Введение участников в тренинг
В известных руководствах по СПТ приводятся всевозможные классификации стадий тренинга и развития динимики тренинговой группы. Эти классификации представляют собой констатации и характеристики процессов, которые происходят с участниками. Однако проблемы технологии тренерской работы освещаются фрагментарно. Остается ощущение, что основные тренерские секреты остались за кадром. Задачей данного параграфа является приведение в соответствие теории о динамике процессов в тренинговой группе в самом начале ее развития и приемов подготовительной тренерской работы по созданию коммуникативного пространства необходимого качества.
Существует практическая проблема в любом социально-психологическом тренинге, не зависимо от программы: «Как начать тренинг? Как ввести участников в соответствующее коммуникативное пространство? Как это сделать быстро и эффективно?». Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представлять, какие реальные процессы разворачиваются в тренинговой группе в самом начале тренинга.
Со стороны участников – это процессы знакомства и исследования друг друга, самопрезентации, выяснения «кто есть кто», установления определенной ролевой структуры (выделение лидера, оппозиции, рядовых участников и др.), принятия правил и норм общения в группе, формирования ожиданий в отношении программы тренинга, формирования целевой направленности на работу.
Со стороны тренера – это также самопрезентация, но как тренера; представление целей программы, инициативные действия по организации перечисленных выше групповых процессов, которые происходят в любом случае. Однако задача тренера, стремящегося посвятить основное время тренинга определенной программе, – интенсифицировать эти процессы, способствовать их максимально быстрому протеканию.
В. Ю. Большаков считает, что в тренинговой группе стадия знакомства представляет собой не просто выполнение участниками формального ритуала приветствия. Значимой особенностью этого этапа, по его мнению, является то, что участники предстают друг перед другом и перед тренером закрытыми, свои глубинные чувства и мысли не раскрывают, выполняют лишь общепринятые действия. Как правило, этот этап бывает очень коротким, продолжается лишь несколько минут (или несколько десятков минут, а по нашим данным все же длиннее – до 1 часа) и переходит в стадию агрессии, естественно возникающей при выяснении вопроса о лидерстве и других ролевых притязаний.
Стадия знакомства представляет собой обмен приветствиями и краткой информацией о себе. Главные вопросы, которые волнуют участников СПТ в ходе этой процедуры: «Кто же тут собрался?» и «Что мы сейчас вместе будем делать?». Во время знакомства проявляются те особенности человека, которые вытекают из его предыдущего социального опыта, привычных ролевых проявлений в жизненных группах.
На формальной стадии знакомства необходимо, чтобы все участники тренинга и сам тренер запомнили имена друг друга. Элементарные приемом, облегчающим неловкость от незнания имен, является применение бейджиков, на которых указана необходимая информация. Однако этот прием не отменяет необходимости действий, направленных на запоминание имен. Ситуацию с запоминанием имен можно специально обсудить: надо – не надо запоминать, почему недостаточно бейджиков, какие есть конкретные приемы запоминания имен собеседников, как часто в реальной жизни нас подводило забывание имени партнера по общению.
Перед тренером на стадии знакомства стоят следующие задачи:
· быстро организовать само знакомство (в том числе подать себя), а затем наладить неформальное, открытое общение участников;
· развеять их опасения перед раскрытием, снизить эмоциональную напряженность;
· согласовать представления участников о целях предстоящей работы, выделить различные смыслы предстоящей работы; презентовать программу тренинга;
· вызвать желание работать, замотивировать участников на совместную деятельность в выбранном направлении.
В ходе осуществления ритуала знакомства участники признают наличие общих интересов, демонстрируют готовность принимать участие в работе группы. В момент самопрезентации проявляются также индивидуальные представления участников о целях работы группы. Тренер в ходе обсуждения обязан выделить те высказывания, которые чаще всего звучали, и дополнить при необходимости обобщениями, подчеркнув при этом единство устремлений, общность участников.
Общая цель, представление о которой имеется у каждого участника группы, побуждает до этого незнакомых людей объединиться в тренинговую группу для ее достижения. Однако часто бывает, что истинные цели участников группы значительно различаются между собой. Так, например, кто-то пришел на занятия для того, чтобы овладеть определенными знаниями, а кто-то, потому что ему скучно, а в группе подходящая компания.
Я наблюдала случай, когда на тренинг для психологов по теме «Посредничество в конфликте» пришел морской офицер, который был в отпуске после плавания. Что его привело? Во-первых, заманчивое название, а во-вторых – подходящее время, а в-третьих – скука (а может, и во-первых).
Офицер плохо понимал термины, явно раздражался, когда его просили откровенно высказаться, но упорно ходил до конца тренинга!
Важно то, что для достижения своих целей участники сочли необходимым объединиться в группу. Задачей тренера является коррекция представлений участников о целях предстоящей работы в сторону реалистических возможностей. Таким образом, в ходе дальнейшего знакомства наступает этап согласования собственных представлений о предстоящем тренинге между участниками – друг с другом и с тренером. На этом этапе становятся очевидными первые противоречия среди участников. Далее группа готовится к решению задач, формирует свою структуру, создает правила своей деятельности. Естественно, что противоречия проявляются в еще большем масштабе. По мнению многих авторов, неминуемо наступает стадия агрессии, в ходе которой в конфронтацию вступают участники, претендующие на одну и ту же ролевую нишу.
Каковы критерии успешности прохождения стадии знакомства? Приведем цитату из книги В. Ю. Большакова: «Успешным для группы можно считать, когда на стадии знакомства участники хорошо запомнили имена и рассказы партнеров по группе о себе; причем, как правило, по окончании представлений у каждого участника два-три человека откладываются со знаком «плюс», и столько же со знаком «минус», т. е. они ему не понравились».
Таким образом, кроме формального знакомства (запомнили имена) участники узнают друг о друге определенную информацию, на основе которой в группе формируются отношения первой симпатии-антипатии.
Существует множество приемов и специальных упражнений, направленных на интенсификацию процесса знакомства. Все указанные приемы тренерской работы можно разделить на 3 группы:
1. Приемы организации ритуала знакомства, обмена информацией участников друг о друге. Эти приемы чаще всего применяют на стадии формального знакомства, хотя и на протяжении тренинга они вполне уместны, если применяются для углубления представлений участников друг о друге.
2. Приемы раскрепощения и снижения эмоционального напряжения, перехода на неформальный уровень взаимодействия (в литературе, посвященной СПТ, их называют «ледокол», «разогрев», «разморозка», «разминка» и т. п.);
3. Приемы объективации целей работы, актуализации определенной мотивации участников.
Рассмотрим подробнее возможный арсенал приемов тренерской работы в каждой указанной группе.