Основные методологические подходы к практике социально-психологического тренинга
В методологии обучения общению при разнообразии конкретных методов сложились два основных подхода: поведенческий и личностно развивающий.
Поведенческий подход ориентирован на выработку умений, развитие компетентности, например, в области конфликтного взаимодействия, ассертивного поведения и др. Группы тренинга умений развивались на базе бихевиоризма, основным понятием которого является понятие «подкрепление» – воздействие при выработке условного рефлекса. Поведение и чувства человека находятся в тесной связи с окружением, дающим либо положительную, либо отрицательную оценку (подкрепление) проявлениям личности, общение которой моделируется в условиях тренинговой группы. Сущность поведенческого подхода – в рассмотрении общения на самом элементарном уровне как вида деятельности, разлагаемого на отдельные коммуникативные умения, на технологические последовательности определенных действий. Функция поведенческого тренинга в том, чтобы исследовать имеющиеся у человека способы действий и при необходимости совершенствовать их. Как ориентир совершенствования задается «образец» выполнения коммуникативного действия в виде когнитивной опоры либо инструкции тренера. Поведенческий тренинг, который следует традициям Т-групп, чаще опирается на обобщение опыта взаимодействия участников группы «здесь и теперь». Группы исполнительской компетентности используют когнитивные опоры, которые созданы до тренинга квалифицированными психологами на основе исследований.
Очень часто именно поведенческая умелость является дефицитом в процессе общения. В повседневной профессиональной деятельности работнику часто не хватает отдельных умений, технологических последовательностей действий для успешного целостного осуществления общения как вида деятельности.
Социально-психологический тренинг представляет поведенческий тренинг выработки полезных в какой-либо сфере взаимодействия умений. В тренинге умений стараются объединить дидактическое и практическое обучение. Многие упражнения тренинга носят практический характер. Целью тренингов умений является развитие умений такого поведения, которое рассматривается как желательное, необходимое самим членом группы, либо обществом в целом.
Например, в тренинге сенситивности отрабатываются такие виды поведенческих умений, которые обеспечивают чувствительность к невербальной коммуникации (выражение межличностных чувств, осознание и коммуникация чувств, установок и желаний, связанных с взаимоотношениями; эмпатический ответ – полное понимание партнера и передача этого понимания собеседнику; адекватный переход от выражения межличностных чувств к эмпатическому ответу).
Одним из вариантов тренинга умений является тренинг уверенности в себе, основной методикой которого является «репетиция поведения», в которой осуществляется ролевое проигрывание сложных для личности ситуаций.
В базовом тренинге коммуникативной компетентности отрабатываются такие умения, как слушание собеседника, понимание, аргументирование, привлечение внимания, регуляции эмоционального напряжения в беседе.
Существует множество программ поведенческого тренинга, касающихся конкретных поведенческих умений общения в различных областях человеческой практики. Как правило, они развивают такие поведенческие умения, как умения планировать и предупреждать причины напряженных ситуаций, стресса, моделировать и прогнозировать исполнение конкретных социальных ролей, реализовывать обратную связь в различных контактах, налаживать конструктивное и эффективное взаимодействие.
Без поведенческой умелости профессиональное общение сотрудника РОВД не может быть эффективным. К важным видам профессиональных коммуникативных умений работников ОВД, необходимых в реальных условиях службы, можно отнести умения взаимодействия в агрессивной коммуникативной среде, управление собственными эмоциями и уверенность в себе в условиях личностного противостояния, регуляции эмоционального напряжения партнера, принятие решений в остро событийной ситуации, организаторские функции командира, начальника и др. Эти умения обеспечивают эффективное межличностное и групповое взаимодействие в рамках профессиональной деятельности сотрудника ОВД.