По заочной форме с полным сроком обучения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ СРЕДОВОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профиля подготовки «Психология профессионального образования»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 34 с.
Настоящий комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Автор: | кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития | Н.Г. Церковникова |
Рецензент: | кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ | А.А. Печеркина |
Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от 14 января 2016 г. №. 11
Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития | Э.Ф. Зеер |
Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от 29 января 2016 г. №.5
Председатель методической комиссии Института ППО | В.В. Пузырев | |
Зам. директора НБ | Е.Н. Билева | |
Директор Института ППО | И.И. Хасанова |
© ФГАОУ ВО «Российский
государственный профессионально-педагогический университет», 2016
© Церковникова Н.Г., 2016 |
© Алмазов Б.Н., 2016 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Входя в целостный и последовательный цикл подготовки бакалавров в области психолого-педагогического образования, дисциплина «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних» предполагает следующие цели ее освоения: повышение психолого-педагогической компетентности студентов в вопросах, связанных с профилактической, психодиагностической и коррекционно-развивающей работой с несовершеннолетними «группы риска» и отклоняющимися от нормы в физическом и психическом развитии детьми и подростками.
Задачи дисциплины:
- сформировать теоретические знания о сущности средовой адаптации, психологических особенностях развития личности несовершеннолетних с девиантными поведением, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
- привить умения по диагностике причин и проявлений средовой дезадаптации несовершеннолетних;
- ознакомить студентов с методическими подходами реабилитационной педагогики;
- привить навыки разрешения конфликтных воспитательных ситуаций.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних» входит в вариативную часть профессионального цикла подготовки бакалавра по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Данная дисциплина призвана сформировать у обучающихся научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы средовой дезадаптации несовершеннолетних, рассмотреть методы и методики, позволяющие изучить причины нарушений средовой дезадаптации личности и её проявлений, а также позволит выстроить правильную линию поведения при общении с трудновоспитуемыми несовершеннолетних в профилактической, реабилитационной деятельности.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Социальная педагогика»:
из дисциплины «Психология дошкольного возраста»:
Знания: особенности строения психики и закономерности ее развития в период дошкольного развития ребенка; варианты и особенности развития дошкольника при различных видах дизонтогенеза; основные факторы, определяющие полноценное развитие ребенка на этапе дошкольного детства;
Умения: взаимодействовать с детьми дошкольного возраста; использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей; применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей воспитанников;
Владения: современными методами исследований в области возрастной психологии дошкольника; конкретными методиками психолого-педагогической диагностики ребенка дошкольного возраста; современными технологиями педагогической деятельности в контексте подготовки ребенка к обучению в школе.
из дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста»:
Знания: антропометрические, психофизиологические и психические нормы в развитии детей младшего школьного возраста; особенности формирования познавательной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, личностной, морально-нравственной сфер развития младших школьников; специфику и роль обучения и воспитания, в том числе и в условиях семьи, в формировании и становлении личности ребенка в период младшего школьного возраста;
Умения: проводить индивидуальные и групповые психодиагностические процедуры для выявления особенностей развития детей младшего школьного возраста; применять в построении образовательного процесса и реализации психологической практики знания индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста; формировать программы развития личности и психологических особенностей младшего школьника в соответствии с задачами возраста;
Владения: способами построения эффективной коммуникации между взрослыми и младшими школьниками в условиях обучения и воспитания.
из дисциплины «Социальная педагогика»:
Знания: социально-педагогические идеи и методы, позволяющие влиять на развитие и социализацию человека в современном обществе, устройство системы социальной защиты детства;
Умения: использовать в практической профессиональной деятельности методы педагогической поддержки, психолого-педагогического и социального сопровождения, организации жизни и социальной защиты детей ;
Владения: способами выявления совместно с ребенком его интересов и проблем, организации деятельности и общения детей, социального партнерства в интересах детства.
Изучение дисциплины «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних» позволяет перейти к изучению дисциплин: «Психологическая служба в образовании», «Клиническая психология детей и подростков».
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО:
· способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического
и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения
и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
· способность осуществлять психологическое просвещение педагогов
и родителей по вопросам психического развития детей (ПК-25);
· способность применять психолого-педагогические технологии решений типовых задач социально-профессионального развития и обучения учащихся, а при необходимости корректировать деструктивные тенденции развития (ПСК-4).
По окончании изучения дисциплины студент должен:
Знать: сущность и особенности процесса средовой адаптации и её нарушения, психологические особенности развития личности несовершеннолетних с девиантными поведением; методические подходы реабилитационной педагогики;
Уметь:
- проводить диагностику причин и проявлений средовой дезадаптации у несовершеннолетних, создавать помогающие и психологически безопасные условия для обучения и воспитания участников образовательного процесса;
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
- привить навыки разрешения конфликтных воспитательных ситуаций.
4. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Формы обучения | |||
Очная | Заочная с полным сроком | |||
1. Виды и объем учебной работы, в ч. | ||||
1. 1.1. Общая трудоемкость дисциплины | 3 (108) | 3 (108) | ||
1.2. Аудиторные занятия: | ||||
1.2.1. Лекции | ||||
1.2.2. Практические (семинарские) занятия | ||||
1.2.3. Лабораторные работы | - | - | ||
1.2.4. Текущие консультации | - | - | ||
1.2.5. Другие виды аудиторных занятий | - | - | ||
1.3. Самостоятельная работа: | ||||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - | ||
1.3.2. Контрольная работа | - | |||
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - | ||
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних работ, самостоятельная подготовка по дополнительному материалу и др. | ||||
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Формы обучения | |||
Очная | Заочная с полным сроком | |||
2. График изучения дисциплины | ||||
2.1. Курс | ||||
2.2. Семестр | ||||
2.3. Экзамен (семестр) | - | - | ||
2.4. Зачет (семестр) | ||||
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | - | ||
2.6. Контрольная работа (семестр) | - | |||
4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины
По очной форме обучения
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Тема 1. Психическая средовая адаптация как условие социализации личности | 1-2 | Еже-нед. | Выполнение заданий на практических занятиях и дома | ||||
2. | Тема 2. Адаптация на этапах онтогенеза личности | 3-4 | Еже-нед | Выполнение заданий на практических занятиях и дома | ||||
3. | Тема 3. Психология семейно-педагогической запущенности | 5-6 | Еже-нед | Выполнение заданий на практических занятиях и дома | ||||
4. | Тема 4. Психология социальной запущенности | 7-8 | Еже-нед | Выполнение заданий на практических занятиях и дома | ||||
5. | Тема 5. Развитие личности в условиях средовой дезадаптации | 9-10 | Еже-нед | Выполнение заданий на практических занятиях и дома | ||||
6. | Тема 6. Понятия почвы и индивидуальности в картине отклоняющегося развития личности несовершеннолетнего | 11-12 | Еже-нед | Выполнение заданий на практических занятиях и дома | ||||
7. | Тема 7. Особенности психической средовой дезадаптации у несовершеннолетних с аномалиями | 13-14 | Еже-нед | Выполнение заданий на практических занятиях и дома | ||||
8. | Тема 8. Психология стихийно возникающей детской делинквентности | 15-16 | Еже-нед | Выполнение заданий на практических занятиях и дома | ||||
9. | Тема 9. Воспитательная среда как условие психической средовой адаптации несовершеннолетних | Еже-нед | Выполнение заданий на практических занятиях и дома | |||||
Подготовка к зачету | – | – | Дифференцированный зачет | |||||
Всего за курс |
Содержание и тематическое планирование дисциплины
Матрица компетенций
Таблица 4
Темы дисциплины | Количество часов | ОПК-1 | ПК-25 | ПСК-4 | ∑ |
Тема 1. Психическая средовая адаптация как условие социализации личности | + | ||||
Тема 2. Адаптация на этапах онтогенеза личности | + | + | |||
Тема 3. Психология семейно-педагогической запущенности | + | + | |||
Тема 4. Психология социальной запущенности | + | + | |||
Тема 5. Развитие личности в условиях средовой дезадаптации | + | + | |||
Тема 6. Понятия почвы и индивидуальности в картине отклоняющегося развития личности несовершеннолетнего | + | + | + | ||
Тема 7. Особенности психической средовой дезадаптации у несовершеннолетних с аномалиями | + | + | + | ||
Тема 8. Психология стихийно возникающей детской делинквентности | + | + | |||
Тема 9. Воспитательная среда как условие психической средовой адаптации несовершеннолетних | + | + |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В рамках дисциплины «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних» предполагается использование следующих образовательных технологий и форм организации учебных занятий:
лекции:
- традиционные и нетрадиционные формы проведения;
практические занятия:
- просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов;
- составление аннотации статьи из научного журнала по актуальным проблемам средовой дезадаптации несовершеннолетних;
- выступление с докладами и презентациями.
Практические занятия по дисциплине предполагают применение элементов интерактивных методов (решение проблемных ситуаций, дискуссии, применение мультимедийных технологий и т.п.). В процессе лекций и практических занятий разбираются случаи из практики психокоррекционной работы, включая собственный опыт студентов, в том числе во время прохождения практики.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Для текущего контроля успеваемости предполагается подготовка и выступление бакалавров очной формы обучения с докладами по обозначенной тематике.
Итоговая аттестация – дифференцированный зачет.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
студентов для подготовки к практическим занятиям
Самостоятельная работа студентов может быть и в форме составления аннотированного списка статей из соответствующих журналов, предложенных в списке дополнительной для изучения литературы. Также возможно написание и защита рефератов на определенные темы:
1. Социальные потребности на разных возрастных этапах и нарушения в их удовлетворении у детей и подростков
2. Педагогическая запущенность как фактор, детерминирующий девиантное поведение несовершеннолетних
3. Ролевые конфликты несовершеннолетних в семье (семейная запущенность)
4. Роли и конфликты несовершеннолетних, угнетаемых средой неформального общения
5. Компенсаторно-защитные позиции личности в ситуации средовой дезадаптации
6. Личностные реакции несовершеннолетних на средовую дезадаптацию
7. Уровни выраженности психической средовой дезадаптации несовершеннолетних
8. Субкультуры людей маргинальной ориентации и их влияние на подрастающее поколение
9. Криминальная субкультура глазами отстающего ребенка
10. Социальная депривация как причина аномального развития личности несовершеннолетнего
11. Специфика интеллекта социально и педагогически запущенных детей и подростков
12. Комплекс неполноценности как вариант защиты Я-концепции
13. Побеги из дома и бродяжничество несовершеннолетних: причины, проявления
14. Особенности психической средовой дезадаптации у соматически ослабленных детей
15. Особенности психической средовой дезадаптации у несовершеннолетних с ретардациями психического созревания (психический инфантилизм и задержка психического развития)
16. Особенности психической средовой дезадаптации у несовершеннолетних с аномалиями в сфере характера
17. Особенности психической средовой дезадаптации у несовершеннолетних с аномалиями в сфере интеллекта
18. Особенности психической средовой дезадаптации у невропатичных детей
19. Воспитательная среда как условие психической средовой адаптации несовершеннолетних
Планы практических занятий по дисциплине
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) Основная литература
Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников для бакалавров и специалистов [Текст] : учебное пособие для вузов [Гриф Федерального института развития образования] / С. А. Беличева. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2012. - 331 с.
Кулганов В. А. Превентология. Профилактика социальных отклонений [Текст] : учебное пособие для вузов по направлению 050700 "Педагогика" [Гриф УМО] / В. А. Кулганов, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2014. - 301 с.
Яковлева Н.Ф. Разработка индивидуально ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Н. Ф. Яковлева. - 2-е изд., стер. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Флинта, 2014. - 121 с.
б) Дополнительная литература
Алмазов Б.Н. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся. Екатеринбург, Департамент образования, 1993.
Алмазов Б.Н. Маргиналы: пособие по психологии социального отчуждения для реальных психологов / Б.Н. Алмазов. - Екатеринбург, 2011. – 180 с.
Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. - Свердловск : Издательство Уральского университета, 1986. - 151 с.
Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: Учеб. пособие /Науч. ред. Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.
Алмазов Б.Н. Психология социального отчуждения. – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2007. – 192 с.
Алмазов Б.Н. Социальные и правовые аспекты профилактики наркозависимости : [прогр. для cтудентов вузов юрид., соц. и пед. ориентации] / Б. Н. Алмазов, П. П. Гриценко, Ю. Н. Ружников. - Екатеринбург : Юридический вестник, 1999. - 88 с.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994.
В ожидании будущего: программа психологического сопровождения подростков / М. А. Киселева, Г. Н. Малюченко, О. В. Карина, Н. Е. Шустова. - Москва: Чистые пруды, 2010.
Васильева С.М. Проблема насилия в школьной среде // Отечественный журнал социальной работы, 2012 №3 С. 106-113.
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод.пособие/ Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 240с.
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Шипициной. СПб, 2003.
Диагностика школьной дезадаптации: для шк. психологов и учителей нач. кл. системы компенсирующего обучения. - Москва : Социальное здоровье России, 1995. - 127 с
Защита детей от жестокого обращения/ Под ред. Е. Н Волковой. - СПб.: Питер, 2007.
Змановская Е. В. «Девиантология»: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: [учебное пособие]. - СПб.: Питер, 2012.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001.
Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. – СПб., 2005.
Кузнецова Ю.М. Психология жителей Интернета. - Москва: URSS, 2011.
Лангмейер И., Матейчик Д. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, Авиценум, 1984.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – СПб., 2005.
Николаева Е.А. Аддиктология: теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции. - Москва: Форум, 2011.
Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. Москва-Архангельск, 1996.
Овчарова Р.В. Справочник социального педагога [Текст] : справочное издание / Р. В. Овчарова. - Москва : Сфера, 2007. - 479 с.
Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2001.
Психосоциальная поддержка семей группы риска как предупреждение семейного насилия и семейного неблагополучия / Под ред. С.А. Беличевой. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2005..
Савина Н.Н. Креативная педагогика для «трудных»: монография. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. – 380с.
Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. – М., 2003.
Шанина Г.Е. Агрессивность как проявление дезадаптации: её диагностика и коррекция // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2010, №4. С. 44-55.
Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Энтони С. Открытие смерти в детстве и позднее. - Москва: РИМИС, 2009.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Психологические журналы и периодика:
1. htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»
2. htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»
3. htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»
4. htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психоанализа
5. htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа
6. htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»
7. psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»
8. htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»
9. htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциации
10. htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал
11. htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московскогоуниверситета. Серия 14. Психология
12. htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для освоения дисциплины «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних» необходимо мультимедиа оборудование и видеотехника для реализации принципа наглядности в лекционном курсе и на практических занятиях. Современная аудитория с мультимедийным оборудованием (видеопроектор, ноутбук, экран для видеопроектора).
Приложение 1
Образец титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра психологии образования и профессионального развития
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
"Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних"
Вариант
__________________________________________
Студент_________________
№ зач. кн._______________
Группа_________________
Преподаватель___________
Екатеринбург 2016
Приложение 2
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ПОДРОСТКА
Ф.И.О. _____________________________________________________ Возраст _______ Класс ______
1. Сведения о семье. Состав семьи: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характер эмоциональных отношений в семье, интерес родителей к ребенку: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Сведения о здоровье.
Особенности физического и психического развития, перенесенные ранее болезни и травмы, состояние здоровья к моменту изучения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Информация о развитии личности.
3.1. Основные жизненные события:
в младшем возрасте: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________в начальной школе: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________в неполной средней школе: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Значимые жизненные события для самого обучающегося: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений, сроки из исполнения: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.3. Увлечения. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и др.): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.4 Референтные лица для самого подростка: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Краткая школьная характеристика:
4.1. Успеваемость (восприимчивость новых знаний, степень готовности перехода на новый уровень обучения и познания): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.2. Отношение к учебе (сознательность и дисциплинированность по отношению к учебной деятельности, увлечение какими-либо учебными предметами):
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.3. Отношение к педагогическим воздействиям (способность усваивать воспитательные воздействия, адекватно реагировать на них): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.4 Отношения с одноклассниками:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.5. Проблемы, связанные с обучением и воспитанием обучающегося. | |
у учителей, родителей: | у самого подростка: |
Выводы_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Эмоционально-поведенческая сфера:
5.1. Сформированность коммуникативных потребностей (внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.2. Сформированность социальных мотивов поведения: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.3. Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию. Волевой контроль эмоциональных реакций. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.4. Внешняя культура поведения. Внешний вид, культура речи, поведения: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.5. Склонность к отклоняющемуся поведению (склонность игнорировать нормы и правила; отношение к наркомании, токсикомании, алкоголизму, делинквентному поведению): _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Развитие самосознания подростка:
6.1. Отношение к себе (самооценка, ее устойчивость, адекватность; принятие себя):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6.2. Степень критичности к себе, наличие навыков самоанализа: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6.3. Знание о себе (обоснованность, разнообразие и глубина самооценочных суждений): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.4. Регуляция поведения (способность к самоконтролю, самоорганизации, самовоспитанию):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Оценка средовой адаптации:
Выводы об особенностях средовой адаптации подростка: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Коллектив
1. Компетентный руководитель, пользующийся авторитетом и властью;
2. Компетентный помощник (уступает руководителю право принимать решения, но пользуется доверием коллег и командует без нажима);
3. Формальный помощник (имеет официальное право давать распоряжения, но не пользуется профессиональным уважением);
4. Принимаемый член коллектива, но не ценимый;
5. Рядовой сотрудник, в заменимости которого ни у кого не возникает сомнения;
6. Изолированный, которого терпят, не скрывая неприязни;
7. Бойкотируемый, с которым не хотят сотрудничать и требуют устранения.
Семья
1. Хозяин дома, зависимость от которого родные воспринимают с удовольствием;
2. Пользуется любовью и привязанностью близких, с оттенком угнетающего ощущения зависимости, приходится считаться с мнением более авторитетных людей;
3. Не испытывает проблем взаимодействия с членами семьи, не может рассчитывать на привязанность с их стороны;
4. Отгороженный, полагающийся на себя, но существующий без проблем и конфликтов;
5. Занимающий одну из сторон конфликта, имеющий сторонников и не теряющий надежды на семейный мир ценой победы;
6. Стремящийся к разрыву, но удерживаемый исключительно силой внешних обстоятельств;
7. Выталкиваемый всеми, но цепляющийся за семью из страха перед социальной средой.
Среда неформального общения
1. Лидер (максимально свободен в своих проявлениях, остальные члены сообщества не нуждаются в принуждении и следуют за ним с энтузиазмом);
2. «Звезда», к нему тянутся, ему подражают, но на поведение группы он может повлиять лишь опосредованно;
3. Независимый член сообщества, который может себе позволить роскошь автономного решения и дерзость претензии на лидерство;
4. Примыкающий без проблем, но и без встречной приязни, симпатии (сосуществующий);
5. Примыкающий ценой внутреннего смирения своих амбиций до поры, пока он не в состоянии сменить среду неформального общения;
6. «Помыкаемый», которому сосуществование с группой дается с вероятностью унижений;
7. Отвергаемый, стремление которого в группе наталкивается на явную неприязнь и угрозу прямой физической расправы.
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ СРЕДОВОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профиля подготовки «Психология профессионального образования»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 34 с.
Настоящий комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Автор: | кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития | Н.Г. Церковникова |
Рецензент: | кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ | А.А. Печеркина |
Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от 14 января 2016 г. №. 11
Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития | Э.Ф. Зеер |
Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от 29 января 2016 г. №.5
Председатель методической комиссии Института ППО | В.В. Пузырев | |
Зам. директора НБ | Е.Н. Билева | |
Директор Института ППО | И.И. Хасанова |
© ФГАОУ ВО «Российский
государственный профессионально-педагогический университет», 2016
© Церковникова Н.Г., 2016 |
© Алмазов Б.Н., 2016 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Входя в целостный и последовательный цикл подготовки бакалавров в области психолого-педагогического образования, дисциплина «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних» предполагает следующие цели ее освоения: повышение психолого-педагогической компетентности студентов в вопросах, связанных с профилактической, психодиагностической и коррекционно-развивающей работой с несовершеннолетними «группы риска» и отклоняющимися от нормы в физическом и психическом развитии детьми и подростками.
Задачи дисциплины:
- сформировать теоретические знания о сущности средовой адаптации, психологических особенностях развития личности несовершеннолетних с девиантными повед<