим. Воспитатели не всегда предусматривают возможность переноса полученных детьми впечатлений в игру. Это приводит к усвоению детьми формальных знаний (С.Л. Новоселова).
Что нужно планировать, осуществляя руководство игрой ?
Рекомендуется планировать: во-первых, задачи руководства игрой; во-вторых, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи.
Чтобы определить задачи руководства игрой, надо хорошо знать, как развита игра у каждого ребенка. Это помогает выявить диагностика.
Опыт показывает, что календарные планы руководства игрой надо составлять на короткий срок, на 1-2 дня, чтобы воспитатель знал и учитывал игровые замыслы детей во время планирования методических приемов.
В качестве примеров приведем несколько записей из плана воспитательной работы.
- Учить детей ставить друг другу игровые задачи. Выяснить, куда поехали мальчики, предложить пригласить кого-нибудь прокатиться.
- Поощрять выразительное исполнение взятой роли: "Ты такая заботливая мама".
- Включать детей в ролевую беседу. Спросить у шофера, где едем, куда, что встречается на пути, что случилось с мотором и т.д.
Во всех приведенных примерах указаны задачи руководства и методические приемы. Содержание приемов воспитатель может изменить, если у детей появился другой замысел игры.
Кроме обязательного календарного плана, может быть перспективный план. Он нужен для того, чтобы, во-первых, видеть перспективу развития игры в течение определенного времени, во-вторых, для осуществления связи ознакомления с окружающим и дальнейшего развития содержания игры.
Перспективный план можно составить с учетом четырех компонентов комплексного руководства игрой. За основу берется ознакомление детей с окружающим, в зависимости от этого предусматривается обогащение игрового опыта детей, изменение предметно-игровой среды и активизирующее общение воспитателя с детьми в игре. Примерные перспективные планы предлагаются в приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы для анализа игры
1. Какая тема игры?
2. Как возникает замысел игры: самостоятельно или с помощью взрослого?
3. Количество отображаемых в игре эпизодов, их разнообразие.
4. Самостоятельность детей при постановке игровых задач:
- игровые задачи детям ставит взрослый;
- взрослый помогает в постановке игровых задач;
- игровые задачи дети ставят самостоятельно.
5. Сформированность предметных способов решения игровых задач:
- разнообразие игровых действий с игрушками;
- наличие игровых действий с предметами-заместителями, какие заместители используют и в каком значении;
- наличие игровых действий с воображаемыми предметами.
6. Сформированность ролевых способов решения игровых задач:
- разнообразие и эмоциональная выразительность ролевых действий;
- с кем дети вступают в ролевые высказывания или беседу;
- содержательность ролевых высказываний и беседы.
7. Самостоятельность детей в выборе предметных и ролевых способов решения игровых задач.
8. Взаимодействие детей в игре:
- с кем вступают во взаимодействие;
- по чьей инициативе вступают во взаимодействие (взрослого, сверстника, по своему желанию);
- длительность взаимодействия.
9. Эффективность руководства играми детей.
10. Определить задачи руководства игрой.