Методы регуляции психических состояний.
Психические состояния, являясь фоном, на котором протекает вся жизнедеятельность человека, во многом определяет характер взаимоотношений между людьми, поведение человека, его деятельность и даже функционирование организма. Поэтому умение регулировать свое психическое состояние произвольно, по собственному желанию, перерастает в умение управлять своими взаимоотношениями с другими людьми и поведением, позволяет оказывать целенаправленное влияние на деятельность, предохраняет организм от нервно-психических перегрузок.
По мнению Габдреевой Г.Ш. можно выделить два блока регуляции:
1. Внешний блок регуляции – открытая часть функциональной системы, обеспечивающая выбор оптимальных межличностных отношений, поведения, деятельности и психического состояния.
2. Внутренний блокопределяет процессы, направленные на сохранение гомеостаза в относительно закрытой части системы, отвечающей за приспособительную деятельность организма.
Первый и самый высокий уровень системы – социально-психологический. Наибольший интерес здесь представляет регуляция межличностных отношений.
Второй уровень – личностный, важнейшим объектом исследования на этом уровне является регуляция поведения личности.
Третий уровень – уровень психических процессов. На этом уровне изучению подлежат особенности управления и регуляции деятельности.
Четвертый уровень – уровень психических состояний. Объектом исследования являются управление и регуляция психических уровней реагирования, проявляющихся в виде переживаний.
Пятый уровень – уровень регуляции функциональных состояний, динамической стороной которых являются проявления периферической нервной системы.
Поскольку все уровни системы жизнедеятельности человека взаимосвязаны, изменение на любом уровне неизбежно ведет к изменению всей системы в целом. Осуществляя целенаправленную регуляцию процессов, происходящих на уровне психических состояний, можно оптимизировать состояние всей системы. Психические состояния в этом случае приобретают функцию регулятора отношений, поведения, деятельности и даже функционального состояния организма.
Осуществлять регуляцию психических состояний возможно несколькими путями. Так, изменение в психические состояния можно вносить непосредственно «прямым» путем, и опосредованно – через близкие уровни, благодаря «нисходящим» и «восходящим» их влияниям.
Методы прямой регуляции психического состояния:
Поворотной вехой в фармакотерапии заболеваний, проявляющихся прежде всего в нарушении функций эмоциональной сферы, явилась разработка таких препаратов, как аминазин и резерпин. Эти средства, созданные для лечения болезней, стали широко применяться для коррекции эмоционального состояния здоровых людей. Чрезмерное увлечение препаратами имеет нежелательные последствия: сонливость, чрезмерное возбуждение, затруднение мышления, снижение трудоспособности. При этом нарушаются свойственные здоровому человеку эмоциональные реакции, что сказывается на отношении человека к окружающему, на его поведении, происходит обеднение эмоциональной сферы, искажение самооценки и прочие изменения в структуре личности. кроме того, использование препаратов ведет к привыканию, что заставляет человека увеличивать дозы препарата. Длительный прием делает людей апатичными, неспособными к сопереживанию. Меняется структура их личности. В настоящее время, чрезмерное увлечение препаратами сменяется более трезвым отношением к ним.
Функциональная музыка как средство регуляции психического состояния. Музыка сама по себе не несет конкретной информации, но влияет на эмоциональную сферу. Она может тонизировать человека, настраивая его на борьбу, пробуждать грусть или печаль, создавать настроение.
После экспериментальных исследований девятнадцатого века было установлено, что музыка способна воздействовать на сердечно- сосудистую, дыхательную и нервную системы, причем частота пульса, дыхательных движений и сердцебиения зависит от высоты, силы, тембра музыкального произведения, а также от характера музыки и сочетания с определенным темпом. Ученые доказали, что музыка повышает чувствительность периферического зрения, изменяет тонус мышц, настроение человека, повышает его работоспособность. Таким образом, умело использованная музыка в руках человека может стать эффективным средством управления психическим состоянием.
Чтение художественной литературы как средство регуляции психического состояния. Библиотерапия, или либропсихотерапия – метод психотерапии, предложенный В.М.Бехтеревым. Его физиологическая сущность раскрыта И.П.Павловым и К.И.Платоновым.
Чтение художественной литературы оказывает влияние на психическое состояние человека. Читая, человек вовлекается в мир, созданный писателем, становится как бы соучастником событий. Действие конкретного литературного произведения строго индивидуально и связано со многими факторами: личными особенностями восприятия человека, его общим развитием, уровнем интеллекта, эрудицией, психическим состоянием. Но каждый человек имеет свои предпочтения, любимые книги, и часто они приходят на помощь в трудную ситуацию.
Методы опосредованного влияния на психическое состояние:
Трудотерапия. Труд является источником положительных эмоций – он создает бодрое настроение, приносит моральное удовлетворение, держит человека в определенном физиологическом и психическом напряжении, расширяет его кругозор, укрепляет волю, характер, воспитывает моральные качества. Труд отвлекает человека от ненужных, навязчивых мыслей и ощущений. В процессе творческого труда утомление, вялость, скука уступают место положительным эмоциям.
Имитационные игры.Оказывать влияние на психическое состояние человека можно и через изменение структуры личности путем формирования определенных черт характера. Эту задачу решает активный метод самоуправления – имаготерапия, или «имитационные (ролевые) игры»
Занимающимся предлагается играть роль такого человека, каким бы ему хотелось быть, причем играть добросовестно, переживая чувства и волнения изображаемого лица. При этом нужно учитывать, что все движения человека, жесты, мимика, интонация – все это проявления душевного состояния и наши действия оказывают влияние на наш внутренний мир.
Такие ролевые игры вначале могут быть непродолжительными и эпизодическими. При достижении успеха можно удлинять игру и упражняться чаще, например, 3-4 раза в день по 1 часу. Постепенно элементы этой игры можно привносить в привычную сферу общения, поведения, деятельности. Через некоторое время «игровое» поведение начинает занимать большую часть дня, становится привычным и превращается в обычное естественное состояние человека. При этом он приобретает новые черты характера, иначе строит отношения с окружающими.
Деловые игры заставляют человека подумать о своем поведении, эмоционально проникнуть в суть механизмов общения, разобраться в причинах конфликта, искать выход из сложившейся ситуации. Все это влияет на отношения человека, на его поведение, деятельность и психическое состояние.
Внушение и самовнушение как метод регуляции жизнедеятельности человека.Внушение, в основе которого лежит воздействие на эмоциональную сферу человека, на подсознательные механизмы его психики и характер мыслительных процессов, известно давно.
В общем виде В.Н.Куликов представляет внушение как психическое воздействие, которое осуществляется с помощью речи и неречевых средств и отличается сниженной аргументацией. Внушение применяется человеком при сниженной степени осознанности и критичности и становится его внутренней установкой, которая направляет, регулирует, стимулирует психическую деятельность и физическую активность, реализуемую при той или иной степени автоматизма.
Кроме способности воздействовать на других с помощью внушения, человек обладает способностью воздействия на самого себя.
Аутогенная тренировка.Деятельность наших внутренних органов регулируется вегетативной нервной системой, которая осуществляет свои функции до некоторой степени самостоятельно. Один из путей, позволяющий повлиять на непроизвольные функции организма: использование соответствующих представлений, с которыми раньше у человека были связаны те или иные эмоциональные состояния.
Все наши эмоции проявляются в определенном изменении мышечного тонуса. Характерно, что релаксация мышц всегда является показателем положительных эмоций, состояния покоя, радости, уравновешенности. Кроме того, глубокое мышечное расслабление способно ослабить или даже прекратить отрицательные эмоции вместе с сопровождающими их изменениями во внутренних органах.
Однако самым существенным в релаксации является то, что на ее фоне легко фиксируется самовнушение и принимается на веру все, что внушается.