По заочной форме с полным сроком обучения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ СРЕДОВОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология профессионального образования»

Екатеринбург

РГППУ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 34 с.

Настоящий комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Автор: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития   Н.Г. Церковникова      
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ А.А. Печеркина

Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от 14 января 2016 г. №. 11

Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития   Э.Ф. Зеер

Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от 29 января 2016 г. №.5

Председатель методической комиссии Института ППО   В.В. Пузырев
  Зам. директора НБ       Е.Н. Билева
Директор Института ППО   И.И. Хасанова

© ФГАОУ ВО «Российский

государственный профессионально-педагогический университет», 2016

© Церковникова Н.Г., 2016
© Алмазов Б.Н., 2016

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Входя в целостный и последовательный цикл подготовки бакалавров в области психолого-педагогического образования, дисциплина «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних» предполагает следующие цели ее освоения: повышение психолого-педагогической компетентности студентов в вопросах, связанных с профилактической, психодиагностической и коррекционно-развивающей работой с несовершеннолетними «группы риска» и отклоняющимися от нормы в физическом и психическом развитии детьми и подростками.

Задачи дисциплины:

- сформировать теоретические знания о сущности средовой адаптации, психологических особенностях развития личности несовершеннолетних с девиантными поведением, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

- привить умения по диагностике причин и проявлений средовой дезадаптации несовершеннолетних;

- ознакомить студентов с методическими подходами реабилитационной педагогики;

- привить навы­ки разрешения конфликтных воспитательных ситуаций.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних» входит в вариативную часть профессионального цикла подготовки бакалавра по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Данная дисциплина призвана сформировать у обучающихся научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы средовой дезадаптации несовершеннолетних, рассмотреть методы и методики, позволяющие изучить причины нарушений средовой дезадаптации личности и её проявлений, а также позволит выстроить правильную линию поведения при общении с трудновоспитуемыми несовершеннолетних в профилактической, реабилитационной деятельности.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Социальная педагогика»:

из дисциплины «Психология дошкольного возраста»:

Знания: особенности строения психики и закономерности ее развития в период дошкольного развития ребенка; варианты и особенности развития дошкольника при различных видах дизонтогенеза; основные факторы, определяющие полноценное развитие ребенка на этапе дошкольного детства;

Умения: взаимодействовать с детьми дошкольного возраста; использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей; применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей воспитанников;

Владения: современными методами исследований в области возрастной психологии дошкольника; конкретными методиками психолого-педагогической диагностики ребенка дошкольного возраста; современными технологиями педагогической деятельности в контексте подготовки ребенка к обучению в школе.

из дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста»:

Знания: антропометрические, психофизиологические и психические нормы в развитии детей младшего школьного возраста; особенности формирования познавательной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, личностной, морально-нравственной сфер развития младших школьников; специфику и роль обучения и воспитания, в том числе и в условиях семьи, в формировании и становлении личности ребенка в период младшего школьного возраста;

Умения: проводить индивидуальные и групповые психодиагностические процедуры для выявления особенностей развития детей младшего школьного возраста; применять в построении образовательного процесса и реализации психологической практики знания индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста; формировать программы развития личности и психологических особенностей младшего школьника в соответствии с задачами возраста;

Владения: способами построения эффективной коммуникации между взрослыми и младшими школьниками в условиях обучения и воспитания.

из дисциплины «Социальная педагогика»:

Знания: социально-педагогические идеи и методы, позволяющие влиять на развитие и социализацию человека в современном обществе, устройство системы социальной защиты детства;

Умения: использовать в практической профессиональной деятельности методы педагогической поддержки, психолого-педагогического и социального сопровождения, организации жизни и социальной защиты детей ;

Владения: способами выявления совместно с ребенком его интересов и проблем, организации деятельности и общения детей, социального партнерства в интересах детства.

Изучение дисциплины «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних» позволяет перейти к изучению дисциплин: «Психологическая служба в образовании», «Клиническая психология детей и подростков».

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО:

· способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического
и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения
и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

· способность осуществлять психологическое просвещение педагогов
и родителей по вопросам психического развития детей (ПК-25);

· способность применять психолого-педагогические технологии решений типовых задач социально-профессионального развития и обучения учащихся, а при необходимости корректировать деструктивные тенденции развития (ПСК-4).

По окончании изучения дисциплины студент должен:

Знать: сущность и особенности процесса средовой адаптации и её нарушения, психологические особенности развития личности несовершеннолетних с девиантными поведением; методические подходы реабилитационной педагогики;

Уметь:

- проводить диагностику причин и проявлений средовой дезадаптации у несовершеннолетних, создавать помогающие и психологически безопасные условия для обучения и воспитания участников образовательного процесса;

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

- привить навы­ки разрешения конфликтных воспитательных ситуаций.

4. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Формы обучения
Очная Заочная с полным сроком
1. Виды и объем учебной работы, в ч.
1. 1.1. Общая трудоемкость дисциплины 3 (108) 3 (108)
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы - -
1.2.4. Текущие консультации - -
1.2.5. Другие виды аудиторных занятий - -
1.3. Самостоятельная работа:
1.3.1. Курсовой проект (работа) - -
1.3.2. Контрольная работа -
1.3.3. Расчетно-графическая работа - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних работ, самостоятельная подготовка по дополнительному материалу и др.
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Формы обучения
  Очная Заочная с полным сроком
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс
2.2. Семестр
2.3. Экзамен (семестр) - -
2.4. Зачет (семестр)
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - -
2.6. Контрольная работа (семестр) -
         

4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины

По очной форме обучения

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Тема 1. Психическая средовая адаптация как условие социализации личности 1-2 Еже-нед. Выполнение заданий на практических занятиях и дома
2. Тема 2. Адаптация на этапах онтогенеза личности 3-4 Еже-нед Выполнение заданий на практических занятиях и дома
3. Тема 3. Психология семейно-педагогической запущенности 5-6 Еже-нед Выполнение заданий на практических занятиях и дома
4. Тема 4. Психология социальной запущенности 7-8 Еже-нед Выполнение заданий на практических занятиях и дома
5. Тема 5. Развитие личности в условиях средовой дезадаптации 9-10 Еже-нед Выполнение заданий на практических занятиях и дома
6. Тема 6. Понятия почвы и индивидуальности в картине отклоняющегося развития личности несовершеннолетнего 11-12 Еже-нед Выполнение заданий на практических занятиях и дома
7. Тема 7. Особенности психической средовой дезадаптации у несовершеннолетних с аномалиями 13-14 Еже-нед Выполнение заданий на практических занятиях и дома
8. Тема 8. Психология стихийно возникающей детской делинквентности 15-16 Еже-нед Выполнение заданий на практических занятиях и дома
9. Тема 9. Воспитательная среда как условие психической средовой адаптации несовершеннолетних Еже-нед Выполнение заданий на практических занятиях и дома
  Подготовка к зачету     Дифференцированный зачет
Всего за курс    

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Матрица компетенций

Таблица 4

Темы дисциплины Количество часов ОПК-1 ПК-25 ПСК-4
Тема 1. Психическая средовая адаптация как условие социализации личности +    
Тема 2. Адаптация на этапах онтогенеза личности + +  
Тема 3. Психология семейно-педагогической запущенности   + +
Тема 4. Психология социальной запущенности   + +
Тема 5. Развитие личности в условиях средовой дезадаптации + +  
Тема 6. Понятия почвы и индивидуальности в картине отклоняющегося развития личности несовершеннолетнего + + +
Тема 7. Особенности психической средовой дезадаптации у несовершеннолетних с аномалиями + + +
Тема 8. Психология стихийно возникающей детской делинквентности   + +
Тема 9. Воспитательная среда как условие психической средовой адаптации несовершеннолетних   + +

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В рамках дисциплины «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних» предполагается использование следующих образовательных технологий и форм организации учебных занятий:

лекции:

- традиционные и нетрадиционные формы проведения;

практические занятия:

- просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов;

- составление аннотации статьи из научного журнала по актуальным проблемам средовой дезадаптации несовершеннолетних;

- выступление с докладами и презентациями.

Практические занятия по дисциплине предполагают применение элементов интерактивных методов (решение проблемных ситуаций, дискуссии, применение мультимедийных технологий и т.п.). В процессе лекций и практических занятий разбираются случаи из практики психокоррекционной работы, включая собственный опыт студентов, в том числе во время прохождения практики.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Для текущего контроля успеваемости предполагается подготовка и выступление бакалавров очной формы обучения с докладами по обозначенной тематике.

Итоговая аттестация – дифференцированный зачет.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
студентов для подготовки к практическим занятиям

Самостоятельная работа студентов может быть и в форме составления аннотированного списка статей из соответствующих журналов, предложенных в списке дополнительной для изучения литературы. Также возможно написание и защита рефератов на определенные темы:

1. Социальные потребности на разных возрастных этапах и нарушения в их удовлетворении у детей и подростков

2. Педагогическая запущенность как фактор, детерминирующий девиантное поведение несовершеннолетних

3. Ролевые конфликты несовершеннолетних в семье (семейная запущенность)

4. Роли и конфликты несовершеннолетних, угнетаемых средой неформального общения

5. Компенсаторно-защитные позиции личности в ситуации средовой дезадаптации

6. Личностные реакции несовершеннолетних на средовую дезадаптацию

7. Уровни выраженности психической средовой дезадаптации несовершеннолетних

8. Субкультуры людей маргинальной ориентации и их влияние на подрастающее поколение

9. Криминальная субкультура глазами отстающего ребенка

10. Социальная депривация как причина аномального развития личности несовершеннолетнего

11. Специфика интеллекта социально и педагогически запущенных детей и подростков

12. Комплекс неполноценности как вариант защиты Я-концепции

13. Побеги из дома и бродяжничество несовершеннолетних: причины, проявления

14. Особенности психической средовой дезадаптации у соматически ослабленных детей

15. Особенности психической средовой дезадаптации у несовершеннолетних с ретардациями психического созревания (психический инфантилизм и задержка психического развития)

16. Особенности психической средовой дезадаптации у несовершеннолетних с аномалиями в сфере характера

17. Особенности психической средовой дезадаптации у несовершеннолетних с аномалиями в сфере интеллекта

18. Особенности психической средовой дезадаптации у невропатичных детей

19. Воспитательная среда как условие психической средовой адаптации несовершеннолетних

Планы практических занятий по дисциплине

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) Основная литература

Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников для бакалавров и специалистов [Текст] : учебное пособие для вузов [Гриф Федерального института развития образования] / С. А. Беличева. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2012. - 331 с.

Кулганов В. А. Превентология. Профилактика социальных отклонений [Текст] : учебное пособие для вузов по направлению 050700 "Педагогика" [Гриф УМО] / В. А. Кулганов, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2014. - 301 с.

Яковлева Н.Ф. Разработка индивидуально ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Н. Ф. Яковлева. - 2-е изд., стер. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Флинта, 2014. - 121 с.

б) Дополнительная литература

Алмазов Б.Н. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся. Екатеринбург, Департамент образования, 1993.

Алмазов Б.Н. Маргиналы: пособие по психологии социального отчуждения для реальных психологов / Б.Н. Алмазов. - Екатеринбург, 2011. – 180 с.

Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. - Свердловск : Издательство Уральского университета, 1986. - 151 с.

Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: Учеб. пособие /Науч. ред. Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

Алмазов Б.Н. Психология социального отчуждения. – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2007. – 192 с.

Алмазов Б.Н. Социальные и правовые аспекты профилактики наркозависимости : [прогр. для cтудентов вузов юрид., соц. и пед. ориентации] / Б. Н. Алмазов, П. П. Гриценко, Ю. Н. Ружников. - Екатеринбург : Юридический вестник, 1999. - 88 с.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994.

В ожидании будущего: программа психологического сопровождения подростков / М. А. Киселева, Г. Н. Малюченко, О. В. Карина, Н. Е. Шустова. - Москва: Чистые пруды, 2010.

Васильева С.М. Проблема насилия в школьной среде // Отечественный журнал социальной работы, 2012 №3 С. 106-113.

Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод.пособие/ Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 240с.

Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999.

Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Шипициной. СПб, 2003.

Диагностика школьной дезадаптации: для шк. психологов и учителей нач. кл. системы компенсирующего обучения. - Москва : Социальное здоровье России, 1995. - 127 с

Защита детей от жестокого обращения/ Под ред. Е. Н Волковой. - СПб.: Питер, 2007.

Змановская Е. В. «Девиантология»: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: [учебное пособие]. - СПб.: Питер, 2012.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001.

Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. – СПб., 2005.

Кузнецова Ю.М. Психология жителей Интернета. - Москва: URSS, 2011.

Лангмейер И., Матейчик Д. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, Авиценум, 1984.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – СПб., 2005.

Николаева Е.А. Аддиктология: теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции. - Москва: Форум, 2011.

Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. Москва-Архангельск, 1996.

Овчарова Р.В. Справочник социального педагога [Текст] : справочное издание / Р. В. Овчарова. - Москва : Сфера, 2007. - 479 с.

Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2001.

Психосоциальная поддержка семей группы риска как предупреждение семейного насилия и семейного неблагополучия / Под ред. С.А. Беличевой. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2005..

Савина Н.Н. Креативная педагогика для «трудных»: монография. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. – 380с.

Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. – М., 2003.

Шанина Г.Е. Агрессивность как проявление дезадаптации: её диагностика и коррекция // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2010, №4. С. 44-55.

Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Энтони С. Открытие смерти в детстве и позднее. - Москва: РИМИС, 2009.

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Психологические журналы и периодика:

1. htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

2. htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

3. htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

4. htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психоанализа

5. htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа

6. htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

7. psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

8. htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

9. htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциации

10. htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал

11. htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московскогоуниверситета. Серия 14. Психология

12. htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для освоения дисциплины «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних» необходимо мультимедиа оборудование и видеотехника для реализации принципа наглядности в лекционном курсе и на практических занятиях. Современная аудитория с мультимедийным оборудованием (видеопроектор, ноутбук, экран для видеопроектора).

 

Приложение 1

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра психологии образования и профессионального развития

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

"Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних"

Вариант

__________________________________________

Студент_________________

№ зач. кн._______________

Группа_________________

Преподаватель___________

Екатеринбург 2016

Приложение 2

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ПОДРОСТКА

Ф.И.О. _____________________________________________________ Возраст _______ Класс ______

1. Сведения о семье. Состав семьи: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характер эмоциональных отношений в семье, интерес родителей к ребенку: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Сведения о здоровье.

Особенности физического и психического развития, перенесенные ранее болезни и травмы, состояние здоровья к моменту изучения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Информация о развитии личности.

3.1. Основные жизненные события:

в младшем возрасте: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________в начальной школе: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________в неполной средней школе: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Значимые жизненные события для самого обучающегося: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений, сроки из исполнения: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3. Увлечения. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и др.): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4 Референтные лица для самого подростка: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Краткая школьная характеристика:

4.1. Успеваемость (восприимчивость новых знаний, степень готовности перехода на новый уровень обучения и познания): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Отношение к учебе (сознательность и дисциплинированность по отношению к учебной деятельности, увлечение какими-либо учебными предметами):

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.3. Отношение к педагогическим воздействиям (способность усваивать воспитательные воздействия, адекватно реагировать на них): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.4 Отношения с одноклассниками:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5. Проблемы, связанные с обучением и воспитанием обучающегося.
у учителей, родителей: у самого подростка:
   
   
   
   

Выводы_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Эмоционально-поведенческая сфера:

5.1. Сформированность коммуникативных потребностей (внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.2. Сформированность социальных мотивов поведения: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.3. Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию. Волевой контроль эмоциональных реакций. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.4. Внешняя культура поведения. Внешний вид, культура речи, поведения: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.5. Склонность к отклоняющемуся поведению (склонность игнорировать нормы и правила; отношение к наркомании, токсикомании, алкоголизму, делинквентному поведению): _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Развитие самосознания подростка:

6.1. Отношение к себе (самооценка, ее устойчивость, адекватность; принятие себя):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6.2. Степень критичности к себе, наличие навыков самоанализа: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6.3. Знание о себе (обоснованность, разнообразие и глубина самооценочных суждений): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.4. Регуляция поведения (способность к самоконтролю, самоорганизации, самовоспитанию):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Оценка средовой адаптации:

 
  По заочной форме с полным сроком обучения - student2.ru

Выводы об особенностях средовой адаптации подростка: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Коллектив

1. Компетентный руководитель, пользующийся авторитетом и властью;

2. Компетентный помощник (уступает руководителю право принимать решения, но пользуется доверием коллег и командует без нажима);

3. Формальный помощник (имеет официальное право давать распоряжения, но не пользуется профессиональным уважением);

4. Принимаемый член коллектива, но не ценимый;

5. Рядовой сотрудник, в заменимости которого ни у кого не возникает сомнения;

6. Изолированный, которого терпят, не скрывая неприязни;

7. Бойкотируемый, с которым не хотят сотрудничать и требуют устранения.

Семья

1. Хозяин дома, зависимость от которого родные воспринимают с удовольствием;

2. Пользуется любовью и привязанностью близких, с оттенком угнетающего ощущения зависимости, приходится считаться с мнением более авторитетных людей;

3. Не испытывает проблем взаимодействия с членами семьи, не может рассчитывать на привязанность с их стороны;

4. Отгороженный, полагающийся на себя, но существующий без проблем и конфликтов;

5. Занимающий одну из сторон конфликта, имеющий сторонников и не теряющий надежды на семейный мир ценой победы;

6. Стремящийся к разрыву, но удерживаемый исключительно силой внешних обстоятельств;

7. Выталкиваемый всеми, но цепляющийся за семью из страха перед социальной средой.

Среда неформального общения

1. Лидер (максимально свободен в своих проявлениях, остальные члены сообщества не нуждаются в принуждении и следуют за ним с энтузиазмом);

2. «Звезда», к нему тянутся, ему подражают, но на поведение группы он может повлиять лишь опосредованно;

3. Независимый член сообщества, который может себе позволить роскошь автономного решения и дерзость претензии на лидерство;

4. Примыкающий без проблем, но и без встречной приязни, симпатии (сосуществующий);

5. Примыкающий ценой внутреннего смирения своих амбиций до поры, пока он не в состоянии сменить среду неформального общения;

6. «Помыкаемый», которому сосуществование с группой дается с вероятностью унижений;

7. Отвергаемый, стремление которого в группе наталкивается на явную неприязнь и угрозу прямой физической расправы.

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних»

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ СРЕДОВОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология профессионального образования»

Екатеринбург

РГППУ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 34 с.

Настоящий комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Автор: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития   Н.Г. Церковникова      
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ А.А. Печеркина

Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от 14 января 2016 г. №. 11

Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития   Э.Ф. Зеер

Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от 29 января 2016 г. №.5

Председатель методической комиссии Института ППО   В.В. Пузырев
  Зам. директора НБ       Е.Н. Билева
Директор Института ППО   И.И. Хасанова

© ФГАОУ ВО «Российский

государственный профессионально-педагогический университет», 2016

© Церковникова Н.Г., 2016
© Алмазов Б.Н., 2016

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Входя в целостный и последовательный цикл подготовки бакалавров в области психолого-педагогического образования, дисциплина «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних» предполагает следующие цели ее освоения: повышение психолого-педагогической компетентности студентов в вопросах, связанных с профилактической, психодиагностической и коррекционно-развивающей работой с несовершеннолетними «группы риска» и отклоняющимися от нормы в физическом и психическом развитии детьми и подростками.

Задачи дисциплины:

- сформировать теоретические знания о сущности средовой адаптации, психологических особенностях развития личности несовершеннолетних с девиантными повед<

Наши рекомендации