Принципы и правила проведения спт

Каждый из приведенных ниже принципов по-своему служит созданию необходимой атмосферы в группе, достижению цели тренинга. Рассмотрим известные принципы ведения групповой работы.

Принцип общения – «здесь и теперь». Цель введения принципа – ограничение групповой дискуссии событиями, происходящими «здесь и теперь», то есть в данной группе и преимущественно в данный момент. Выполнением этого принципа обеспечивается переход от общих рассуждений к анализу конкретных регистрируемых фактов, непосредственно происходящих на тренинге в режиме реального времени. Принцип «здесь и теперь» позволяет анализировать собственные проявления, не прячась за тезис: «Вообще-то, я белый и пушистый, это сейчас я не очень, потому, что…». В соответствии с народной мудростью, трудно предположить, что из одного и того же источника в разные периоды льется кардинально различная жидкость (например, горькое и сладкое). Как бы ни были слащавы проявления человека, если он регулярно испытывает негативные чувства, то они проявляются и могут быть восприняты партнером! Данный принцип постулирует тот факт, что, анализируя свои проявления в группе в достаточно условных ситуациях, мы, тем не менее, можем получить важную информацию о стратегии проявления нашей личности в жизненных ситуациях.

Принцип персонализации высказываний требует отказа от безличных речевых форм, помогающих в повседневном общении скрывать собственную позицию или избегать прямого адресования в нежелательных случаях. Точнее говоря, высказывания типа «обычно считается», «некоторые полагают» заменяются в рамках тренинга личными формами «Я считаю», «Я полагаю». Аналогичные замены требуются и по отношению безадресных высказываний о других. Вместо высказываний типа «некоторые позволяют себе…» участникам предлагается точно указывать, чье поведение и в каком аспекте воздействует на них. Этот принцип повышает ответственность человека за собственные высказывания. С другой стороны, позволяет адресно проявить свои чувства и мысли, что, в свою очередь, приводит к большей эффективности общения, увеличивает шансы добиться своего, просто быть лучше понятым партнерами по общению.

Принцип акцентирования языка чувств. Различные процедуры тренинга обеспечивают раскрытие эмоционального мира участников, акцентируют внимание на эмоциональных состояниях и проявлениях участников. Это необходимо для понимания участниками своего воздействия на других и анализа причин своих эмоциональных состояний во взаимодействии. Для акцентирования чувств могут применяться констатации, утверждения (например, «я раздражаюсь, когда меня перебивают»), либо метафоры как вербального, так и невербального характера (например, «Твоя речь похожа на звук работающей бензопилы»). Метафорический язык может быть более емким, удобным, ироничным и поэтому менее жестким, менее травмирующим. Тренер обязан обратить внимание участников на чувства, которые сопровождают любые действия. Участники имеют возможность проследить, как возникают сильные неприятные чувства, овладеть эмоциональным словарем. Осуществление данного принципа помогает человеку лучше понять себя. На этой основе участники могут совершенствовать свою эмоциональную регуляцию за счет того, что появляется возможность отследить, как накапливаются слабые чувства, как они приобретают вес, на каком этапе их уже трудно контролировать, что можно предпринять для предотвращения эмоционального эксцесса.

Принцип активности заключается в том, что активность, как форма поведения в тренинге, имеет в виду реальную включенность каждого члена группы в интенсивное групповое взаимодействие. Можно выделить несколько позиций участников тренинга по критерию активности. Активные участники стремятся к каждому упражнению, сами активно высказывают обратную связь другим и стремятся ее получить. Менее активные участники выполняют упражнения преимущественно по инициативе тренера, по его же просьбе делятся своим мнением, однако сами инициативу проявляют редко. Пассивные участники избегают принимать участие в упражнениях, формально высказываются, не выражают эмоционального отношения к другим, к ситуации. Такие участники занимают позицию нейтральных, а иногда негативно настроенных наблюдателей, не включенных в активный процесс.

Эффективность позиций участников тренинга можно метафорически сравнить с эффективностью проведения времени персонажей в следующей ситуации. Представьте себе теплую лунную ночь, скамейку на берегу реки, на ней – влюбленные. Они готовы всю ночь без отрыва смотреть в глаза друг другу. Для них время наполнено глубоким содержанием, связанным с переживанием счастья. Для человека, который сидит в кустах и просто наблюдает за ними, время тянется медленно. Он не понимает смысла такого занятия, ему нудно и скучно, не хватает стимуляции. В результате сторонний наблюдатель просто устанет, но так и не сможет пережить то же, что и влюбленные. Таким образом, чем активнее и заинтересованнее участники, тем больше содержательной информации они получают как по теме тренинга, так и о себе лично.

Интенсивное включение в групповой процесс предполагает активное всматривание, вслушивание, вчувствование в самого себя, в партнера, в группу в целом. Сильная занятость человека, обремененность переживаниями собственных проблем, болезненное восприятие новых сведений о себе могут препятствовать проявлению внимания к другим, к группе, да и к себе в аспекте разных проявлений, которые не касаются доминантных переживаний. Принцип активности предполагает сочетание активного внимания к собственным проблемам с активным включением в наблюдение за другими участниками и групповыми процессами. Мера активности участника зависит от его личностных особенностей, привычных стереотипов. Задача тренера – обеспечить включенность в процессы тренинга каждого участника. Даже если участник не хочет выполнять предлагаемое упражнение, тренер может дать ему задание, связанное с наблюдением за другими участниками. В этом случае активность участника выражается в том, что он дает обратную связь другим.

Безусловно, активность участников связана с мотивацией присутствия на тренинге. Насильно мил не будешь. Тем более участвовать насильно в тренинге не может заставить никто. Даже присутствуя физически, человек, который «отбывает время», может отсутствовать психологически. Метафорой такой позиции является одна восточная поговорка: «Любого ишака можно подтащить к арыку, но пить его ни один шайтан не заставит». В этой связи тренер может предпринять действия по мотивированию участников тренинга к работе через конфронтацию с ними по поводу бесполезности занятий. Конфронтация должна быть действенной, наглядно демонстрирующей участникам их ограничения в конкретных умениях общения, что и создает мотивацию к изменению. В литературе есть очень жесткое, грубое выражение на эту тему – онасекомить участника, группу. Есть более научное выражение – лабилизация. Суть одна – участникам в полной мере, но деликатно показывают неэффективность их привычных стереотипов взаимодействия с окружающим миром. Чувство острой недостаточности, которое возникает вследствие таких действий при условии доброжелательной и принимающей атмосферы в группе, приводит к желанию меняться и пробовать что-то новое.

Принцип доверительного общения (искренности)предполагает формирование в группе доверительного климата отношений, открытости участников. Это обеспечивает возможность каждому участнику группы увидеть свой собственный образ, заглянуть во внутренний мир других участников, понять интимные процессы группы. Открытость обеспечивает искреннюю обратную связь. Принцип доверительного общения связан с описанными нормами общения. Климат доверительности обеспечивается всеми механизмами тренинга и должен охватывать весь цикл занятий. Мера включения в открытое общение может быть различной. Каждый из членов группы реализует ту меру открытости, на которую он готов в зависимости от своих особенностей и от общего уровня доверия в группе.

Мера открытости участника – деликатная вещь, которая может переживаться как возможное ограничение свободы личности. В самом деле, мы же не в суде, где обязуемся говорить только правду да еще и в обязательном порядке. При обсуждении этого принципа общения в группе возникает мысль об ограничении его свободной волей участника - любой участник может наложить «вето» на дальнейшее раскрытие и обсуждение мотивов его конкретного проявления, не принимать участия в каком-либо упражнении, если это связано с его состоянием. На уровне группового правила этот аспект принципа доверительности может быть сформулирован следующим образом: «Ты можешь сказать «СТОП» в том случае, когда ты считаешь, что участники слишком углубились, и тогда обсуждение прекращается без комментариев».

Метафорой меры открытости на тренинге может служить идея группового котла. Представьте себе, что тренинг работает на двигателе с паровым котлом. Если в котле недостаточно жидкости, то давление будет низкое и двигатель работать не будет (процессы тренинга не пойдут, будут не эффективны). Однако жидкость для двигателя не является простой водой. Это ваша искренность. Если искренности достаточно, все участники «едут», а если нет, – тренинг пробуксовывает. Каждый из вас может решить, сколько он даст в общий котел. Кто-то больше, кто-то меньше, но обязательно.

Правило, отражающее этот принцип, может быть сформулировано так: «Если ты говоришь, то говори искренне. Если не можешь, то лучше промолчи. Если молчишь, то помни об ответственности за общее дело. Ты можешь сказать «СТОП», и обсуждение прекратится без комментариев. Никто никого не принуждает, ты можешь ни в чем не участвовать. Вето ограничивает познание, по возможности, пользуйся им только в исключительных ситуациях».

Принцип конфиденциальности по своей сути сводится к соглашению не выносить содержание общения, проходящего в процессе тренинга, за пределы группы, что должно обеспечить становление открытых отношений в группе. Раскрытие участников и обмен действительно искренней обратной связью возможен только в такой «психологически безопасной» среде, которая отличается от социально-нормативной, закрытой, формально-ролевой действительности отношений. Конфиденциальность позволяет группе сохранить дискуссионный потенциал. Если участник имеет возможность обсудить свои переживания вне группы, то он обедняет группу, не доносит до нее силу своих чувств, лишает важной информации. Насколько реально соблюсти этот принцип? Обычно члены группы не разглашают информацию о процессах в группе, пока они участвуют в ней. Однако у многих участников настолько напряжены чувства, настолько сильно идут процессы анализа, что они нуждаются в обсуждении пережитого в группе. В этом случае тренер может поставить ограничение: говори о своих переживаниях, мыслях, чувствах, но не описывай тренинговых процессов, поведения других участников.

Перечисленные принципы групповой тренинговой работы часто выносятся на обсуждение и путем дискуссии в том или ином виде принимаются участниками, как правила общения в групповой деятельности.

Кроме вышеперечисленных принципов поведения участников тренинговой группы, которые часто приводятся в литературе (К. Рудестам, И. Ялом, Л. Петровская, С. Вачков, Е. Сидоренко и др.), существуют специфические принципы организации работы тренера. Эти принципы могут не провозглашаться как отдельные правила. Обычно они входят в описание целей тренинга (объективное самопознание, понимание закономерностей взаимодействия и др.).

Специфическим «служебным» принципом, на которое должен опираться тренер, является принцип оптимизации познавательных процессов в условиях общения. Открытое доброжелательное общение создает благоприятные условия для исследования конкретной сферы взаимодействия и рассмотрения проблем участников. Эффективность познавательных процессов в особых условиях общения повышается и позволяет участникам СПТ углубленно исследовать собственные проявления личности. Е. В. Сидоренко предлагает осуществлять принцип «призывающей задачи», которая создает проблемную ситуацию в значимой сфере взаимодействия участников, вызывая тем самым повышенный интерес и мотивацию «разобраться».

Осуществлениюпредыдущего принципа способствуеттакжепринцип исследовательской, творческой позиции участников: в процессе занятий в группах СПТ постоянно создаются ситуации, в которых участникам группы приходится самим решать проблемы, подтверждать уже известные в психологии закономерности взаимодействия, общения людей и находить оптимальные решения для своих типичных ситуаций профессионального и личного взаимодействия. Тренер обычно активно участвует в моделировании нового поведения, ищет новые способы вместе с участниками. Часто один из главных итогов любого тренинга – это активизация естественного творчества человека применительно к ситуациям общения.

Принцип объективизации поведения. Поведение участников группы СПТ переводится в начале занятий с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне на протяжении всех занятий. Психологическая реальность, так же как и физическая, имеет свои законы, которые необходимо знать и учитывать в своем общении. Возможно, эти закономерности не так очевидны, как физические, однако они есть и выражаются в правилах «хорошего тона» для разных ситуаций. Часто психологические правила сформулированы неопределенно, являются «неписаными», но в основе множества конкретных правил поведения лежат наиболее общие психологические законы, которые нельзя игнорировать. Ведь никто не будет игнорировать закон земного тяготения. Столкнувшись с ним в детстве, человек учитывает его в своей деятельности всю жизнь.

С психологическими законами труднее, потому что психологическая реальность не так очевидна, требует специального внимания и анализа. Трудность анализа в том, что психологическая реальность субъективна, и носителями ее являются отдельные люди, которые не всегда делятся своими чувствами.

Важным средством ориентировки в области взаимодействия являются когнитивные опоры как готовые, так и создаваемые прямо в процессе тренинга. Когнитивная опора – это схематично изложенные закономерности изучаемых процессов общения.

Универсальным средством объективизации поведения является обратная связь, эффективность которой повышается в случае использования видеозаписи. Для повышения уровня объективности занятий в группах СПТ могут использоваться дополнительные средства регистрации поведения участников группы. Например, кроме применения видеотехники, вводятся конкретные алгоритмы наблюдения участников друг за другом при выполнении ролевых игр, во время участия в групповых дискуссиях.

Метафорой принципа объективации поведения, реализации исследовательского потенциала является, по нашему мнению, сказка С. Маршака «12 месяцев». Главная героиня – малолетняя королева вела себя крайне субъективно (чего стоит только приказ доставить во дворец подснежники в январе!). Однако субъективная позиция ведет к проигрышу, игнорированию важных закономерностей общения (хоть ты и королева, но не обязательно все признают твою власть и выполняют нереалистические, унижающие достоинство приказания, особенно тогда, когда физический ресурс власти отсутствует). Только учет истинных законов может способствовать решению проблем. Даже королеве полезно уметь просить! Не ведем ли мы себя иногда так же, как заносчивая королева? Очень возможно, что наши неудачи в контактах связаны с неправильными стереотипами поведения, опирающимися на субъективные представления, не учитывающие реальные закономерности. Участники тренинга могут объективно исследовать и анализировать психологическую реальность.

Еще одним «служебным» принципом является принцип удовольствия.Когда мы испытываем удовольствие, то находимся в так называемом «ресурсном состоянии»,которое способствует поддержанию работоспособности, высокого уровня интереса к занятиям. З. Фрейд утверждал, что большая часть нашей психики (бессознательное), в которой скрыта энергия потребностей и мотивации личности, стремится к удовольствию. Самым естественным способом реализации принципа удовольствия является игра. Благодаря игровым формам занятий работа в группе становится спонтанной, полной сюрпризов. В игре у участников возникает внутренняя мотивация, стремление к общению, партнерство, доброжелательное и уважительное отношение друг к другу. В игре реализуется творческий потенциал участников, их стремление к экспериментированию и интеграции. Я. Морено – гениальный создатель психодрамы, подчеркивал значение спонтанности в ходе общения. Игра способствует активизации разума и чувств участника. Ведущий может использовать энергию игры в учебных целях. Важным технологическим секретом работы тренера является подбор игр, адекватный провозглашенным целям СПТ, моделирование с помощью игр необходимых эмоциональных состояний. Однако не менее важным является так называемый «сухой остаток» игры, связанный с конкретной целью и определенным содержанием. На тренинге важна не сама по себе игра, а именно та социально-психологическая реальность, которая моделируется и может быть изучена с помощью конкретной игры.

Ведущему СПТ необходимо придерживатьсяпринципа равенства психологических позиций участников. Этот принцип связан с признанием ценности личности другого человека. Поскольку тренер часто является образцом, демонстрирующим поведение в группе, то он должен принимать во внимание интересы собеседника, побуждать стороны к активности и взаимному проникновению партнеров в мир чувств и переживаний друг друга, стремлению к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга. Описываемый принцип на уровне правила может реализовываться в принятии обращения участников друг к другу на «ты» и по имени. Такое обращение «стирает» авторитеты, существующие за кругом группы, сокращает психологическую дистанцию между участниками.

Почему это желательно? Энергия, которая тратится на поддержание психологической дистанции, может быть направлена на познание, проработку новой для участника информации. Практически это правило ломает привычный формально-ролевой стереотип обращения участников друг к другу и повышает уровень открытости участников, понимания проблем друг друга. Тактика тренера при решении вопроса обращения участника друг к другу, на наш взгляд, должна быть последовательно настойчивой, поскольку за обращением кроется стереотип меры доверия и открытости участников.

«ТЫ» всегда проще и искреннее, чем «ВЫ». Очень часто у участников, принадлежащих к определенным возрастным группам, возникает протест против непривычного для них обращения. «Опытные», высокостатусные в жизни участники опасаются «потерять лицо». Низкостатусные, как правило, это молодые, «неопытные» участники, не могут переступить через формальный барьер авторитета. Для преодоления этих трудностей тренер может организовать специальные упражнения, дающие возможность участникам попробовать новое обращение. В нашей практике мы используем упражнение с мячом «Задай вопрос о личной жизни». Участник, обладающий мячом, может бросить его любому из присутствующих, сопровождая бросок каким-либо вопросом о привычках и предпочтениях. Смысл упражнения в том, что участник, задающий вопрос, обязательно обращается к другому участнику на «ты», по имени и доверительным тоном, спрашивая как о самом сокровенном. Например: «Сергей, скажи мне, какие девушки тебе нравятся?» Ответ может быть шуточным. Важен сам по себе факт обращения участника к другому.

Еще один прием, облегчающий принятие нового типа обращения, – введение псевдонимов. Участник может выбрать его произвольно, придумать сам, а может выбрать из предложенных на заранее заготовленных тренером карточках. Псевдоним создает иллюзию отхода от реальности, «развязывает руки», позволяет участнику вести себя намного свободнее, пробовать новые способы поведения, творчески проявлять себя.

На практике тренера отмечают психологические трудности при введении правила обращения на «ТЫ» и по имени. Главным здесь является режим уважения участников друг к другу. При проведении тренингов, если после определенных упражнений участники не могут перейти к такому обращению, мы предлагаем им поэкспериментировать. Если участник и после этого не может перейти к непривычному типу обращений, то в дальнейшем мы не настаиваем, не фиксируем на этом внимания, если это не связано с программой тренинга.

Соблюдение принципов СПТ позволяет решить двуединую организационную задачу. С одной стороны, обеспечить активную позицию каждого участника занятия (вовлеченность в действия, партнерство, участие в работе на рациональном уровне, самостоятельный поиск решения проблем). С другой – предоставить тренеру возможность избрать оптимальную тактику проведения занятия, концентрировать внимание и энергию участников на предметных темах.

Принципы общения в группе в начале тренинга обсуждаются и принимаются участниками как конкретные правила поведения в процессе занятий. Некоторые авторы рекомендуют тренерам вводить их достаточно директивно, другие – по мере готовности участников. Специфика введения и применения правил связана с направлением, целями и программой тренинга. Личностно-развивающий тренинг опирается на недирективные методы, информационный и поведенческий тренинг – на более регламентированные методы введения правил. На наш взгляд, целесообразно вводить правила общения после того, как провозглашена основная цель тренинга и участники задумались о том, при каких условиях она может быть достигнута. Для целей введения особых правил общения в тренинговой группе можно использовать дискуссию участников на тему: «Что может помешать достижению поставленной цели, а что, наоборот, будет способствовать ее достижению?». Принятие правил участниками происходит в самом начале тренинга, но список правил может уточняться по ходу занятий. Так, например, на второй день работы группы по программе, проводимой мною для иногородних участников, было принято такое нетрадиционное правило: «В начале занятия отключай мобильный телефон».

Правила могут иметь разные варианты формулировок, однако они являются отражением описанных принципов, благодаря которым возможно построение специфического коммуникативного пространства СПТ. Мы приводим один из вариантов перечня правил взаимодействия участников в тренинговой группе:

1. Говори кратко, конкретно о том, что ты думаешь и чувствуешь в ситуации.

2. Говори искренне, если не можешь – ничего не говори. Ты можешь сказать «ВЕТО» для прекращения обсуждения болезненного для тебя вопроса и если не можешь участвовать в каком-либо упражнении. Помни, что смысл тренинга в том, чтобы открыто обменяться информацией, которая в обыденной жизни не обсуждается.

3. Каждый в группе – ценность (это твой потенциал информации). Мы будем бережно и доброжелательно относиться друг к другу.

4. Чтобы узнать больше, будь активен (участвуй в упражнениях, запрашивай обратную связь от интересующих тебя людей, сам давай обратную связь людям и старайся делать это бережно, не принижая других).

5. Та информация, которая здесь будет обсуждаться, не подлежит разглашению (описывать можно только свои чувства, состояния, однако не поведение и высказывания других).

6. Мы будем называть друг друга по имени (псевдониму, выбранному на время тренинга) и на «ты».

Правил может быть больше либо меньше. Важно помнить, что количество правил должно соотноситься с объемом оперативной памяти (7+2). Правила могут описывать специфику взаимодействия в группе, быть связанными с конкретными программами СПТ, они могут расшифровывать общие правила. Например, правило № 4 часто нуждается в конкретизации понятия «обратная связь», принципов ее эффективности, конкретной подачи (как давать и как принимать обратную связь, как «правильно» критиковать).

Правило обратной связи:

1. Говори кратко, конкретно.

2. Говори о своих чувствах, ассоциациях.

3. Не давай оценок и объяснений чужих переживаний и действий.

Как принимать обратную связь:

1. Слушай внимательно.

2. Запрашивай дополнительную информацию, уточняй, чтобы понять.

3. Не объясняй и не оправдывайся.

Правила конструктивной критики.

1. Критиковать действие, а не личность.

2. Критиковать только то, что можно исправить.

3. Высказывая замечание, найди возможность похвалить. Форма критики должна быть мягкой, доброжелательной.

4. Раздели, по возможности, ответственность за ошибки.

5. Укажи позитивный вариант.

Подобные конкретные правила вводятся по ходу тренинга по мере необходимости. Желательно, чтобы правила были записаны на плакате и все время висели во время занятий, потому что так на них удобнее ссылаться в соответствующих ситуациях.

Приведу пример правил, принятых в одной из тренинговых групп, членами которой были практические работники ОВД. Тема тренинга: «Коммуникация. Стресс. Безопасность». В результате групповой дискуссии о том, «Что нужно делать, чтобы тренинг прошел хорошо? Что может помешать тренингу?» участники пришли к выводу, что помешать могут: давление авторитетов (среди членов тренинговой группы были люди разного служебного статуса); многословие участников, их неумение четко высказать мысль (в том числе штампы и слова-паразиты); мобильные телефоны, которые не вовремя звонят; высказывания-оценки.

В связи с этим группа выбрала следующие правила:

1. Чины и звания оставь за дверью.

2. Всякое мнение ценно и заслуживает внимания, но говори кратко, конкретно, по существу.

3. Не стыдно не знать, стыдно не знать и не спросить.

4. Вся жизнь игра, поэтому в игре изучим жизнь.

5. Не опаздывать! Входя на занятие, отключать мобильный телефон.

6. Обращаться друг к другу на «ТЫ» и по имени.

7. За рамки группы вынесем только знания, события оставим между нами.

Подводя итоги раздела о специфике общения участников тренинговой группы, мы можем перечислить признаки коммуникативного пространства, способствующего раскрытию участников и их вовлечению в активную работу:

· Свобода выражения чувств в условиях психологической безопасности.

· Толерантность и доброжелательность проявлений участников по отношению друг к другу.

· Творческая атмосфера.

· Исследовательская, рациональная направленность действий участников.

· Насыщенность актуальной информацией как предметной, так и личной.

· Насыщенность энергией удовольствия.

Создание коммуникативного пространства такого качества требует специальных усилий тренера как в самом начале тренинга, так и в его процессе. Кроме того, необходимы специальные упражнения «ледоколы»
и «разогревающие» игры, которые направлены на создание эмоционально непринужденной атмосферы. Подбор упражнений для создания непринужденной, доброжелательной атмосферы зависит от возраста и жизненного опыта участников, тех групповых процессов, которые реально происходят в группе, а также от программы тренинга.

Наши рекомендации