Волевые действия, как и другие психические явления, имеют физиологический фундамент.
Волевое действие- это сознательное, обдуманное действие, посредством которого человек осуществляет действия необходимые в данных обстоятельствах.
Во многом волевые действия связаны с деятельностью так называемых "клеток Беца" - гигантский пирамидных клеток, расположенных в одном из слоев коры головного мозга в области передней центральной извилины. По своим размерам клетки Беца во много раз превышающих окружающие их другие нервные клетки. Эти нейроны, кстати, получили свое название по имени профессора анатомии Киевского университета В. А. Беца, который впервые описал их в 1874 г.
В клетках Беца и зарождаются импульсы к движению. Отсюда берут начало волокна, образующие массивный пучок, который идет в глубину мозга, спускается вниз, проходит внутри спинного мозга и достигает в конечном итоге мышцы противоположной стороны тела (так называемый пирамидный путь). Пирамидная система имеется только у млекопитающих, и хорошо развита у обезьян и особенно у человека.
Пирамидные клетки в зависимости от местоположения и выполняемых функций делятся на три группы:
- в верхних отделах передней центральной извилины лежат клетки, посылающие
импульсы к нижним конечностям,
- в средних отделах лежат клетки, посылающие импульсы к руке,
- в нижних отделах располагаются клетки, активизирующие мышцы языка, губ, гортани.
Пирамидная система является частью двигательного аппарата коры головного мозга. В случае поражения тех или иных пирамидных клеток у человека наступает паралич соответствующих им органов движения.
Произвольные движения - как проявление волевых действий - выполняются не изолированно друг от друга, а в сложной системе целенаправленного действия. Это происходит благодаря определенной организации взаимодействия отдельных участков мозга.
Большую роль в волевых действиях играют участки мозга, которые хотя и не являются двигательными отделами, но обеспечивают организацию двигательной (или кинестетической) чувствительности, необходимую для регуляции движений. Данные участки располагаются сзади от передней центральной извилины. В случае их поражения человек перестает ощущать собственные движения, и поэтому оказывается не в состоянии совершать даже относительно несложные действия, например взять какой-либо предмет, находящийся возле него. Интересно, что затруднения возникают в силу того, что человек подбирает не те движения, которые ему нужны в данной ситуации.
В начале волевого действия лежит подбор движения, но сам по себе этот подбор еще не достаточен для того, чтобы действие было выполнено умело, ловко, рационально. Необходимо обеспечить преемственность отдельных фаз движения, построить их цепочку.
Премоторная зона коры как раз и обеспечивает такую плавность движений. При поражении этой части коры у больного не наблюдается никаких параличей (как при поражении передней центральной извилины) и не возникает никаких затруднений в подборе движений (как при поражении участков коры, расположенных сзади от передней центральной извилины). При поражениях премоторной зоны у больного начинает в движениях проявляться значительная неловкость. Он перестает владеть своей двигательной деятельностью так, как он владел ими ранее. Ослабевают или даже исчезают приобретенные двигательные навыки разного рода. Иногда действия становятся ригидными: бессмысленно повторяются (больной оказывается не в состоянии прекратить действие). Если попросить такого больного написать один раз какое-нибудь слово, то он может написать его не один раз, а несколько десятков. Другой вариант - написав первую букву, он пишет ее снова и снова.
В основе любого волевого действия лежат те или иные мотивы. Для поддержания целенаправленности волевого действия, удержания мотива существуют специализированные структуры в мозге. Важную роль в удержании цели действий играют участки мозга, расположенные в лобных долях, - префронтальные участки коры. Интересно, что в ходе эволюции мозга лобные доли сформировались в последнюю очередь.
При поражении лобных долей наступает апраксия - нарушение произвольной регуляции движений и действий. Внешне апраксия проявляется в полном безволии: больной начинает выполнять действие и сразу его прекращает или преобразует его в другое действие в результате какого-либо случайного воздействия сторонних мотивов. Поведение таких больных превращается в неуправляемые, разорванные действия.
Апраксия проявляется и в так называемой полезависимости: любая вещь вокруг может сбить больного с толка, направить его действие в новое русло. То есть эта вещь порождает новую идею деятельности, которая тут же и воплощается в жизнь в силу отсутствия целенаправленной деятельности. Больной может пройти мимо вешалки и надеть чужую шляпу (просто потому, что шляпы надевают на голову), он может пройти мимо открытого шкафа и зайти внутрь (просто потому, что в шкаф можно зайти), а потом беспокойно в нем озираться, не представляя что делать дальше.
Другое проявление мозговой патологии - абулия. Она проявляется в:
- отсутствии каких-либо побуждений к деятельности,
- неспособности принять решение,
- неспособности осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается.
Причина абулии - патологическое торможение коры головного мозга, в результате которого интенсивность импульсов к действию оказывается значительно ниже необходимого для деятельности уровня.
Волевые действия не ограничиваются только движениями. Большое значение имеет и вторая сигнальная система, осуществляющая сознательную регуляцию человеческого поведения. Вторая сигнальная система (слова) активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти. Слова могут регулировать внимание, вызывать эмоции и таким образом влиять на формирование мотивов волевых действий и поддерживать их устойчивость во времени.